Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пономарева Татьяна Дмитриевна

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка  обучающегося по АОП с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_s_tnr.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

УТВЕРЖДЕНО:

ППк МБДОУ «Д/сад № 48»

от «15 сентября» 2023 г.

Протокол № 03

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Ведущий специалист:

Педагог-психолог: А.О Лазарева

Учитель-логопед: Л.В. Шуракова

Воспитатели: Н.И. Сухоносова

В.В. Панова

Родитель (законный представитель) ознакомлен (а)_________________________________________________________________________

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Общие сведения

Информация о ребенке, родителях, специалистах ДОО

ФИО ребенка:

Дата рождения:

Адрес места жительства (регистрации):

Отец:

Мать:

Воспитатель:

Педагог-психолог:

Учитель – логопед:

Председатель ППк

Заключение ПМПК

Протокол ТПМК от 31.07.2023 № 43/9 (1).

По результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в психическом развитии.

Нуждается в создании  условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа обучения

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи.

- Чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности;

- Использование методов, активизирующих  познавательную деятельность.

Форма обучения

В образовательной организации: комбинированная группа

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Не нуждается

Предоставление услуг ассистента (помощника)

Не нуждается

Обеспечение доступа в задания организации

Не нуждается

Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы

Не нуждается

Сроки реализации АОП, наличие инвалидности

Период обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: первый год.

Начало реализации программы учителем-логопедом: 15.09.2023 г.

Начало реализации программы педагогом-психологом: 15.09.2023 г.

Завершение реализации программы__________________ на основании________________________

Заключение и рекомендации ППк ДОО

Основные особенности развития ребенка, заключение по результатам комплексной диагностики

Результаты психологического – педагогического обследования

В контакт вступает постепенно, носит стабильный характер. Отвечает по сути заданного вопроса, знает своё имя, фамилию, возраст,  имена родителей.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде заинтересованности. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. После сделанного замечания старается исправить ошибку. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный.

Деятельность ребенка целенаправленная, носит стабильный характер, темп преимущественно умеренный при выполнении всего задания.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. Инструкцию понимает,  удерживает. Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания.

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности.

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы, цвета соответствуют возрасту: основные и оттеночные цвета знает, называет. Геометрические формы знает, называет. Уровень пространственно-временного восприятия сформирован (времена года знает, называет последовательно; части суток и дни недели знает, называет последовательно; ориентируется верх – низ; право – лево; понятия величины сформированы).

Память. Зрительная и слуховая модальности сформированы одинаково. Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста. Объём слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения в пределах возрастной нормы (методика «8 слов» - 4:6:8, отсроченное воспроизведение – 7 слов), кратковременная память и долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста. Скорость запоминания без особенностей.

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Уровень развития логического мышления соответствует возрасту. Четвертый лишний исключает, объясняет. Навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы. Причинно-следственные связи устанавливает. Элементарные математические представления сформированы (выполняет прямой и обратный счёт; простые задачи решает самостоятельно; называет соседей числа).

Конструктивный праксис не нарушен, разрезную картинку из 5-ти частей составляет самостоятельно.

Уровень развития мелкой моторики соответствует возрасту. Уровень развития графической деятельности и зрительно-моторной координации сформирован. Ведущая рука – правая.

Результаты медицинского обследования

Врач-невролог, врач-ортопед – наблюдение по рекомендациям

Вторая - группа здоровья

Результаты логопедического обследования

Особенности поведения. Идет на контакт, проявляет  интерес к выполнению заданий.                                                                                                                                                       Общее звучание речи. Темп высказывания умеренный, голос нормальный. Речь окружающим понятна, нарушения звукопроизношения заметны.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Строение артикуляционного аппарата без патологии. Губы правильной формы. Зубы ровные.  Подвижность органов артикуляции недостаточная. Движения языка не в полном объеме.

Состояние общей и мелкой моторики. Ведущая рука правая. Мелкая моторика рук развита по возрасту.                                                                                                                                                  Состояние словаря: В речи использует существительные, глаголы, реже прилагательные. Называет своё имя, возраст, знает имена родителей. В активном словаре недостаточно обобщающих понятий, не называет «Обувь»,  «Домашние птицы», «Транспорт».  Исключает 4-ю лишнюю картинку, объясняет свой выбор.    Дифференцирует диких и домашних животных. Называет детёнышей животных (не сказала, кто у бобрихи, барсучихи. овцы).  Глагольный словарь, обозначающий голоса животных недостаточный (кукушка «кукукает», волк – «аукает», лошадь «игогокает»», собака - «гавкает»). Знает, кто как из животных передвигается.   Знает порядок чередования времеа года, выделяет 2, 3  признака с опорой на наглядность и вопросы. Перечисляет части суток, дни недели. Знакомые антонимы подбирает. При предъявлении нового материала в подборе антонимов возникают затруднения (широкий – «маленький»), часто использует частицу «не» (поднимать - «не поднимать», друг – «не друг»). Определяет форму предметов. Признаки к предметам подбирает, ориентируясь на цвет, форму.

Грамматический строй. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа имен существительных. Допускает ошибки в употреблении падежных окончаний множественного числа существительных, в согласовании числительных с существительными («два пеня», «стуов» - стльев). Неточности при образовании относительных прилагательных от существительных («железовая» - железная, «сомовая» - соломенная). Испытывает затруднения в образовании притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами увеличения, сравнительной степени прилагательных. Понимает значение предлогов, употребляет в речи по назначению.

Звукопроизношение. Ш, Ж мягкие. Ротоцизм, ламбацизм.

Фонематическое слух. Недостаточно сформирован. Неправильно дифференцирует слова: бочка-почка, щелка-щелка. Звуковой анализ слов. Определяет порядок звуков в коротких словах с опорой на интонационное выделение звуков голосом.

Связная речь. Диалог поддерживает на вопросы отвечает, задает вопросы. Содержание сюжетной картинки понимает, рассказ не составляет, перечисляет изображенные действия («Лето. Девочка качается на качелях. Сидят кошка и собака»).

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель

Организация целенаправленного комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, квалифицированной коррекции недостатков в развитии.

Задачи

- обогащение и активизация словаря;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков);

- развитие лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи.

  1. Целевые ориентиры освоения АОП с ТНР. Приложение № 1.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов АОП

Для оценки результатов реализации АОП используются:

- Методика обследования речи (О.С.Ушаковой) - воспитатель

- Карты наблюдения за развитием ребенка (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) (автор-составитель Верещагина Н.В.) – воспитатель

- Методика речевого обследования (Н.В. Нищева) – учитель-логопед

- Методика психолого-педагогического обследования (Е.А. Стребелева) – педагог-психолог.

Результативность. Лист динамического наблюдения. Приложение № 2.

Исполнители

Направление деятельности

Индивидуальные планируемые результаты на период

Результативность

Середина года

Конец года

Учитель-логопед

Фонетико-фонематическое развитие

  • пользуется поставленными и автоматизированными звуками в свободной речевой деятельности;
  • дифференцирует на слух и в произношении все изучаемые звуки;
  • выделяет звук на фоне слова, выполняет  звуковой анализ слов, состоящих из    3 – 5 звуков;
  • различает понятия «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «предложение»;
  • правильно произносит слова разной звуко – слоговой структуры.

Лексическое развитие

  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • умеет подбирать слова с противоположным значением, однокоренные слова;
  • умеет объяснить значение многозначных слов, слова в переносном значении.

Грамматический строй речи

  • правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • умеет строить разные виды предложений.

Развитие связной речи

  • владеет навыками диалогической речи;
  • составляет различные виды рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  • пересказывает знакомые сказки, небольшие тексты;
  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого рассказы «из личного опыта»;
  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению.

«Результативность» - оценка достижения планируемых результатов указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты;

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику;

II Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленными в пяти образовательных областях.

Образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» реализуются в соответствии с  АОП для детей с ТНР (тяжелое нарушение речи).

2.2 Формы работы с воспитанником в рамках программы:

Группа

Педагог

Форма работы

Продолжительность  занятия

Подготовительная

Учитель-логопед

Индивидуальная

25 мин; 2 раза в неделю

Воспитатель

Индивидуальная, индивидуальный подход на занятиях

В течение дня

2.3 Форма участия родителей в реализации программы

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

Участие в составление АОП

В начале года

Оценка возможностей ребенка и социального окружения (родителей/законных представителей). Утверждение АОП.

Середина и конец года

Динамика развития ребенка и эффективность АОП с точки зрения родителей.

Участие в реализации АОП

В течение всего года

Осуществляют развивающее взаимодействие с ребенком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов. Выполняют рекомендации учителя-логопеда.

Посещают коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда.

Проводят необходимые диагностические и лечебно-профилактические мероприятия (наблюдение невролога, ортопеда).

Посещение совместных детско-родительских занятий, консультаций специалистов: обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком

В течение всего периода, по мере необходимости

Повышение педагогической компетентности родителей.

  1. Содержание коррекционной работы

Коррекционно-развивающая работа включает:

- системное и разностороннее познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;

- речевое развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

Основными направлениями коррекционной работы являются

ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие двигательной деятельности, развитие ручной умелости.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- развитие навыков самообслуживания и гигиены;

- развитие игровой деятельности.

ОО «Речевое развитие»

- увеличение пассивного и активного словарного запаса.

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

ОО «Познавательное развитие»

- развитие сенсорных функций.

- развитие элементарных математических представлений.

- ознакомление с окружающим миром. Формирование восприятия и целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом образовательных потребностей ребенка и заключений ПМПК, ППк МБДОУ «Д/сад № 48». Коррекционная работа проводится в течение одного учебного года и делится на три этапа:

  1. Диагностический – 3 раза в год.
  2. Организационный – составление расписания подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Коррекционно-развивающий – организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Решение о переводе с АОП на ОП ДО, изменения АОП принимается по итогам диагностики членами ППк ДО.

III. Организационный раздел.

3.1 Условия реализации адаптированной образовательной программы

Создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности.

Соблюдение допустимого уровня образовательной нагрузки.

Применение технологий:

- технология моделирования

- технология коррекции речевых нарушений (логоритмика, артикуляционная гимнастика)

-элементы арттерапевтической технологии;

-элементы дыхательной гимнастики»;

-элементы акватерапии;

- работа в сенсорной комнате по снятию мышечного напряжения;

3.2. Организация развивающей – предметно-пространственной среды осуществляется согласно АОП с ТНР.

IVраздел реализуется в соответствии с АОП с ТНР ДО.

Воспитатель: ____________________________________________

Учитель-логопед: ________________________________________

Педагог-психолог: ________________________________________

Председатель ППк _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....