Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему
характеристика особенностей развития детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_osobennostey_razvitiya_detey_s_ovz.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Категории детей | Типичные проявления недоразвития | Специфические психолого-педагогические особенности |
Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) | Активный словарь находится в зачаточном состоянии. | Речь ребёнка для окружающих непонятна. Ребёнок использует (в основном по инициативе взрослого) звукоподражания, лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов. |
Активная речь имеет специфический характер. | Под одним звуковым комплексом объединяются группы предметов, имеющих несущественный признак. Один и тот же объект в разных ситуациях называется по-разному. Названия действий часто заменяется названием предмета или наоборот. Обобщающие слова не используются. Фразовая речь может отсутствовать или сочетаться с лепетными словами. Звуковая и слоговая структура слова не сформирована. | |
Пассивный словарь может быть шире активного. Понимаемая речь связана с ситуацией, в которой находится ребёнок. | Образы предметов, представления носят размытый характер, формируются с трудом; образы восприятия в ситуации непосредственного общения более чёткие, понятные ребёнку. | |
Поведение может носить неорганизованный характер. | Недостаточно устойчивое внимание, слабость регулирующей функции речи, неразвитость интересов. | |
Недостаточность тонкой моторики | Гипотоничные или гипертоничные мышцы кистей рук, недостаточная координация пальцев. Слабое владение предметными действиями, особенно орудийными. | |
Недостаточность крупной моторики. | Замедленное формирование и непрочность двигательных умений и навыков. Некоординированность движений, слабость равновесия. | |
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) | Замедленный темп созревания психических структур. Сочетание дефицитарных функций с сохранными. Частое проявление инфантильности: страдает работоспособность, или произвольность в организации деятельности, - или / и мотивация познавательной деятельности. Возможны: низкий темп психической активности; речевые нарушения; дефицит внимания с гиперактивностью; вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности. | Ограниченность представлений об окружающем мире. Низкий уровень общей осведомлённости. Быстрая истощаемость. Неумение принимать задание взрослого и доводить его до конца. Недостаточная целенаправленость деятельности. Отсутствие или слабость познавательных интересов, преобладание игровых мотивов. Несформированность мыслительных процессов. Неустойчивость внимания. Выраженная утомляемость, особенно при интеллектуальной нагрузке и однообразной деятельности. |
Чрезвычайно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Надолго сохраняются черты «детскости»: импульсивность, непосредственность, эгоцентризм. | ||
Обеднённость словаря, нарушения грамматической структуры речи, звукопроизношения и др. сторон речи. | ||
Дети с умственной отсталостью | Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого | Снижение активности, работоспособности. Ограниченное усвоение навыков самообслуживания |
Отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности. | Недостаточно дифференцированное восприятие. Сложности в пространственной ориентировке, несформированность мыслительных операций. | |
Значительное снижение произвольности психических функций, особенно внимания и памяти. | Внимание и память мало продуктивны, поддерживаются только предметами, игрушками, имеющими яркие особенности. Суженный объём воспринимаемого мира. | |
Нарушение функций речи. | Трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. | |
Эмоциональная нестабильность. | Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Лёгкая смена настроения, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие детей с ОВЗ...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Консультация для родителей...
особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Я являюсь воспитателем детского сада «Рябинка» и уже три года работаю в группе, которую посещает ребенок – инвалид (с-м Дауна). Работая с таким ребенком я поставила перед собой цель максимально развит...
«Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
laquo;Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»....
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья...