Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением речи
картотека по коррекционной педагогике

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной  работе с дошкольниками с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной  работе с дошкольниками с нарушением речи

Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Неоспоримым фактом является то, что ребёнок, идя  в первый класс, должен быть с сформированными определёнными навыками: развитой и чистой речью, готовностью к обучению, сидя за партой по 4-5 часов, развитой общей и мелкой моторикой, правильной осанкой.

 Детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы, а также некоторые психоэмоциональные особенности, обусловленные дефектом речевого развития, низкая обучаемость, требующая постоянного стимулирования.  Для достижения оптимального результата коррекции ребёнка с нарушением речи не последнее место занимает мотивация к обучению и разнообразие методов коррекции.

 Эффективной технологией, способствующей профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, а также вызывающей интерес детей  является применение в логопедической практике фитбол-гимнастики. Эта технология предусматривает развитие и коррекцию ребёнка по трем направлениям: речевому, физическому и психоэмоциональному.

 У детей с нарушением речи наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Коррекция же недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, как у педагога, так и у детей. Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс обучения привлекательным, интересным и по-настоящему современным в целях полноценной коррекции речедвигательной сферы ребёнка. 

Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Цель  фитбол-гимнастики в работе с детьми с нарушением речи -  это развитие  и коррекция как двигательной, так и речевой сферы.

Задачи (через упражнения на фитболах):

1. развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодии;

2. развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча или упражнений с мячом.

3. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему;

4. развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия и др.).

Дети с нарушением речи при выполнении лёгких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому первым этапом является обучение правильному дыханию через специальные дыхательные упражнения.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

После того как освоены все исходные положения и ребёнок может осуществлять контроль своего дыхания, переходим к более сложному виду упражнений – звуковой гимнастике.

Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани.

Постепенно в эти упражнения включается более сложный материал, произносимый на выдохе. Начиная со звуков, упражнения переносятся на слоги, слогосочетания, слова и предложения.

Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя музыку и пение.

Следующий этап работы – коррегирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребёнка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.  Упражнения фитбол-гимнастики учат детей регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Дети получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Упражнения, сопровождаемые музыкой и стихотворными строчками, приучают ребёнка выполнять задания в определённом ритме, координируя движения и речь. Этот приём особенно важен для детей с речевыми расстройствами, т.к. индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот замедлен.

Различные игровые упражнения используются на этапе постановки и дифференциации звуков. Применяем готовый логопедический рифмованный материал на закрепление звуков.

Необходимо помнить, что сначала осваиваются статические упражнения, т.е. задания на освоение ребёнком исходных положений и различные игры типа «замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый», «Самый сильный» и т.п. Как только ребёнок освоит простейшие манипуляции с мячом, постепенно вводятся ритмические упражнения с речью. Главная задача данных упражнений – координация речи ребёнка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задаётся логопедом. Одно и тоже стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно и быстро).

    Предлагаю вашему вниманию некоторые  упражнения на фитболе.
1.
"Я подую высоко" 

Данное упражнение направленно на координацию - выполнение одновременных согласованных движений рук и ног и автоматизацию звука "С". Упражнение выполняется в исходном положении сидя на мяче. Длинный выдох ребенка, так чтобы щеки ребенка не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.

Педагог: Я подую высоко
Дети: С-с-с-с
Руки поднять вверх ладонями вниз, ноги поставить на носки, подуть.
Педагог: Я подую низко
Дети: С-с-с-с
Руки опустить вниз перед собой, ладонями вверх, подуть; ноги поставить на пятки.
Педагог: Я подую далеко 
Дети: С-с-с-с
Руки вытянуты перед собой ладонями вверх, наклон вперед, подуть на ладони, ноги на носки.
Педагог: Я подую близко
Дети: С-с-с-с
Руки положить на колени ладонями вверх и подуть на них, ноги на пятки.
2.
"Жук"

Данное упражнение направленно на укрепление мышц спины, на автоматизацию звука "Ж". Выполняется из исходного положения стоя на коленях, руки на мяче. В этом упражнении все стихотворение проговариваю сами дети, а педагог следит за правильным произношением звука "Ж".Реклама 19

Я - жук, я - жук, я здесь живу
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж ...

Из исходного положения переход в положение лежа на мяче с упором руками в пол, вернуться в исходное положение; выполнить 3 раза.

Кружу над лесом и кружу...
Встать на колени, переложить мяч справа от себя, сесть на пятки.
Или на листике сижу ...
Встать на колени, переложить мяч слева от себя, сесть на пятки.
И не тужу я, не тужу.
Я - жук, и потому жужжу:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж ...

Из исходного положения переход в положение лежа на мяче с упором руками в пол, вернуться в исходное положение; выполнить 3 раза.

3. "Цыплята и курица"

Упражнение направлено на укрепление брюшного пресса и на согласование движения рук и ног. Одновременно это упражнение позволяет дифференцировать звуки "С"-"З"-"Ц"-"Ч". Выполняется в исходном положении сидя на мяче, руки на поясе. Все стихотворение проговариваю сами дети, а педагог следит за правильным  произношением звуков.

Забежали как-то в сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Имитация бега, сидя на мяче.
Мать-наседка - курица.
Ты ошиблась улицей,
Хоть наседка - умница.

Продолжить бег с одновременными движениями рук и ног в стороны.

Это - славный детский сад
Для детей, не для цыплят.
Ходьба на месте в ритм слов, сидя на мяче.
4. "Пилы"

Упражнение направлено на укрепление брюшного пресса и одновременную дифференциацию звуков "Л"-"Ль". Выполняется из положения лежа на спине на полу, ноги на мяче. В этом упражнении все стихотворение проговариваю сами дети, а педагог следит за правильным произношением звуков.

Пилят пилы, пилят пилы
Приподнять таз с поочередным махом левой ногой вверх.
Целый день, целый день
Приподнять таз с поочередным махом правой ногой вверх.
Пилят пилы без умолку,
Приподнять таз и держать его в течение всей фразы.
Пилят пилы дуб и елку.
Вернуться в исходное положение.
5.
"Воробьишка и комары"

Игра направлена на автоматизацию звука "З". Все дети "комарики" - присели на корточки и спрятались за свои мячи. Педагог - "воробей" - летит и спрашивает: "Жив-жив-жив! А где мне присесть?" Комары, высовывая головки из-за мячей, отвечают: "З-з-з-з". Воробей: "А что же мне съесть?" Комары: "З-з-з-з". Воробей: "Слышу голос комара, съесть его пришла пора". Все "комарики" разлетелись и бегают по всему залу, зудят. Воробей ловит комаров. Если комар присел за свой домик, то воробей его поймать не может.

Упражнения с фитболами способствуют: развитию дыхания, автоматизации и дифференциации звуков, развитию чувства ритма и темпа речи, силы голоса и т.д.;  укреплению мышц отдельных частей тела (шеи, спины, бёдер, стоп, межлопаточной области и т.д.), развитию координации движений, формированию правильной осанки.

      Список литературы:

  1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
  3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007
  4. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также  повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Выделяются 3 группы здоровьесберегающих технологий. В статье приведено краткое описан...

Консультация для педагогов «Использование Интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи»

Использование Интеллектуальных  карт, в работе с дошкольниками с нарушениями речи,  способствует облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей....

«Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи»

Пётр Яковлевич Гальперин считал, что «… главное в учении – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса». Высокая по...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...

Использование мнемотехники в образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи

Мнемотехника - это система методов и приемов, которая обеспечивает самое эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основная цель мнемотехники заключается в том, что на каж...