« ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
статья по коррекционной педагогике
Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода. Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Боровик Елена Владимировна
воспитатель ГКУСО РО Донецкого центра помощи детям
« ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода. Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «особенные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ:
1 этап – диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
2 этап – коррекционно-развивающий
Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Основные направления работы:
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного.
Интеллектуальное развитие
Цель: формировать целостность научной картины мира.
Саморазвитие
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции.
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, своей стране.
Развитие нравственности
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру.
Развитие творчества
Цель: развивать творческие способности.
Здоровьесберегающее развитие
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.
Методы и приемы работы по основным направлениям:
- игровые ситуации;
- дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы;
- индивидуальные развивающие занятия;
- беседы, тестирование, анкетирование, консультации, поручения;
- просмотры фильмов, изучение художественной литературы;
- участие в проектной деятельности.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Основная задача педагога в работе с «особенными детьми» - вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать ему индивидуальную помощь, дать совет; добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания, приобретал умения, необходимые ему в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-756109-1455528958.jpg)
Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
характеристика особенностей развития детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-826443-1475764321.jpg)
особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Я являюсь воспитателем детского сада «Рябинка» и уже три года работаю в группе, которую посещает ребенок – инвалид (с-м Дауна). Работая с таким ребенком я поставила перед собой цель максимально развит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-480016-1467017306.jpg)
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)...