Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей
материал (старшая группа) по теме
Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление, имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом, выполнять заданную социальную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_socialnoy_kompetentnosti_u_detey.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Процесс становления личности и её нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.
Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление, имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом, выполнять заданную социальную роль.
Одним из главных аспектов социальной компетентности является нравственно-патриотическое воспитание.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае является краеведение. Оно раскрывает связи родного посёлка с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Исходя из возрастных особенностях детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнавать как можно больше нового о своей малой Родине, т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней. Однако малую Родину ребёнка нельзя ограничить только сквером или парком, который находится рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живёт ребёнок. Малая Родина – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места родного края, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в посёлке, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и мн.др.
Главной целью работы является формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста на краеведческом материале.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему малой Родины;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю, стране;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит вокруг, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям, культуре родного края;
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Большую роль в ознакомлении дошкольников с окружающей и социальной действительностью играют экскурсии. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решали программные задачи экскурсий. Этот метод обеспечил чувственное активное восприятие объектов окружающей действительности. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении явились вопросы и вопросы – задания, заставляющий детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между объектами и предметами. Например, рассматривая в музее предметы старины, дети сравнивают их с современными вещами, тем самым знакомятся с их назначением, историей.
Значительное место в нашей работе мы уделяем беседам. Для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения знаний об окружающем – итоговая беседа после экскурсии.
Чтобы закрепить появление системных знаний о особенностях родного края, мы продумали другие формы работы. В группе была создана развивающая среда, которая способствовала развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал , созданы мини музеи : « Русская изба » , « Мой город» , «Музей хлеба » .
В работе с детьми целесообразным считали использование художественного слова: произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Художественная литература, народный фольклор явились эффективным средством для расширения кругозора детей о природе, культуре, истории своей Родины.
Благотворно влияет на детей слушание музыки П.И. Чайковского, М.Глинки. Репродукции картин «Утро в сосновом бору» И.Шишкина, «Золотая осень» И.Левитана и др. также созвучны с музыкой. Их исполнение влияет на формирование чувства гордости за свою народ, свою страну, воспитывает любовь к родным местам.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада. Родители стали нашими единомышленниками в проблеме приобщения детей к родному краю. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
- провели родительское собрание на тему « Воспитание патриотических чувств у дошкольников»
-проведён семинар-викторина для педагогов и родителей по теме
- совместные выставки работ детей и родителей: «Мой край », «Моя Родина»;
- конкурсы совместных работ детей и родителей: «Самая оригинальная кормушка для птиц», «Осенние фантазии »Новогодняя игрушка своими руками» и т.д.
- участие в фольклорных праздниках и развлечениях: «Новый год», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
- домашние задания для совместного творчества детей и родителей: учили пословицы, поговорки, стихи, делали герб своей семьи, свою родословную;
- проводилось анкетирование родителей: «Что я знаю о родном крае»;
Жизнь ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста определила общественную направленность личности ребёнка, сформировала у него активную жизненную позицию и, что чрезвычайно ценно, позволяет успешнее осуществлять в более позднем, школьном возрасте нравственное – патриотическое воспитание, формировать мировоззрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"
Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....
Взаимодействие с семьей как условие формирования социальной компетентности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель нашего взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду....
Взаимодействие педагогов и родителей в формировании личностных качеств у детей (из опыта работы группы «Рябинка»)
Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Основные её структуры закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию л...
Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"
Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....
Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»
Актуальность Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...
Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....
Консультация на тему: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
Интерактивные формы бесконфлиетного общения педагога с родителями....