Методическая разработка «Прогулка с детьми с РАС»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Кухарева Елена Валерьевна

Данный сборник материала поможет подобрать любому педагогу и родителю оптимальный набор игр на прогулке для детей с расстройством аутистического спектра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_na_progulke_s_detmi_s_ras.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Картотека

«Дидактические игры на прогулке с детьми с РАС»

Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования и развития речи, обогащения сенсорного опыта и познавательного развития детей дошкольного возраста с РАС. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях её расширения.

Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр для детей с расстройством аутистического спектра.

С помощью представленных в сборнике игр педагог может расположить ребенка к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.

Цель: способствовать накоплению и расширению сенсорного опыта детей с РАС через создание картотеки дидактических игр, направленных на расширение сенсорного опыта, двигательной активности и познавательного компонента у обучающихся.

Задачи:

1. Стимулировать развитие познавательных процессов – память, внимание, восприятие, мышление.

2. Развивать зрительную и моторную координацию.

3. Формировать и развивать все основные компоненты речевой системы.

4. Воспитывать целеустремлённость, отзывчивость, умение действовать по правилам и работать в коллективе.

Целевая аудитория: обучающиеся дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Принципы и подходы:

- Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия взрослого – ребёнок, а с другой стороны, ребёнок сам активно участвует в процессе обучения.

- Принцип доступности предполагает учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей.

- Принцип последовательности и систематичности. Обучение строится от простого к сложному.

- Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений в деятельности.

- Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход заключается в создании благоприятных условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Планируемые результаты:

1. Расширяется кругозор, память, внимание и мышление.

2. Повышается уровень зрительной и моторной координации.

3. Формируется способность выполнять словесные инструкции педагога.

4. Развивается умение работать в коллективе, согласовывая действия друг с другом.

Играя с детьми РАС, не стоит забывать о том, что необходимо:

- Чередовать активные игры со спокойными;

- Повторять одни и те же игры не менее 5-7 раз, иначе ребёнок не поймет суть игры;

- Стараться побуждать ребенка к активности;

- Не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.

Правильно подобранные дидактические игры предоставляют ребёнку с РАС возможность:

1. повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному восприятию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать реальные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.).

Используемые игры помогут ребёнку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет) Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Любой ребенок любит играть, но не любая игра подходит для ребенка с расстройством аутистического спектра. Залогом успешного взаимодействия с ребенком с РАС является установление прочного и доверительного контакта, а игра, как ничто другое, в этом помогает.

Возможные варианты игр, представленные в данном сборнике, дадут ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с окружающим.

Данный сборник игр будет полезен любому педагогу, работающему с детьми с расстройством аутистического спектра.

  1. «Чего не стало?»

Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, зрительную память; закреплять знания основных цветов.

Возраст: 4-7 лет

Оборудование: различные мелкие предметы.

Ход игры: педагог показывает ребёнку различные предметы (от 2 до 4, в зависимости от возраста и уровня развития) в определённой последовательности, называет их. Затем просит ребёнка закрыть глаза. Педагог убирает один предмет, затем просит ребёнка назвать, какой предмет исчез.

  1. «Ручки»

Цель: наладить тактильный и эмоциональный контакт с ребенком.

Ход игры: ребенок располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по руке ребенка по типу.

  1. «Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

  1. «Разноцветные предметы».

Цель: развивать память, закреплять знания цветов.

Возраст: 4-7 лет

Оборудование: разноцветные кольца

Ход игры: педагог просит ребёнка называть предметы одного цвета соответственно цвету колец и одновременно передвигать разноцветные кольца. Например: «Красный шар, синее небо, оранжевый апельсин, зелёная трава».

  1. «Мой кубик, твой кубик»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, обучать соблюдению очередности и последовательности при выполнении задания. Ход игры: Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

  1. «Закружились, завертелись»

Цель: формировать положительные эмоции, формировать способность к подражанию, развивать координацию.1

Оборудование: вата, коробка.

Ход игры: педагог побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.

  1. «Наша машина»

Цель: развивать зрительное внимание, пространственное мышление, зрительную память, закреплять знания основных цветов и геометрических форм.

Возраст: 4-7 лет

Оборудование: кубики.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку построить из кубиков машину, а затем совместно с педагогом обыграть, используя дополнительно игрушки (например, животных).

  1. «Слушай, запоминай, повторяй»

Цель: развивать слуховое внимание, пространственное мышление, слуховую память, закреплять знания основных цветов.

Возраст: 5-7 лет

Оборудование: небольшие мячики разных цветов.

Ход игры: педагог просит ребёнка послушать, запомнить и сделать. Например: «Возьми и положи сначала красный, потом синий, затем зелёный мяч». Количество мячей в одной инструкции зависит от возраста и уровня развития ребёнка.

  1. «Разные дома»

Цель: развивать пространственное мышление, зрительную память, закреплять счётные навыки.

Возраст: 4-6лет

Оборудование: кубики.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку построить из кубиков домики, а затем, совместно с педагогом, обыграть, используя дополнительно игрушки (например, кукол).

  1. «Мой весёлый, звонкий мяч»

Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

  1. «Во саду ли в огороде»

Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде и в саду; называть отдельные группы обобщающими словами «овощи», «фрукты».
Оборудование: две корзины, муляжи овощей и фруктов.

  1. «Вершки или корешки»

Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде - над землей или под землей.
Оборудование: две корзины, муляжи овощей

  1. «Кто живёт в лесу»

Цель: учить классифицировать диких животных.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных.

  1. «Кто, где живет»

Цель: обогащать представления малышей о домашних и диких животных, их среде обитания.

Оборудование: шапочки с изображением домашних и диких животных.

  1. «Кто чей?»

Цель: учить правильно называть детей домашних и диких животных.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных.

  1. «Найди листочек, который я покажу»

Цель: учить находить и называть листья из знакомых деревьев; вспомнить названия деревьев.

Оборудование: листочки с деревьев.

  1. «А мы в лес пришли»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, лесных растениях.

Оборудование: шапочки с изображением диких животных, муляжи ягод, грибов.

  1. «Найди и покажи птичку»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, шапочки птичек.

  1. «День - ночь»

Цель: закреплять и расширять знания детей о частях суток, действия людей.

Оборудование: карточки с изображением частей суток, действиями ребенка.

  1. «Что за чем идёт»

Цель: развивать умение различать и правильно называть части суток.

Оборудование: карточки с изображением частей суток.

  1. «Когда это бывает»

Цель: учить детей узнавать времена года по их отдельным признакам.

Оборудование: игровое поле и карточки с изображением времён года.

  1. «Что нам осень принесла?»

Цель: распространять представление детей о признаках осени и ее дарах, закрепить обобщающие слова «овощи», «фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

  1. «Мяч передавай, зимнее (весеннее, летнее, осеннее) слово называй»

Цель: распространять представление детей о времени года, активизировать их словарный запас.

  1. «Соберем игрушки в корзину»

Цель: уточнить обобщающее понятие «игрушки».

Оборудование: корзина для игрушек, игрушки разные по размеру, другие предметы.

  1. «Что это и для чего»

Цель: учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение.

Оборудование: мячи разные по размеру, скакалка, веревка, канат и другие предметы.

  1. «Что мы надеваем, а что обуваем»

Цель: учить детей употреблять в своей речи слова-обобщения (одежда, обувь); классифицировать одежду и обувь.

Оборудование: карточки с изображением предметов одежды и обуви.

  1. «Кто где живет и что ест?»

Цель: закрепить знания о животных, их образ поведения, питания; вызвать желание заботиться о них.

Оборудование: игрушки животные.

  1. «Мои друзья»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных, их внешние признаки, чем питаются; формировать гуманное отношение к ним.

Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.

  1. «Бывает - не бывает»

Цель: выявить уровень усвоения естественнонаучных знаний детьми и их умение ориентироваться в явлениях природы.

Оборудование: мяч.

  1. «Отгадай и назови»

Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь по характерным признакам;
активизировать в речи слова - названия предметов и действий с ними.

Оборудование: предметы бытового назначения, хорошо знакомые детям, мешочек.

  1. «Куда что положить»

Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку (назначению): посуда и одежда; активизировать словарь детей названиями отдельных предметов посуды и одежды; познакомить с обобщающими словами «посуда», «одежда», «мебель».
Оборудование: коробка с игрушечными предметами посуды и одежды, а также игрушечный шкаф, поднос.

  1. «Мяч передавай, имя называй»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка, фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: детский мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на, Петя). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

  1. «Мыльные пузыри»

Цель: вызвать положительные эмоции от общения со взрослым.

Оборудование: мыльные пузыри.

  1. «Любознательный мяч»

Цель: развивать умение детей запоминать и обращаться друг к другу по имени.

Оборудование: детский мяч.

  1. «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.

Оборудование: шапочка с изображением паровоза

Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т. п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. По мере усвоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

  1. «Воздушный змей»

Цель: вызвать чувство наслаждения ребенка от соучастия в совместном процессе, формировать умение объединяться.

Оборудование: детская игрушка - воздушный змей.

  1. «Карусели»

Цель: помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.

Оборудование: гимнастический обруч с разноцветными ленточками по количеству детей.

Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за ленточки и побегать под слова потешки:

Еле-еле, еле-еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз — два, раз — два,

Вот и кончилась игра.

Игру можно продолжить, меняя направление

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Ритмическая игра «Черепаха»

Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Развитие слухового внимания, формирование схемы тела. Налаживание тактильного контакта.

Ход игры: касаться ребенка в соответствии со словами стихотворения.

Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи
(ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!

Речедвигательная игра «Мишка косолапый»

Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.

Ход игры: выполнять действия в соответствии со стишком.

Мишка косолапый по лесу идет

(Педагог, переступая с ноги на ногу, проговаривает стихотворение)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривает и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Шишки собирает, в сумочку кладет.

(Поднять руки вверх - «шишки растут высоко», опустить руки вниз -

«сумочка стоит на земле»)

Щелк — щелк — щелк — щелк.

(Проговаривает и одновременно щелкает пальцами — в среднем темпе, ровными долями)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб

(Поднять плечи — удивиться, ук. палец правой руки приставить ко лбу)

Бом — бом — бом — бом.

(Проговаривает и ладошками постукивает по грудной косточке)

Мишка рассердился и ногою топ.

(Поставить собранные в кулачки кисти на пояс, проговорить стихотворение и, на слово «Топ», топнуть правой ногой)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривает стихотворение и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Речедвигательная игра «Ручки в стороны, в кулачок»

Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.

Ход игры: выполнять действия в соответствии с текстом.

Ручки вверх, в кулачок!

Разожми – и на бочок.

Ручки в стороны, в кулачок!

Разожми – и на бочок.

Ручки вниз, в кулачок!

Разожми – и на бочок!

Ритмическая игра «Рыбка плавала в пруду»

Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта.

Ход игры: участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.

Рыбка плавала в пруду.

(складывают ладони вместе, изображая плывущую рыбку)

Папа выловил одну.

(изображают движения вытаскивания пойманной рыбки)

Мама жарила полдня.

(хлопают, держа ладони горизонтально и чередую их)

Ну а съел, конечно, я!

(показывают на себя)

Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребёнком, или по подражанию.

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать. (Садятся на корточки. Приставляют поднятые ладошки к голове. Ритмично «шевелят ушками». Одной ладонью хлопают по тыльной стороне другой руки. Встают. Прыгают, держа согнутые руки, кисти перед грудью).

Использованная литература:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн. Умственное воспитание дошкольника. М. Просвещение, 1991. – 84 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.

4. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 394с. 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Прогулка по осеннему парку"

Презентация по развитию речи для детей старшей группы. Цель: знакомство с флорой и фауной парка, расширение лексического запаса...

Методическая разработка "Прогулка по Осинникам"

Методическая разработка физкультурного занятия для детей средней группы ДОУ "Прогулка по городу Осинники"...

Методическая разработка "Прогулка для старшего возраста"

Материал разработан для проведения прогулки в старших группах детского сада, подневно. С учетом лексических тем и методических рекомендаций: наблюдение, труд, хороводная игра, организация самостоятель...

Методическая разработка. Прогулка с детьми младшего возраста "Снежный день"

В материале представлена методика проведения зимней прогулки с детьми младшей группы....

Методическая разработка "Прогулка с детьми раннего возраста"

Данный материал содержит рекомендации по подготовке к прогулке, ее структуре....

Методическая разработка прогулки с детьми старшей группы «Зимний труд»

Характеристика самостоятельной деятельности детей на прогулке.Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при эт...

Методическая разработка «Прогулка с детьми с РАС»

Данный сборник материала поможет подобрать любому педагогу и родителю оптимальный набор игр на прогулке для детей с расстройством аутистического спектра....