ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности.
Отличительная черта инклюзивной формы обучения и воспитания в ДОУ – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».
Вся деятельность по включению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной вертикали должна опираться на единую и принимаемую всеми специалистами образования типологию отклоняющегося развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
В своем послании 30 ноября 2010 г. Федеральному собранию Президент РФ Медведев Д.А. особо подчеркнул: «Не могу не сказать ещё об одной проблеме. У нас практически отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов и людей с тяжёлыми заболеваниями. Излишне добавлять, насколько остро эта проблема стоит для детей». Современная система образования общества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности:
- потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении – с учётом индивидуальных склонностей, интересов и способностей;
- потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества;
- потребности в развитии у личности трудовых и практических умений.
Для детей с особенностями развития инклюзия – это возможность быть активным участником жизни общества, прожить достойную и интересную жизнь, для детей, развивающихся в норме - это опыт взаимодействия с разными детьми, возможность понять, что в жизни приходиться сталкиваться с разными ситуациями, и их решение зачастую зависит от нас самих, от нашего отношения. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Это особый подход к воспитанию, преподаванию и обучению, которое должно быть более гибким для удовлетворения различных потребностей.
Ключевые принципы инклюзивного воспитания и обучения в ДОУ:
- дети ходят в местный (по месту жительства) детский сад и школу;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе инклюзии и готовят к интегративному (комбинированному) детскому саду.
- система разработана для поддержки детей с различными способностями таким образом, что улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей;
- все дети участвуют во всех мероприятиях (представления, конкурсы, спортивные мероприятия, экскурсии);
- индивидуальное детское воспитание и обучение поддерживается совместной работой воспитателей, специалистов, родителей;
- инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей, и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами общества.
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».
В современной мировой психолого-педагогической теории и практике в течение нескольких десятилетий вопросы инклюзивного образования остаются по-настоящему актуальными. Наряду с довольно гуманным отношением к лицам с ограниченными возможностями здоровья, присутствует и нейтральная оценка из возможностей, что свидетельствует о недостаточности достоверной информации о жизни лиц с ОВЗ, их потенциальных возможностях, индивидуальности и одарённости. Грамотное ведение инклюзивного воспитания и обучения позволит изменить отношение, как между участниками образовательного процесса, так и между всеми членами общества на основе уважения прав личности любого человека. Эффективная реализация задач развития инклюзивного образования, включение особого ребёнка в среду ДОУ невозможна без специализированного психолого – педагогического сопровождения инклюзивной практики. Очень важную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья играют их родители и близкие люди, то есть семья. Семья является первым социальным институтом, в котором ребёнок вступает в первый контакт с окружающими людьми и приобретает навыки общения. Любовь значимых близких взрослых – родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение являются важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребёнка. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который можно направить в помощь ребёнку с проблемами в развитии. Именно поэтому родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих детей, причины возникновения проблем, а так же влияние неверной родительской позиции в отношениях с ребёнком на его состояние. Родители должны знать, что неадекватные воспитательские подходы с их стороны: гиперопека, физические наказания, унижения, оскорбления, воспитание культа болезни формируют личностную неустойчивость ребёнка, наносят колоссальный вред его здоровью. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Ребёнок должен быть включён в обычную повседневную жизнь семьи, у него должны быть свои обязанности, поручения, которые он по возможности может выполнять. Правильное распределение обязанностей будет способствовать сглаживать у ребёнка ощущение ущербности, формирование у него адекватной самооценки, а также развитию у него волевых качеств (трудолюбие, отзывчивость, помощь и любовь к ближним, эмоциональная устойчивость), личностных установок и прогнозов на будущее.
Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается особенный ребенок, возможность жить полноценной жизнью, не разлучаясь с ребенком, не перекладывая вопросы воспитания на безликое «государственное обеспечение», и не замыкаясь в узком семейном круге. Также необходимо, чтобы родители общались с людьми находящимися в подобной ситуации. Адаптация ребёнка в семье является базовым условием его дальнейшей социально - трудовой адаптации в жизни. Позиция родителей в прямом смысле определяет судьбу ребёнка.
В работе с семьей педагог (воспитатель, специалист) ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – целенаправленное стремление вызвать у родителей интерес к своему ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему. Совместная деятельность будет способствовать лучшему взаимопониманию, объединению усилий в интересах детей, формировать чувство сопричастности.
Родители принимают решение о выборе образовательного учреждения, задача специалистов психолого – педагогической комиссии помочь не только в выборе образовательной стратегии, но и определить, в каком образовательном учреждении ребёнок получит лучшую социальную адаптацию, будет развиваться, и качество этого развития станет максимально возможным.
Важным этапом является составление индивидуальной программы помощи семье. Индивидуальный план обслуживания семьи разрабатывается командой специалистов, совместно с родителями. Программа помощи должна иметь четко определенные задачи, реализация которых приведет к нормализации жизни ребёнка и семьи, максимально возможное развитие и поддержку функциональных способностей ребёнка в соответствии с его возможностями. Немаловажным фактором в составлении индивидуальной программы является непосредственное согласие и принятие происходящего родителями, оказание ими посильной помощи специалистам. Для «особого» ребёнка наиболее высокие результаты развития и адаптации достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов. Когда между специалистами и родителями устанавливаются отношения сотрудничества, то для ребёнка возникает преемственность между домашней и образовательной средой. Системы отношений в семье и на занятиях становятся более устойчивыми, а значит, у ребёнка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают по-новому проживать свой опыт.
Реализация прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование и коррекцию недостатков или реабилитацию отводится дошкольным учреждениям комбинированного вида.
Правила инклюзивного образовательного дошкольного учреждения:
- все воспитанники равны в детском сообществе;
- все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня;
- сотрудники, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников;
- программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника;
- семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
Вся деятельность по включению и сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья должна опираться на единую и принимаемую всеми специалистами ДОУ типологию отклоняющегося развития. В соответствии со сложившейся практикой ребёнок с особенностями в развитии проходит процедуру психолого – медико - педагогического консилиума, где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, направления психолого – педагогического сопровождения, т.е. определяют стратегию включения. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Минобразования России (инструктивное письмо от 27.02.2000 № 27/901-6). В этом документе определены необходимые моменты, режимы деятельности и документация.
Основные задачи деятельности консилиума ДОУ:
- выявить особенности развития и социальной адаптации ребёнка с ОВЗ;
- анализ особенностей существования дошкольника в образовательной среде ДОУ;
- реализовать общую стратегию сопровождения;
- разработать программы и технологии сопровождения ребёнка с ОВЗ различными специалистами ДОУ. В современной командной работе специалистов ПМПк (психолого - медико-педагогический консилиум) реализуются два основных - мульти- и междисциплинарный – принципа. В полной степени они оба могут быть применены и к деятельности ПМПк ДОУ. Смысл мультидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребёнка, что предусматривает учёт данных всех специалистов: психолог, социальный педагог, педагог, дефектолог, логопед, медицинский работник.
Взаимодействие специалистов по принципу «каждый специалист – своя профессиональная позиция». Междисциплинарный принцип деятельности специалистов предусматривает необходимость выработки коллегиальных подходов при оценке мнения каждого из специалистов. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего заседание консилиума специалиста. С учетом интеграции общих подходов в работе специалистов складывается комплексная диагностика ребёнка, по результатам которой составляется коллегиальное заключение и рекомендации на сопровождение ребёнка в условиях данного учреждения.
Из вышесказанного следует, что учет обоих принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не только задачи образования, сколько задачи специализированной коррекционно – развивающей помощи ребёнку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Подобная деятельность специалистов ПМПк проводится на всех этапах его работы в соответствии с особенностями отклоняющегося развития каждого ребёнка, учётом его специфики, степени выраженности.
Одно из основных требований, предъявляемых к деятельности консилиума ДОУ – истинное понимание организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования. Необходимо учесть и сопровождение всех остальных детей группы, куда включен ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, т.к. ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, включённый в образовательное учреждение, не должен нарушать права остальных детей. Разработаны модели включения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство ДОУ.
Полная инклюзия - посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. Специальные занятия чередуются с общими (рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи).
Частичная инклюзия – предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
Точечная инклюзия – ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
К специфическим противопоказаниям к нахождению в группе с компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности относится невозможность выполнения ребёнком режимных моментов и требований, определяемых спецификой ДОУ данного вида даже при наличии тьютера. В речевые группы по различным причинам: желание родителей, близость проживания, направление ПМПК попадают дети с различными сочетанными диагнозами и инвалидностью. Дети с нарушение зрения, слуха, аутичные, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, симптомами ДЦП. Речевая группа становится смешанной.
Содержание образовательного процесса в такой группе определяется программой ДОУ, коррекционными и дополнительными программами с учётом индивидуальных возможностей воспитанников. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых формах обучения и воспитания. Основными направлениями коррекционно - развивающей деятельности учителя – логопеда в смешанных группах являются:
- Коррекция и развитие двигательной сферы и сенсомоторного развития.
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие двигательно – моторной и пространственной координации;
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие различных видов памяти и внимания;
- Осуществление перехода от полимодального восприятия (зрительно – тактильно – кинестетического) к мономодальному;
- Формирование фонетико – фонематических представлений, звукового анализа и синтеза;
- Обучение группировке и классификации предметов;
- Формирование работать по словестной инструкции, алгоритму;
- Формирование умения планировать свою деятельность;
- Развитие комбинаторных способностей;
- Развитие наглядно – образного мышления.
- Расширение представления об окружающем мире, развитие речи.
- Развитие активного и пассивного словарного запаса;
- Формирование и развитие основных грамматических категорий;
- Развитие связной речи.
- Коррекция развития эмоционально - личностной сферы.
- Воспитание эмпатии и толерантности поведения;
- Формирование потребности в общении со сверстниками;
- Воспитание и усвоение норм и правил поведения, самообслуживания;
- Формирование осознанной гендерной принадлежности.
На первых этапах деятельности превалируют индивидуальные формы взаимодействия. Педагог всегда рядом с ребёнком, осуществляя необходимую помощь. На собственном примере показывая здоровым сверстникам, как надо помогать, настраивает на взаимопомощь, поддержку, понимание. Работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить каждого в общую деятельность. В логопедической работе необходимы различные подходы в том числе применение классической методики, которую можно усовершенствовать за счёт включения элементов артпедагогики (артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания: искусства и педагогики). О положительном влиянии на развитие ребёнка с ОВЗ говорил ещё Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности в компенсации психических функций. При включении элементов артпедагогики, арттерапии в логопедическую работу обеспечивается максимальное включение всех анализаторов. Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы. Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановке звука, его автоматизации закреплении в связной речи. Самое главное – это не останавливаться, а постоянно пытаться привнести что-то новое и интересное в структурированную работу логопеда.
Один из практических аспектов деятельности ДОУ, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. Стандартная система оценок позволяет достаточно легко измерить уровень развития и степень усвоения материала, но оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Многие педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости разработки стандарта описания и оценки той пользы, которую получают все дети, посещающие дошкольные учреждения в аспектах причастности к обществу, развития межличностных отношений и уровня знаний и умений.
Схема состоит из трех взаимосвязанных областей: причастность, отношения, знания/навыки. Для понимания схемы нужно уяснить, что подразумевается под терминами "причастность", "отношения" и "знания/навыки".
Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Ребенок может приобщаться к жизни группы как через организованную (специальные занятия), так и через свободную (игры на детской площадке) деятельность.
Обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками жизни группы, часто без помощи взрослых. Уроки, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с инвалидностью полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом существования инклюзивных образовательных учреждений: уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности, рост социальной сознательности, динамика развития самосознания и самооценки, проявление искренней заботы и дружбы.
Цель изучения сферы отношений - в оценке более сложной системы взаимодействия с отдельными детьми. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, а котором он проводит время. Отношения можно систематизировать: игровые/приятельские (например, дети, играющие вместе в свободное время), оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику), групповые, конфликтные (спор детей о правилах игры или в попытке договориться об использовании одной вещи).
Знания/навыки - самый традиционный из трех параметров оценки значения инклюзивного образования и наиболее знакомый психологам и педагогам.
Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программы воспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы - причастности, отношений и знаний/умений.
В совокупности они дают цельную и важную для общества картину значимых результатов, достигаемых детьми в инклюзивных образовательных учреждениях, а оценка детей по этим трем параметрам поможет ДОУ доказать эффективность своей работы.
Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:
- помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий;
- приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
- поощряет достижения, развитие поддержки в обучении показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не дети требуют "исправления", а подходы к обучению;
- предоставляется возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения;
- инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов, требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе и станут использовать его для общей пользы. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети с разными стартовыми возможностями жили и взаимодействовали в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребёнку максимально раздвинуть границы мира, так, что он может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Литература:
1. Баталов А.С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития /А.С. Баталов // Начальная школа. – 2010. - № 7.
2. Инклюзивное образование // Управление ДОУ. - № 6.
3. Волосовец Т. Инклюзивная практика в дошкольном образовании/ Т. Волосовец. – М.: Мозаика – Синтез. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство
Статья: "Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство"...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...