Методическая разработка «Прогулка с детьми с РАС»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
Данный сборник материала поможет подобрать любому педагогу и родителю оптимальный набор игр на прогулке для детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.92 КБ |
![]() | 163.62 КБ |
![]() | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Картотека
«Дидактические игры на прогулке с детьми с РАС»
Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования и развития речи, обогащения сенсорного опыта и познавательного развития детей дошкольного возраста с РАС. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях её расширения.
Данный сборник дидактического материала поможет подобрать любому педагогу оптимальный набор игр для детей с расстройством аутистического спектра.
С помощью представленных в сборнике игр педагог может расположить ребенка к себе и окружающим, социализировать его, вовлекать в образовательный процесс, развивать у ребенка нравственные качества и интеллектуальные способности, корректировать коммуникативные и поведенческие умения.
Цель: способствовать накоплению и расширению сенсорного опыта детей с РАС через создание картотеки дидактических игр, направленных на расширение сенсорного опыта, двигательной активности и познавательного компонента у обучающихся.
Задачи:
1. Стимулировать развитие познавательных процессов – память, внимание, восприятие, мышление.
2. Развивать зрительную и моторную координацию.
3. Формировать и развивать все основные компоненты речевой системы.
4. Воспитывать целеустремлённость, отзывчивость, умение действовать по правилам и работать в коллективе.
Целевая аудитория: обучающиеся дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Принципы и подходы:
- Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия взрослого – ребёнок, а с другой стороны, ребёнок сам активно участвует в процессе обучения.
- Принцип доступности предполагает учёт возрастных и психофизиологических особенностей детей.
- Принцип последовательности и систематичности. Обучение строится от простого к сложному.
- Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений в деятельности.
- Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход заключается в создании благоприятных условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Планируемые результаты:
1. Расширяется кругозор, память, внимание и мышление.
2. Повышается уровень зрительной и моторной координации.
3. Формируется способность выполнять словесные инструкции педагога.
4. Развивается умение работать в коллективе, согласовывая действия друг с другом.
Играя с детьми РАС, не стоит забывать о том, что необходимо:
- Чередовать активные игры со спокойными;
- Повторять одни и те же игры не менее 5-7 раз, иначе ребёнок не поймет суть игры;
- Стараться побуждать ребенка к активности;
- Не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.
Правильно подобранные дидактические игры предоставляют ребёнку с РАС возможность:
1. повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
2. оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному восприятию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать реальные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.).
Используемые игры помогут ребёнку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет) Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на индивидуальных или подгрупповых занятиях.
Любой ребенок любит играть, но не любая игра подходит для ребенка с расстройством аутистического спектра. Залогом успешного взаимодействия с ребенком с РАС является установление прочного и доверительного контакта, а игра, как ничто другое, в этом помогает.
Возможные варианты игр, представленные в данном сборнике, дадут ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные, положительные эмоциональные впечатления, которые в дальнейшем станут основой его положительного взаимоотношения с окружающим.
Данный сборник игр будет полезен любому педагогу, работающему с детьми с расстройством аутистического спектра.
- «Чего не стало?»
Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, зрительную память; закреплять знания основных цветов.
Возраст: 4-7 лет
Оборудование: различные мелкие предметы.
Ход игры: педагог показывает ребёнку различные предметы (от 2 до 4, в зависимости от возраста и уровня развития) в определённой последовательности, называет их. Затем просит ребёнка закрыть глаза. Педагог убирает один предмет, затем просит ребёнка назвать, какой предмет исчез.
- «Ручки»
Цель: наладить тактильный и эмоциональный контакт с ребенком.
Ход игры: ребенок располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по руке ребенка по типу.
- «Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: педагог хлопает в ладоши со словами:
– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
– Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
- «Разноцветные предметы».
Цель: развивать память, закреплять знания цветов.
Возраст: 4-7 лет
Оборудование: разноцветные кольца
Ход игры: педагог просит ребёнка называть предметы одного цвета соответственно цвету колец и одновременно передвигать разноцветные кольца. Например: «Красный шар, синее небо, оранжевый апельсин, зелёная трава».
- «Мой кубик, твой кубик»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, обучать соблюдению очередности и последовательности при выполнении задания. Ход игры: Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
- «Закружились, завертелись»
Цель: формировать положительные эмоции, формировать способность к подражанию, развивать координацию.1
Оборудование: вата, коробка.
Ход игры: педагог побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку.
- «Наша машина»
Цель: развивать зрительное внимание, пространственное мышление, зрительную память, закреплять знания основных цветов и геометрических форм.
Возраст: 4-7 лет
Оборудование: кубики.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку построить из кубиков машину, а затем совместно с педагогом обыграть, используя дополнительно игрушки (например, животных).
- «Слушай, запоминай, повторяй»
Цель: развивать слуховое внимание, пространственное мышление, слуховую память, закреплять знания основных цветов.
Возраст: 5-7 лет
Оборудование: небольшие мячики разных цветов.
Ход игры: педагог просит ребёнка послушать, запомнить и сделать. Например: «Возьми и положи сначала красный, потом синий, затем зелёный мяч». Количество мячей в одной инструкции зависит от возраста и уровня развития ребёнка.
- «Разные дома»
Цель: развивать пространственное мышление, зрительную память, закреплять счётные навыки.
Возраст: 4-6лет
Оборудование: кубики.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку построить из кубиков домики, а затем, совместно с педагогом, обыграть, используя дополнительно игрушки (например, кукол).
- «Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.
Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.
Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.
- «Во саду ли в огороде»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде и в саду; называть отдельные группы обобщающими словами «овощи», «фрукты».
Оборудование: две корзины, муляжи овощей и фруктов.
- «Вершки или корешки»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде - над землей или под землей.
Оборудование: две корзины, муляжи овощей
- «Кто живёт в лесу»
Цель: учить классифицировать диких животных.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных.
- «Кто, где живет»
Цель: обогащать представления малышей о домашних и диких животных, их среде обитания.
Оборудование: шапочки с изображением домашних и диких животных.
- «Кто чей?»
Цель: учить правильно называть детей домашних и диких животных.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных.
- «Найди листочек, который я покажу»
Цель: учить находить и называть листья из знакомых деревьев; вспомнить названия деревьев.
Оборудование: листочки с деревьев.
- «А мы в лес пришли»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, лесных растениях.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных, муляжи ягод, грибов.
- «Найди и покажи птичку»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, шапочки птичек.
- «День - ночь»
Цель: закреплять и расширять знания детей о частях суток, действия людей.
Оборудование: карточки с изображением частей суток, действиями ребенка.
- «Что за чем идёт»
Цель: развивать умение различать и правильно называть части суток.
Оборудование: карточки с изображением частей суток.
- «Когда это бывает»
Цель: учить детей узнавать времена года по их отдельным признакам.
Оборудование: игровое поле и карточки с изображением времён года.
- «Что нам осень принесла?»
Цель: распространять представление детей о признаках осени и ее дарах, закрепить обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Оборудование: муляжи овощей и фруктов.
- «Мяч передавай, зимнее (весеннее, летнее, осеннее) слово называй»
Цель: распространять представление детей о времени года, активизировать их словарный запас.
- «Соберем игрушки в корзину»
Цель: уточнить обобщающее понятие «игрушки».
Оборудование: корзина для игрушек, игрушки разные по размеру, другие предметы.
- «Что это и для чего»
Цель: учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение.
Оборудование: мячи разные по размеру, скакалка, веревка, канат и другие предметы.
- «Что мы надеваем, а что обуваем»
Цель: учить детей употреблять в своей речи слова-обобщения (одежда, обувь); классифицировать одежду и обувь.
Оборудование: карточки с изображением предметов одежды и обуви.
- «Кто где живет и что ест?»
Цель: закрепить знания о животных, их образ поведения, питания; вызвать желание заботиться о них.
Оборудование: игрушки животные.
- «Мои друзья»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных, их внешние признаки, чем питаются; формировать гуманное отношение к ним.
Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.
- «Бывает - не бывает»
Цель: выявить уровень усвоения естественнонаучных знаний детьми и их умение ориентироваться в явлениях природы.
Оборудование: мяч.
- «Отгадай и назови»
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь по характерным признакам;
активизировать в речи слова - названия предметов и действий с ними.
Оборудование: предметы бытового назначения, хорошо знакомые детям, мешочек.
- «Куда что положить»
Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку (назначению): посуда и одежда; активизировать словарь детей названиями отдельных предметов посуды и одежды; познакомить с обобщающими словами «посуда», «одежда», «мебель».
Оборудование: коробка с игрушечными предметами посуды и одежды, а также игрушечный шкаф, поднос.
- «Мяч передавай, имя называй»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка, фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: детский мяч.
Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени (на, Петя). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
- «Мыльные пузыри»
Цель: вызвать положительные эмоции от общения со взрослым.
Оборудование: мыльные пузыри.
- «Любознательный мяч»
Цель: развивать умение детей запоминать и обращаться друг к другу по имени.
Оборудование: детский мяч.
- «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции, помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.
Оборудование: шапочка с изображением паровоза
Ход игры: проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т. п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. По мере усвоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
- «Воздушный змей»
Цель: вызвать чувство наслаждения ребенка от соучастия в совместном процессе, формировать умение объединяться.
Оборудование: детская игрушка - воздушный змей.
- «Карусели»
Цель: помочь ребенку почувствовать общность в коллективе, взаимозависимость, расширить границы личного пространства каждого ребенка.
Оборудование: гимнастический обруч с разноцветными ленточками по количеству детей.
Ход игры: взрослый предлагает детям взяться за ленточки и побегать под слова потешки:
Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз — два, раз — два,
Вот и кончилась игра.
Игру можно продолжить, меняя направление
РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Ритмическая игра «Черепаха»
Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Развитие слухового внимания, формирование схемы тела. Налаживание тактильного контакта.
Ход игры: касаться ребенка в соответствии со словами стихотворения.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Речедвигательная игра «Мишка косолапый»
Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.
Ход игры: выполнять действия в соответствии со стишком.
Мишка косолапый по лесу идет
(Педагог, переступая с ноги на ногу, проговаривает стихотворение)
Топ — топ — топ — топ.
(Проговаривает и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)
Шишки собирает, в сумочку кладет.
(Поднять руки вверх - «шишки растут высоко», опустить руки вниз -
«сумочка стоит на земле»)
Щелк — щелк — щелк — щелк.
(Проговаривает и одновременно щелкает пальцами — в среднем темпе, ровными долями)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб
(Поднять плечи — удивиться, ук. палец правой руки приставить ко лбу)
Бом — бом — бом — бом.
(Проговаривает и ладошками постукивает по грудной косточке)
Мишка рассердился и ногою топ.
(Поставить собранные в кулачки кисти на пояс, проговорить стихотворение и, на слово «Топ», топнуть правой ногой)
Топ — топ — топ — топ.
(Проговаривает стихотворение и одновременно топает ногами — в среднем темпе, ровными долями)
Речедвигательная игра «Ручки в стороны, в кулачок»
Цель: побудить ребенка к подражанию взрослому, стимулировать речь.
Ход игры: выполнять действия в соответствии с текстом.
Ручки вверх, в кулачок!
Разожми – и на бочок.
Ручки в стороны, в кулачок!
Разожми – и на бочок.
Ручки вниз, в кулачок!
Разожми – и на бочок!
Ритмическая игра «Рыбка плавала в пруду»
Цель: развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта.
Ход игры: участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.
Рыбка плавала в пруду.
(складывают ладони вместе, изображая плывущую рыбку)
Папа выловил одну.
(изображают движения вытаскивания пойманной рыбки)
Мама жарила полдня.
(хлопают, держа ладони горизонтально и чередую их)
Ну а съел, конечно, я!
(показывают на себя)
Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит»
Взрослый выполняет упражнение вместе с ребёнком, или по подражанию.
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать. (Садятся на корточки. Приставляют поднятые ладошки к голове. Ритмично «шевелят ушками». Одной ладонью хлопают по тыльной стороне другой руки. Встают. Прыгают, держа согнутые руки, кисти перед грудью).
Использованная литература:
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн. Умственное воспитание дошкольника. М. Просвещение, 1991. – 84 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.
4. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Учитель, 394с. 8.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей детей с аутизмом
«Дальние прогулки с ребенком»
Прогулки в дальний парк, в гости; «вылазки» в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны.
Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию – ребенок начинает плакать, мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации: остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: «Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать». При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.
Однако прятаться от мира, сидя дома, – хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности познавать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила:
1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.
2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.
3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете.
В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: «На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать».
Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: «Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть», «Надо оплатить проезд: вот компостер – вставим талончики и нажмем на ручку. Смотри, какие дырочки получились». То же касается и поездок в легковом автомобиле.
4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.
5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые – кружок рисования, бассейн, – поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым.
Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми, – огромный труд для него.
Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.
6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, – найдите более тихое место, где можно передохнуть.
А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой – не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.
7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.
Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.
Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка.
Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр на прогулке для детей с расстройством аутистического спектра.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости. Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами.
Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись "по вкусу" вашему ученику.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
- "Рукавички"
Цель: включение аутичных детей в групповую работу.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички. Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару).
Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
- "Охота на тигров"
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего - найти тигра. Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)
У аутичных детей есть следующая особенность: они могут наносить себе удары, часто – по голове. Причина таких действий – либо самоагрессия, либо самостимуляция. В подобных случаях затевайте игру. Обычно дети сразу включаются в нее, тем более если она уже знакома по прошлым занятиям. А вы получаете возможность контролировать силу ударов, переключить ребенка с агрессивных действий на игру.
- «Кто сильнее»
В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.
- «Подушечные бои»
Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.
- «Детский футбол»
Дети любят бросать вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нельзя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами, и на практике. Сказав: «Это нельзя!», если ребенок схватил неподходящую вещь, тут же предложите ему более адекватный заменитель. Организуйте игру в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.
- «Догони мяч»
Учитель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.
- «Найди свой цвет»
У детей в руках платочки трех цветов (зеленые, желтые, красные). В трех углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут к флажку соответствующего цвета.
- «Птичка и птенчики»
«Я буду птица, а вы – мои птенчики», - говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!». Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут и круг. Игра повторяется несколько раз.
- «Кто тише?»
Дети идут гурьбой вместе с воспитателем. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь повторим, кто из вас умеет ходить тихо – тихо, на носочках» - и показывает. Дети идут за воспитателем. Незаметно он отходит в сторонку и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульчиках и по сигналу бегом дети должны вернуться назад.
- «Сбей мяч или кеглю»
Положите на табурет большой мяч. Ребенок, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей мяч!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой, пытаясь сбить его.
Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.
Таким образом, игра является источником развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время стоит отметить, что на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Прогулка по осеннему парку"
Презентация по развитию речи для детей старшей группы. Цель: знакомство с флорой и фауной парка, расширение лексического запаса...

Методическая разработка "Прогулка по Осинникам"
Методическая разработка физкультурного занятия для детей средней группы ДОУ "Прогулка по городу Осинники"...

Методическая разработка "Прогулка для старшего возраста"
Материал разработан для проведения прогулки в старших группах детского сада, подневно. С учетом лексических тем и методических рекомендаций: наблюдение, труд, хороводная игра, организация самостоятель...

Методическая разработка. Прогулка с детьми младшего возраста "Снежный день"
В материале представлена методика проведения зимней прогулки с детьми младшей группы....

Методическая разработка "Прогулка с детьми раннего возраста"
Данный материал содержит рекомендации по подготовке к прогулке, ее структуре....
Методическая разработка прогулки с детьми старшей группы «Зимний труд»
Характеристика самостоятельной деятельности детей на прогулке.Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при эт...

Методическая разработка «Прогулка с детьми с РАС»
Данный сборник материала поможет подобрать любому педагогу и родителю оптимальный набор игр на прогулке для детей с расстройством аутистического спектра....