СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шульгина Наталья Владимировна

В статье рассматриваются особенности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Использование инновационных подходов построения предметно-развивающей среды с помощью технологии «говорящая стена». Воспитанник, получает необходимую информацию, планирует деятельность и конструктивно использует информационный ресурс  в силу своих индивидуальных особенностей и потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Шульгина

МБДОУ № 6 «Светлячок»

г. Гаджиево,

Мурманская область, Россия

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ  «ГОВОРЯЩАЯ  СТЕНА» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ  ДЕТЕЙ С ТНР

Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Использование инновационных подходов построения предметно-развивающей среды с помощью технологии «говорящая стена». Воспитанник, получает необходимую информацию, планирует деятельность и конструктивно использует информационный ресурс  в силу своих индивидуальных особенностей и потребностей.

Ключевые слова: предметно - развивающая среда,  информационные ресурсы,  индивидуальные особенности, дети с ТНР, современная технология «говорящая стена», игровые пособия, наглядный материал.

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ уделяется большое внимание. Сегодня педагоги стремятся использовать инновационные подходы построения предметно–игрового пространства, ведь группа является вторым домом, здесь дети проводят большую часть дня.

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением создание интерактивной образовательной среды.

«Говорящая стена» это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель технологии «Говорящая стена»: создание условий для полноценного речевого и социально-коммуникативного развития детей с ТНР в группе компенсирующей направленности.

Задачи: развитие игровой деятельности и предпосылок учения у воспитанников; развитие языкового анализа и синтеза, аналогии, ведущих к овладению лексическими и грамматическими значениями слов; становления «чувства грамматической и лексической правильности предложения», которые связаны с опережающей коррекцией аграмматизмов; формирование специфических для данного возраста новообразований (межанализаторных связей, произвольного внимания, анализирующего восприятия, наглядно-образного мышления); коррекция аграмматизмов и нарушений звуко-слоговой структуры слова; оптимизация сенсомоторного уровня реализации речевой деятельности; формирование «вербальной сети слов», механизмов внутреннего программирования и синтаксического прогнозирования высказывания; формирования механизма произвольной организации поведения и самоконтроля над речевой деятельностью; щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок.

Стендовая информация позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.

Повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.

Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкультминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.

Интерактивная стена это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения.

Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Еще одна составляющая "говорящей стены" это магнитно-маркерная доска с различными элементами.

Одним из главных достоинством магнитно-маркерной  доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине.

Вместо магнитно-маркерной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с использованием магнитной краски. На них легко крепятся: фигурки на магнитах,  лента звукового анализа слов, пособия по лексическим темам, лента букв и звуков, полотно с кармашками для карточек русского алфавита.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и програмированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

С целью обучения связной речи при составлении рассказа по картинно-графическому плану, ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Для изучения и закрепления материала по лексическим темам используется разнообразный  картинный материал.

Всем известная общепринятая в дошкольном образовании система деления звуков помогает воспитанникам успешно подготовиться к школе. Например, игра-конструктор «Звуковые гусенички» применяется логопедом по развитию речи для детей дошкольного возраста.

Весёлые звуковые гусенички, состоят из кругов разных цветов: синий обозначает твёрдый согласный звук, зелёный мягкий согласный звук, красный гласный звук. Таким образом, в занимательной форме дети знакомятся со звуками, и какими они бывают: гласные и согласные, а также дети закрепляют, что согласные звуки делятся на глухие и звонкие.

Игровое пособие «Логопедический паровоз» современный способ в игре освоить непослушные звуки и развить речь, научиться делить слова на слоги, правильно ставить ударение, пополнить словарный запас. А главное привить любовь и интерес к таким занятиям, не допуская переутомления ребёнка. Информация, поданная в форме игры, и усваивается легче.

Конструирование на плоскости в пособии «Звукарики» представляет собой сборку многовариантной сюжетной дидактической аппликации на игровом ковролиновом поле, которая может меняться в зависимости от задач обучения. При помощи липучек развивает координацию движений, мелкую моторику, речь, логику, фантазию и расширяет кругозор.  Такой универсальный игровой материал применяется как для индивидуальных, так  и для групповых занятий с детьми ТНР.

С целью профилактики утомления и формирования гигиены органов зрения у детей дошкольного возраста применяется гимнастика для глаз с использованием дидактического комплекта плакатов.

Слово сенсорное происходит от латинского «senstus»-«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

В практике логопеда широко используется многофункциональное сенсорное фетровое панно «Сказочная карта Кольского полуострова» это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику с помощью игры.

Во многих группах сейчас создаются специальные «Уголки уединения» и в нашей группе он тоже есть. Уголок соответствует возрасту: кресло-мешок, подушка, волшебный игровой шатёр, на стене картинный материал прикреплён прищепками. Материал подобран для формирования «семантических полей». Побыть в таком уголке может каждый ребенок, как только почувствует в этом необходимость.

Для ребенка сказка это наиболее доступное средство познания мира. Ребята в группе очень любят играть в театр, и каждая новая игра, новая сказка, новая роль доставляет им много радости. Таким образом, специально для воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР,  была создана декорация к спектаклю «Три поросёнка». Дети с удовольствием смотрели сказку и играли в игры, приготовленные педагогами. Театр это развивающая развлекательная игра, побуждающая думать, мыслить и фантазировать.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс на основе их индивидуальных особенностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...

Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности «Радуга» темы недели: "Здравствуй, зимушка – зима!","Новый год"(декабрь 2022г. )

       В группе созданы условия для разностороннего развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей.  Центры активности оборудованы для вс...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...