Методическая разработка Москалевой О.П. воспитателя ГБДОУ детский сад №10 Выборгского района Санкт-Петербурга Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в условиях группы компенсирующей направленности с детьми с овз
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предлагаю методический материал для групп компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moskaleva_o.p.docx | 1009.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Москалевой О.П. воспитателя ГБДОУ детский сад №10 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в условиях группы компенсирующей направленности с детьми с овз
Аннотация: в статье раскрыты особенности развития психических процессов детей с задержкой психического развития, доказывается эффективность использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений.
Ключевые слова: психические процессы, задержка психического развития, мнемотаблицы.
Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И прежде всего зрительные образы.
Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности функцию запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Эта система облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Когда ребенок в своем воображении соединит несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Дети с задержкой психического развития (далее ЗПР)- это особая категория детей с нарушением нормального темпа психического развития.
У детей с ЗПР отмечается недоразвитие всех компонентов познавательной деятельности (восприятия, памяти, речи, мышления, внимания), особенно на уровне произвольности и осознанности.
Речь является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. У детей с ЗПР скудный словарный запас из-за несформированности понимания обращенной речи и маленького жизненного опыта. А с каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передавать детям.
Цель работы воспитателя состоит в том, чтобы усвоение знаний было не механическое, а осознанное.
У детей с ЗПР наблюдается: снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; нарушение, как произвольной, так и непроизвольной памяти; у некоторых детей, заметное преобладание зрительной памяти над словесной, а у других наоборот, словесная- преобладает над зрительной; недостаточный объем и точность запоминания; преобладание механического запоминания над словесно- логическим; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Для более эффективной работы по развитию речи детей с ЗПР необходимо обращать внимание на формирование базисных функций и межфункционального взаимодействия( слухового и оптико-пространственного восприятия, внимания, памяти, произвольных движений, регуляторной функции).
Для развития психических процессов, слуховой и зрительной памяти, речи я использую в своей работе разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.
На первом этапе используются только конкретные образы, а затем символизируем отвлеченные понятия.
Так как не у всех детей хорошо сформирована слуховая память, то для заучивания стихотворения дети опираются на зрительный анализатор. Есть дети у которых наоборот- не сформирована зрительная память, для этого образы не только рисуются, но и сопровождаются движениями ,так как запоминание идет через двигательную, мышечную, слуховую и зрительную память.
Мнемотаблицы – это схемы, которые помогут детям удержать в памяти последовательность изложенного материала.
Приведу пример мнемотаблиц разработанных мною для использования в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Покружилась звездочка В воздухе немножко Села и растаяла На моей ладошке |
*** Мороз в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет. Напротив мерзлого окна. дыханьем Дедушки Мороза В парчу и жемчуг убрана Стоит кудрявая береза | |
Белый снег пушистый В воздухе кружится. И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело Точно пеленою Все его одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. |
Список литературы
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова,
О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. Б. Баряевой,
Е. А. Логиновой.- СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.- 415с.
- Большая книга для маленьких: Сборник сказок, потешек, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста / [ Сост. Э. Г. Подерина, А. И. Плитченко, В. Ф. Сурель ].- Новосибирск: Западно - Сибирское книжное издательство, 1983.- 384 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»
Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Пет...
Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)
Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада....
Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского района, Фендик Ольги Кирилловны. «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»
Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ...
Методическая разработка "Логопедический досуг в форме интеллектуальной игры "День Победы. Защитники Отечества" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности"
Логопедический досуг в форме интеллектуальной игры позволяет учителю - логопеду в нетрадиционной форме не только решать коррекционно - образовательные, коррек...
Статья Москалевой О.П., воспитателя ГБДОУ детский сад №10 Выборгского района Санкт-Петербурга «Чему могут научить сказки»
Рекомендовано дошкольным педагогам и родителям....