Использование визуальной поддержки в сопровождении ребенка с ТМНР (практика сопровождения ребенка с использованием тьюторских технологий)
статья по коррекционной педагогике

Савельева Оксана Альбертовна

В статье описывается практика сопровождения ребенка с ТМНР с использованием тьюторских технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saveleva_o.a.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ТМНР

(ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЬЮТОРСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

О.А. Савельева

МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары,

 oksana-saveleva-78@mail.ru

Аннотация. В статье описывается практика сопровождения ребенка с ТМНР с использованием тьюторских технологий.

Ключевые слова: визуальная поддержка, тьюторские технологии, практика сопровождения, карточки-помощники.

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач в работе является формирование навыков коммуникации.

Стоит отметить, что дети с особыми образовательными потребностями имеют ряд специфических нарушений формирования и развития речевых навыков, а также особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. Вместе с тем у ребенка с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие.

В этой связи обучение и воспитание ребенка речи с использованием визуальной поддержки является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи  или ее замены, а также в случае ее отсутствия.

Исходя из этого, возникла практика сопровождения ребенка с использованием тьюторских технологий:  «Использование визуальной поддержки в сопровождении ребенка с ТМНР». Субъектами данной практики являются:

  • воспитатель лекотеки;
  • воспитанник лекотеки – мальчик четырех лет с ТМНР, у которого в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи и нарушения функций анализаторных систем;  
  • родители воспитанника лекотеки;
  • специалисты сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).

В основу практики сопровождения идет упор на:

  • принцип индивидуализации, вариативность;
  • технологии тьюторского сопровождения;
  • ФГОС дошкольного образования;
  • педагогические теории, коммуникативные технологии;
  • научные знания.

В практике сопровождения ребенка с ТМНР основной акцент был сделан на визуализацию учебного процесса с целью социализации и формирования предпосылок учебной деятельности.

Это позволяет ребенку самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать интересные для себя виды заданий, и, тем самым, повысить успешность дошкольника в разных видах деятельности.

Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

  1. Участие в создании условий для успешного обучения ребёнка и успешной социализации;
  2. Содействие максимальному раскрытию потенциала его личности.

Немного о воспитаннике сопровождения. С момента начала посещения детского сада была заметна его неорганизованность, нежелание играть. В ходе наблюдений выявилось, что мальчика интересуют различные бумажные карточки, картинки, пазлы.

Учитывая  результаты наблюдений  и отсутствие вербального общения, было принято решение применить технологию визуальной поддержки  и использовать карточки-помощники (аналоги карточек ПЕКС с изображениями предметов или  действий предметов). Благодаря этим карточкам дошкольник видит, что его ожидает на занятии в самом начале, что потом, видит очередность предлагаемых заданий. Эти карточки помогают не только  вести  диалог с ребенком, а также помогают в обучении социальным правилам и в формировании культурно-гигиенических навыков.

Первое знакомство с карточками-помощниками началось с использования на занятиях доски «Сейчас - Потом» для того, чтобы следовать указаниям и обучать дошкольника новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. И так как мальчик любил играть с пазлами, то «Потом» для него была карточка, где была фотография его любимой игры. Это и стало мотиватором и стимулом для него.

После систематического использования доски «Сейчас - Потом» ребенок начал привыкать к тому, что нужно за столом с педагогом выполнять определенные задания. Все это было дозированно и зависело от его индивидуальных особенностей. Для того чтобы воспитанник настроился на совместную деятельность, общение и отличал индивидуальное занятие в группе от занятий с другими специалистами, в начале каждой встречи был введен ритуал  – самомассаж.

В результате закрепления ритуала был предпринят следующий шаг: начать использовать карточки-помощники для выстраивания цепочки занятия. Поначалу предлагалось только две карточки с тем или иным заданием, постепенно количество карточек увеличивалось до четырех, соответственно увеличивалось и время занятия.  

Когда алгоритм работы на занятии стал понятен ребенку, следующее действие было таково: из четырех карточек ему было предложено выстроить самому цепочку занятия, т.е. составить свое визуальное расписание. Задавались наводящие вопросы: «Что ты хочешь делать в самом начале занятия, что после?», а дошкольник выбирал соответствующие карточки, тем самым выстраивая последовательность своего занятия. Так постепенно мы стали отходить от доски «Сейчас – потом» и начали вводить визуальное расписание с помощью доски «Мое занятие». А структуру занятия мальчик выстраивал уже сам, делая выбор звена цепочки с помощью карточек-помощников и наводящих вопросов.

Стоит отметить, что для закрепления использования визуальной поддержки в домашних условиях была проведена работа с родителями в форме консультации. Родители попытались составить визуальное расписание мытья рук, умывания, одевания, частичного распорядка дня для своего ребенка. Они с большим интересом усваивали информацию об использовании визуальной поддержки не только на занятии, но и в домашних условиях.

Для социализации и формирования культурно-гигиенических навыков, обучению социальным правилам карточки-помощники в лекотеке используются повсюду:

  • у раковины – алгоритм мытья рук;
  • на входной двери – алгоритм одевания зимой и летом;
  • смайлики – обозначение «хорошо», «плохо»;
  • карточки-символы на шкафах «можно», «нельзя», «не кричать», «не бегать» и т.д.
  • карточки, обозначающие центры активности детей.

В заключении хотелось отметить, что в результате применения технологии  визуализации,  некоторых тьюторских действий педагога была достигнута цель практики, которая заключалась в обеспечении сопровождения в социализации ребенка с ТМНР и формировании предпосылок учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018.
  2. Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  3. Подольская О.А. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : учеб.пособие. - М., Берлин : Директ-Медиа, 2019 - 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?» с использованием игровых технологий как средство вовлечения родителей подготовительной группы в образовательную деятельность ДОО.

Задачи:- Формировать умение оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.- Способствовать ...

Статья "Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в условиях ДОУ

В настоящее время в России начинают активно складываться  модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс,...

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Задача тьютора в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Задача тьютора состоит в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....

Мастер-класс на тему: "Личностное развитие ребенка через использование инновационной технологии "Ситуация"

Технология «Ситуация», помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков.  Автор адаптированного к дошко...

Дистанционная логопедическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей с использованием ИКТ технологий.

Статья освещает, что современное развитие технологий неизбежно затрагивает различные сферы жизни, включая и область логопедии. В современном обществе растет число детей и взрослых с нарушениями речи, ...

Тьюторские технологии сопровождения детей с ОВЗ и их успешной социализации в условиях педагогической и социокультурной практики

Тьюторская деятельность - направленана создание условий для становления субъектной позициитьюторанта (умение организовать самостоятельный поискзнания, способность рефлектировать способы обученияи т. д...