« ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
статья по коррекционной педагогике

Боровик Елена Владимировна

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода. Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx113.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Desktop\ФОТО ЦЕНТР\ФОТО  Я\3.jpgАвтор: Боровик Елена Владимировна

воспитатель ГКУСО РО Донецкого центра помощи детям

« ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода. Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «особенные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. 

     Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ:

1 этап – диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

2 этап – коррекционно-развивающий

Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных  педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.

Основные направления работы:

Развитие эстетической культуры

Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного.

Интеллектуальное развитие

Цель: формировать целостность научной картины мира.

Саморазвитие

Цель: формировать самосознание, становление активной позиции.

Развитие патриотизма и гражданственности

Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, своей стране.

Развитие нравственности

Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру.

Развитие творчества

Цель: развивать творческие способности.

Здоровьесберегающее развитие

Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.

Методы и приемы работы по основным направлениям:

- игровые ситуации;

- дидактические игры;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;

- индивидуальные развивающие занятия;

- беседы, тестирование, анкетирование, консультации, поручения;

- просмотры фильмов, изучение художественной  литературы;

- участие в проектной деятельности.

     Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения  позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

     Основная задача педагога в работе с «особенными  детьми»  - вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать ему индивидуальную помощь, дать совет; добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания, приобретал умения, необходимые ему в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...

особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Я являюсь воспитателем детского сада «Рябинка» и уже три года работаю в группе, которую посещает ребенок – инвалид (с-м Дауна). Работая с таким ребенком я поставила перед собой цель максимально развит...

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)...