Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике по теме
Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Звездочка»г.Зернограда
Особенности социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: воспитатель
Лысенко Татьяна Алексеевна
2016 год
Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе):
- субъект-объектный подход (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект), представители - Эмиль Дюркгейм, Талкот Парсонс;
- субъект-субъектный подход (человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого), представители – Чарльз Кули, Джордж Герберт Мид.
Три группы задач социализации на возрастных этапах
- естественно-культурные задачи (достижение определенного уровня физического и сексуального развития);
- социально-культурные задачи (познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые);
- социально-психологические задачи (становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение).
Стадии развития личности в процессе социализации (по А.В. Петровскому):
- стадия адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства. Человек обучается быть личностью;
- стадия индивидуализации или обособления вызвана потребностью персонализации. Характерно воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах;
- проявляется именно того, чем один человек отличается от другого;
- стадия интеграции предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ (на основе материалов исследований):
- Группа «Я и Я» – самоотношение; неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям;
- Группа «Я и ты» - межличностные отношения; индифферентное отношение к своему положению в трудовой группе и лабильность, неудовлетворенная потребность в общении как в процессе, недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора приятеля;
- Группа «Я и мир» - представление о мире и природе; незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, представления об окружающем мире неточны и фрагментарны, они не отражают существующих взаимоотношений. Сами считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, у них нет переживаний за свое будущее, что обусловлено малым числом контактов с окружающими людьми и завышенным уровнем притязаний.
Другими словами
- Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
- Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
- Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, радоваться жизни ему мешает неравенство возможностей.
Механизмом социализации является приращение социального опыта
- Опыт, или опытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления;
- Социальный опыт представляет собой совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей (Л.В. Мардахаев).
Чем больше социального опыта, тем больше человек личность.
Поддержать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии.
- Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С. Газман).
- Социально-педагогическая поддержка – оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально за данных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта (Л.Я. Олиференко).
Основные принципы, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
- вера в эти возможности ребенка;
- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
- сотрудничество;
- содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства;
- реализация принципа «Не навреди»;
- обучение приемам психологической самозащиты.
Методы социально-педагогической поддержки:
Методы социально-педагогической поддержки развития духовнонравственных и гражданских чувств
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка (увлечение добрым делом; увлечение героическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины);
2. Методы укрепления чувства ответственности (доверие, просьба, беседа-размышление, поручение);
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка (напоминание, сомнение, достижение согласия с самим собой, достижение гармонии с окружающим, метод саногенного мышления).
Методы социально-педагогической поддержки:
Методы социально-педагогической поддержки развития способностей
1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, размышления, рефлексия, сравнительные характеристики, интервью, тестирование и анкетирование);
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «мозгового штурма», метод «сократовской беседы», метод мыслительной деятельности, метод деловой игры, метод развития интуиции, метод психотренинга);
3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод творческого выполнения задач, метод, метод поручения, метод упражнения);
4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (метод создания воспитывающих ситуаций, метод коммуникативного тренинга, ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т. д., метод творческого поиска.
Методы социально-педагогической поддержки:
Методы поддержки здоровья
1. Методы поддержки эмоционального здоровья (метод радостной перспективы, метод увлечения весельем, метод поощрения и похвалы, метод самонаблюдения своих эмоций;
2. Методы поддержки физического здоровья (метод оптимального режима жизни; метод постепенности приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, метод физических упражнений и занятия спортом; метод рекреации);
3. Методы поддержки психического здоровья (метод гашения отрицательных переживаний, метод устранения плохих привычек, метод выработки хороших привычек и положительных черт характера, метод релаксации).
Социально-педагогическая поддержка семьи
- Применительно к семье социально-педагогическая поддержка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, психологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие члены), результатом которого является освоение родителями педагогической культуры и социализация ребенка.
- Педагогическая культура родителей — это многоуровневое явление, включающее такие компоненты, как общекультурный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспитания, умение применить качества воспитателя: готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.
- Формы социально-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ: Задачи формирования педагогической культуры родителей: Информационно-консультативная работа, в т.ч. во время патронирования семьи;
- Тематические родительские собрания, лектории, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров;
Задачи организации благоприятной социальной среды:
- Организация дней открытых дверей, выставок детских творческих работ, классных и общешкольных праздников с участием родителей;
- Включение в работу Родительского клуба, клубов по интересам, в деятельность общественных организаций, помогающих семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
«Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация для педагогов....
Педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Полная характеристика категорий детей с нарушениями в развитии...
Психолого- педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исс...
Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...
- Мне нравится (1)