Сенсорная интеграция в коррекционно развивающей работе педагога психолога
статья по коррекционной педагогике

Самойлова Наталья Николаевна

коррекционная деятельность в рамках метода сенсорной интеграции предполагает наличие достаточно большого количества специализированного оборудования: гамак, качели, батут, фитбол, тоннель, бочка, качающееся бревно, маты, вестибулярная тарелка или доска, подвесная лестница и платформа и мн. др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primeneniya_ellementov_sensornoy_integratsii.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция в коррекционно развивающей работе педагога психолога

 

        В данной статье очень хочется рассказать о результативности применения элементов сенсорной интеграции в своей коррекционно развивающей работе.

        Мы начинали с самого элементарного, применения комплекса телесно-ориентированных упражнений, сочетая их с глазодвигательными, дыхательными, кинезиологическими упражнениями, игры с водой, цветом, запахами и вкусом. Были изготовлены, по мере возможности, тренажеры и атрибуты для работы по данному методу. Но, для более продуктивной коррекционно-развивающей работы, нам не хватало специализированного оборудования.

          В октябре 2020 года, мы с Ксензик Анной Александровной (учитель-логопед),  приняли участие в муниципальном конкурсе социальных проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций, с проектом «Палитра ощущений» и стали победителями. Выиграли денежные средства, на которые приобрели специализированное оборудование: «Доску Бельгоу» (комплект «Макси»); «Утяжеленное одеяло»; «Яйцо Кислинг». Данное оборудование мы активно применяли в своей коррекционной деятельности ежедневно. По результатам диагностики, на середину учебного года, уровень сенсорного развития каждого ребенка значительно вырос.  Использование данной технологии привело к развитию таких качеств как мышления, памяти, математических способностей, гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, речь и творческое воображение.

        Но и на этом мы не останавливались, так как коррекционная деятельность в рамках метода сенсорной интеграции предполагает наличие достаточно большого количества специализированного оборудования: гамак, качели, батут, фитбол, тоннель, бочка, качающееся бревно, маты, вестибулярная тарелка или доска, подвесная лестница и платформа и мн. др., позволяющее активизировать работу вестибулярной или проприоцептивной системы (в зависимости от способа использования), мы продолжили работу в данном направлении, и было решено приобрести сенсорно динамический зал «Дом Совы», для еще более качественного выполнения коррекционно-развивающей работы в нашем дошкольном учреждении.

        В декабре 2020 года, благодаря поддержке Районной администрации, у нас наконец-то появился наш долгожданный сенсорно-динамический зал «Дом Совы». Ежедневно я работаю с детьми с ОВЗ в сенсорно-динамическом зале, отрабатывая лексическую тему недели, совмещая работу на оборудовании, и развивая все психические процессы, как показывает практика, дети с огромным удовольствием идут заниматься в  «Дом совы» и благодаря этому, достигают достаточно быстро положительных результатов в коррекционно-развивающей работе. Занятия проходят в индивидуальной и подгрупповой форме, их длительность зависит от возраста ребенка и составляет, 20 или 30 минут. Структура и содержание занятия индивидуальна для каждого ребенка. Часто в своих занятиях я использую полосу препятствий, при прохождении которой, ребенок получает удовольствие – в виде какой-то любимой или новой игрушки, игрового действия или эмоционального подкрепления.  Для создания моторных дорожек (программ) используются ортопедические коврики, балансиры, координационные лестницы, островки, координационные дорожки. Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и отработать знание цифр, букв, геометрических фигур и цветов, а так же все лексические темы. Для полосы препятствий ранее я использовала подручные средства: самодельные ручки и ножки (для развития моторного планирования); кочки, лавочки (для развития координации движения) и многое другое. В использовании такой материал не практичен и постоянно приходилось изготавливать новый.

         В 2024 году,  благодаря финансовой поддержке ПАО «Богучанской ГЭС, в моем арсенале появился яркий и современный набор массажных ладошек и ножек с шипами, они очень понравились детям. И теперь практически на каждом индивидуальном, подгрупповом и групповом занятии я использую их как игровой момент. И девочкам, и мальчикам очень нравятся моторные дорожки! Дети просят каждое занятие «полосу препятствий», так с любовью, они их называют.  И еще не менее привлекательный тренажер – это яркая полусфера со специальным покрытием для дополнительного массажа. Занятия на полусфере включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время выполнения упражнения ребенок должен, балансируя на полусфере, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д. Особенно ценна она в применении на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с расстройством аутистического спектра, так как им нравится выполнять задания, находясь в движении.

        Каждое занятие строится в виде игры. Процесс обучения в сенсорной интеграции происходит только через игру и должен быть ребенку интересен и увлекателен. Поэтому так важно на занятиях по – разному организовывать взаимодействие с ребенком (эффект новизны) и подавать старые упражнения по-новому или в новых контекстах занятия.

        Подводя итоги, хочу отметить, что использование метода сенсорной интеграции в работе психолога часто позволяет найти «волшебный ключик» к взаимодействию с ребенком, имеющем сложности в обучении, развитии и социализации. Применение методов сенсорной интеграции способствуют психическому развитию детей, развивают интерес к окружающему миру, помогают удовлетворить потребность ребенка в осознании и понимании себя, обеспечивают развитие моторных, познавательных и сенсорных умений, стимулируют речемыслительную активность, мотивируют на осмысленную познавательную деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

        Это далеко не предел, который я могу применять в своей коррекционно-развивающей работе. Я расширяю и углубляю свои знания в этом направлении и охотно применяю их на практике. Подводя итог, я могу отметить, что регулярное применение элементов сенсорной интеграции в психолого-педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, улучшает адаптационные и социально-коммуникативные возможности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В УСЛОВИЯХСЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Исследовательская работа " Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ"

Целью моего исследования было изучение теорретических и практических  аспектов применение метода сенсорной интеграции в работе сдетьми с ОВЗ....

Применение элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Само по себе определение интеграции говорит за себя – объединение частей целого. Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система приобретает информацию от рецепторов ...