особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (младшая группа) на тему

Дондукова Юлия Александровна

Я являюсь воспитателем детского сада «Рябинка» и уже три года работаю в группе, которую посещает ребенок – инвалид (с-м Дауна). Работая с таким ребенком я поставила перед собой цель максимально развить его познавательные возможности, подготовить к посещению детского сада и к самостоятельной жизни . Зная, что часто эта способность связывается с развитием речи. Но для того чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, необходимо: 1. Поставить цель. 2. Спланировать действие, приводящей к этой цели. 3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности. Например, играя сюжетно-ролевую игру «Поход в магазин за хлебом» мне нужно было показать поэтапно, т. е. весь алгоритм действия. Примерно по такой схеме: выбираю одежду по сезону, надеваю ее, беру деньги, иду в магазин, расплачиваюсь, беру хлеб, иду домой и раздеваюсь. Сначала игру проигрываю с детьми и только потом как правило ребенок сам просится поучаствовать в игре. Сюжетная игра также позволяет понять и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Например, игра в поликлинику, во время которой мы проигрываем все то, что происходит с ребенком во время посещения врача. Кроме того, умение переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления. Часто получается так, что навык, отработанный на занятии, оказывается востребованным только на занятии, так как он не требуется в быту. Поэтому подбираются такие игры которые могут быть использованы ребенком в быту. Наблюдалось, что ребенок правильно использует игрушки, например, если это кукла и коляска, то он ее катает и не может сам включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет. В своей работе уделяла большое внимание сюжетной игре, потому что ребенок-инвалид не может сам научиться играть, сколько бы игрушек у него ни было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы научиться. Родители часто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными методами, в то время как игра является значимой частью обучения. При правильно построенном обучении навыки, сформированные на занятии и в игре, должны использованы во все ситуациях. К примеру, на занятии ребенок учится сортировать предметы по цвету опираясь на образец, т. е. класть красные кружочки к красным , а желтые — к желтым. А в игре мы говорим ребенку: «Вот красная тарелочка, найди такую же кружечку?» Меня радовал результат, когда ребенок усвоил и начинал самостоятельно использовать навык. В настоящее время не вызывает сомнений, что такой ребенок проходит те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с таким заболеванием. Конечно же дидактические занятия проводить с ребенком с отклонениями сложно, но возможно. Примерно, так проводила я. Прежде чем выполнять задания во время занятия, он должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь самые простые просьбы. Они могут выражаться словами или жестами, не стоит забывать о том, что ребенок подражает взрослому. Например, даю карандаши и прошу поставить ее на стол, одновременно показываю как ставить на стол. Во время занятий хорошо использовала яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. Например, для обучения сортировке использовались, кубики и шарики, шишки,вилки и ложки. Картинки использовались только тогда когда ребенок был уже знаком с этими предметами. Самой главной деятельностью для ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться, играть , этому его тоже надо научить. В первое время ребенок-инвалид будет зрителем, а другие ребята играют с игрушками дополняя игру игрушками. Затем, подражая детям, он начинает выполнять отдельные действия с игрушками, а потом постепенно учиться объединять их в целые сюжеты. Как только ребенок , начинает играть самостоятельно, просила или комментировала сама действия малыша. Причем высказывания были простыми, понятными и эмоциональными. Например, « Кукла плачет, давай покачаем» при этом показываю, как плачет кукла и как надо качать ее. После демонстрации малышу модель поведения, оставляла игрушки в поле досягаемости и давала возможность проиграть самому. Хорошо, если ребенок разнообразные ощущения кистями рук и телом. Такие дети очень любят играть в «грязные» игры. Эти игры предлагают использовать песок, воду, тесто, пластилин, глина, крупа и т. д. Любовь к таким играм связано с сенсорным дефицитом. Выйдя на прогулку, такой малыш может долго играть в песочнице, ползать и валяться на песке и траве, строить замки из песка, собирать ветки и камешки. Примерно, такой опыт я приобрела работая в детском саду в группе, где ребенок уже принципе ни чем не отличается от других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foto.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»....

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья...