СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье рассматриваются особенности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Использование инновационных подходов построения предметно-развивающей среды с помощью технологии «говорящая стена». Воспитанник, получает необходимую информацию, планирует деятельность и конструктивно использует информационный ресурс в силу своих индивидуальных особенностей и потребностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.В. Шульгина
МБДОУ № 6 «Светлячок»
г. Гаджиево,
Мурманская область, Россия
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Использование инновационных подходов построения предметно-развивающей среды с помощью технологии «говорящая стена». Воспитанник, получает необходимую информацию, планирует деятельность и конструктивно использует информационный ресурс в силу своих индивидуальных особенностей и потребностей.
Ключевые слова: предметно - развивающая среда, информационные ресурсы, индивидуальные особенности, дети с ТНР, современная технология «говорящая стена», игровые пособия, наглядный материал.
Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ уделяется большое внимание. Сегодня педагоги стремятся использовать инновационные подходы построения предметно–игрового пространства, ведь группа является вторым домом, здесь дети проводят большую часть дня.
Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением создание интерактивной образовательной среды.
«Говорящая стена» это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель технологии «Говорящая стена»: создание условий для полноценного речевого и социально-коммуникативного развития детей с ТНР в группе компенсирующей направленности.
Задачи: развитие игровой деятельности и предпосылок учения у воспитанников; развитие языкового анализа и синтеза, аналогии, ведущих к овладению лексическими и грамматическими значениями слов; становления «чувства грамматической и лексической правильности предложения», которые связаны с опережающей коррекцией аграмматизмов; формирование специфических для данного возраста новообразований (межанализаторных связей, произвольного внимания, анализирующего восприятия, наглядно-образного мышления); коррекция аграмматизмов и нарушений звуко-слоговой структуры слова; оптимизация сенсомоторного уровня реализации речевой деятельности; формирование «вербальной сети слов», механизмов внутреннего программирования и синтаксического прогнозирования высказывания; формирования механизма произвольной организации поведения и самоконтроля над речевой деятельностью; щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок.
Стендовая информация позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.
Повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.
Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкультминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.
Интерактивная стена это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения.
Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Еще одна составляющая "говорящей стены" это магнитно-маркерная доска с различными элементами.
Одним из главных достоинством магнитно-маркерной доски является то, что дети учатся получать информацию с вертикальной поверхности, что крайне необходимо в современном мире высоких технологий. Пособия для магнитной доски можно изготовить самостоятельно, используя магнитную основу и картинки, а можно купить в магазине.
Вместо магнитно-маркерной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с использованием магнитной краски. На них легко крепятся: фигурки на магнитах, лента звукового анализа слов, пособия по лексическим темам, лента букв и звуков, полотно с кармашками для карточек русского алфавита.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и програмированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
С целью обучения связной речи при составлении рассказа по картинно-графическому плану, ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Для изучения и закрепления материала по лексическим темам используется разнообразный картинный материал.
Всем известная общепринятая в дошкольном образовании система деления звуков помогает воспитанникам успешно подготовиться к школе. Например, игра-конструктор «Звуковые гусенички» применяется логопедом по развитию речи для детей дошкольного возраста.
Весёлые звуковые гусенички, состоят из кругов разных цветов: синий обозначает твёрдый согласный звук, зелёный мягкий согласный звук, красный гласный звук. Таким образом, в занимательной форме дети знакомятся со звуками, и какими они бывают: гласные и согласные, а также дети закрепляют, что согласные звуки делятся на глухие и звонкие.
Игровое пособие «Логопедический паровоз» современный способ в игре освоить непослушные звуки и развить речь, научиться делить слова на слоги, правильно ставить ударение, пополнить словарный запас. А главное привить любовь и интерес к таким занятиям, не допуская переутомления ребёнка. Информация, поданная в форме игры, и усваивается легче.
Конструирование на плоскости в пособии «Звукарики» представляет собой сборку многовариантной сюжетной дидактической аппликации на игровом ковролиновом поле, которая может меняться в зависимости от задач обучения. При помощи липучек развивает координацию движений, мелкую моторику, речь, логику, фантазию и расширяет кругозор. Такой универсальный игровой материал применяется как для индивидуальных, так и для групповых занятий с детьми ТНР.
С целью профилактики утомления и формирования гигиены органов зрения у детей дошкольного возраста применяется гимнастика для глаз с использованием дидактического комплекта плакатов.
Слово сенсорное происходит от латинского «senstus»-«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
В практике логопеда широко используется многофункциональное сенсорное фетровое панно «Сказочная карта Кольского полуострова» это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику с помощью игры.
Во многих группах сейчас создаются специальные «Уголки уединения» и в нашей группе он тоже есть. Уголок соответствует возрасту: кресло-мешок, подушка, волшебный игровой шатёр, на стене картинный материал прикреплён прищепками. Материал подобран для формирования «семантических полей». Побыть в таком уголке может каждый ребенок, как только почувствует в этом необходимость.
Для ребенка сказка это наиболее доступное средство познания мира. Ребята в группе очень любят играть в театр, и каждая новая игра, новая сказка, новая роль доставляет им много радости. Таким образом, специально для воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР, была создана декорация к спектаклю «Три поросёнка». Дети с удовольствием смотрели сказку и играли в игры, приготовленные педагогами. Театр это развивающая развлекательная игра, побуждающая думать, мыслить и фантазировать.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.
Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс на основе их индивидуальных особенностей и потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...
Предметно- развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Оформление предметно-развивающей среды в группе....
Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

Презентация«Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе компенсирующей направленности (коррекция зрения) в соответствии с ФГОС»
Принципы построения, требования к предметно развивающей среде в соответствии с ФГОС....

Предметно-развивающая среда в старшей группе компенсирующей направленности «Радуга» темы недели: "Здравствуй, зимушка – зима!","Новый год"(декабрь 2022г. )
В группе созданы условия для разностороннего развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей. Центры активности оборудованы для вс...

Методическая разработка Москалевой О.П. воспитателя ГБДОУ детский сад №10 Выборгского района Санкт-Петербурга Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в условиях группы компенсирующей направленности с детьми с овз
Предлагаю методический материал для групп компенсирующего вида....

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»
В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...