Мастер – класс для педагогов ДОУ и родителей: «Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников» с использованием здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал направлен на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников, а также повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol_v_vzaimodeystvii_s_roditelyami._statya.docx | 74.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов доу и родителей.
«Фитбол- гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений
осанки дошкольников»
Первостепенная задача для дошкольного учреждения – органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и в целом физическому развитию детей как основосоставляющей общечеловеческой культуры.
Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены основные принципы ,одним из которых является гуманистический характер взаимодействия взрослых(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.
С этой точки зрения, задача детского сада-сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в осознании и обучение детей.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте большой процент детей имеют нарушения осанки. Здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья. Нарушение осанки – это нарушение костно-мышечного аппарата. Деформации скелета, самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», используемый в оздоровительных целях. Данное направление гимнастики заинтересовало нас тем, что оно носит практическую и профилактическую направленность, влияет на формирование двигательных умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные эмоции у детей. Этот мяч моделирует неустойчивость водной среды, которая необходима для формирования вестибулярного аппарата. Упражнения с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Реализуя ФГОС ДО по физическому развитию (пункт 1.6 и 2.6 ) в нашем детском саду, активно применяются фитболы, как в комплексах ОРУ, так и в основных видах деятельности, а также в подвижных играх. Так же, как и в детском саду, родители могут применять фитболы в домашних условиях. организован кружок «Фитбол – гимнастика в взаимодействии с родителями для профилактики нарушений осанки дошкольников». Образовательная деятельность по физической культуре средством фитбол-гимнастики направлена на формирование правильной осанки и на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. На занятиях в таком кружке родители и дети успешно решают задачи эмоционально – двигательного общения. Это позволяет уменьшить домашний дефицит двигательной активности, целенаправленно обучать родителей конкретным упражнениям на профилактику нарушений опорно двигательного аппарата, способствует взаимопониманию взрослых и детей в семье. Так же приводят к пониманию родителями необходимости занятий физической культурой как в ДОУ , так и в семье.
Основные задачи фитбол – гимнастики.
1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям с помощью фитболов.
4. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
5. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
Комплексы включают упражнения на все группы мышц. Во время проведения упражнений с детьми на фитболах, важна правильная посадка: угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки лежат на фитболе и фиксируют его с боков, ноги расставлены на ширине плеч, ступни стоят параллельно друг другу. Такая посадка уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Фитбол позволяет выполнять упражнения в разных И.П.: сидя на фитболе, лёжа на полу, лёжа на фитболе на спине или животе с опорой на пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, разные виды бросков и т.д. Непосредственное участие родителей на таких занятиях позволяет обеспечить дополнительную страховку детям, повысить эмоциональный настрой детей.
При подборе мяча, следует учитывать рост ребёнка:
4-5 лет- 45 см
5-6 лет 50 см
6-7 лет 55 см
В целях профилактики травматизма, охраны жизни и здоровья детей на занятиях фитбол-гимнастикой следует соблюдать следующие правила:
1)Соблюдать расстояние между занимающимися-не менее 1 метра.
2) Проверять отсутствие предметов, которые могут создать травмоопасные ситуации.
3) Допускать к занятиям детей в облегченной, не стесняющей движений одежде и в спортивной обуви.
4)Проводить систематический инструктаж воспитанников по поводу правильной технике и мер безопасности при выполнении гимнастических упражнений и подвижных игр с фитболами.
5) Начиная с первых занятий, обеспечивать личную и взаимную страховку, учить детей приёмам самостраховки.
Классификация упражнений по использованию фитбола.
Средства фитбол-гимнастики ,используемые в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Методика обучения технике упражнений с фитболами предполагает несколько этапов
1Этап:Подготовительный
Задачи этапа:
1)Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
2) Обучить правильной посадке на фитболе. На этом этапе – выполняются упражнения в положении сидя на мяче, в медленном темпе выполняются упражнения для плечевого пояса ( повороты головы-влево; поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону; поднимание и опускание плеч; сгибание рук к плечам ,сжав кисти в кулаки, руки в стороны; по сигналу встать ,обежать вокруг мяча, придерживая его рукой
3) Сформировать базовые положения при выполнении упражнений в партере ( сидя, лежа, в приседе)
2 Этап: Развивающий
Задачи этапа:
- Развивать умение сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
- Развивать умение сохранять правильную осанку при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
- Развивать умение сохранять равновесия с различными положениями на фитболе.
- 4) Развивать умение расслаблять мышцы
3 Этап: Основной
Задачи этапа:
1)Развивать умение выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
2) Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
3) Уменьшать площадь опры о фитбол.
4 Этап: Совершенствование.
Задача этапа:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2. Определить уровень развития у детей основных групп мышц, участвующих в сохранении осанки
После освоения техники выполнения упражнений поэтапно, мы начинаем вводить комплексы ОРУ и динамические упражнения различной сложности, в которых учтена нагрузка на все виды мышц, начиная с плечевого пояса.
План-конспект физкультурного занятия с элементами фитбол-гимнастики с участием родителей
« Путешественники»
Задачи:
- Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей конечностей.
- Закреплять бег «змейкой» между предметами.
- Формировать интерес к физическим упражнениям с фитболами.
Оборудование: Фитболы, ленточки, кольца,обручи.
Содержание | Организационно-методические указания/ дозировка |
1.Разминка «Путешествие» | Родитель с ребёнком друг за другом . -Руки сверху на носках. -Дети становятся сверху на ступни родителей спиной к ногам; держась за руки передвигаются. «Скороходы» -Пролезание между ног родителей « Пещера» - Сверху на спине родителей. - Пробежка, взявшись за руки. |
2.Дыхательные упражнения. | Дети берут мячи, расходятся по ориентирам вместе с родителями. И.п.- Родитель и ребёнок спиной друг к другу; ребёнок поднимает мяч над головой, передаёт маме – длинный вдох, затем делает резкий выдох, опуская руки вниз. Мама одновременно с ребенком опускает мяч. Мама проделывает то же самое. |
3. Игровое упражнение « Лодочка» | Родитель с ребёнком занимают позицию сидя на полу лицом друг другу, ноги слегка расставлены. Ребёнок ставит расставленные ноги сверху на ноги родителя; берутся за руки. По команде «Поплыли» имитируют « Гребцов». Ребёнок ложится на спину, выпрямляя руки, держась за руки родителя; родитель наклоняется вперёд к ребёнку. То же самое проделывает родитель. По команде причалили к берегу, поднимаются и выполняют упражнения с мячом. |
1упражнение | И.п.- сед на мяче согнув ноги, руки в стороны. 1- наклониться вправо, правой рукой коснуться пола; и.п. то же в другую сторону. |
2.упражнение | И.п. –сед на мяче, руки на поясе. 1- правую ногу вперед на пятку; руки за голову; и.п.; то же другой ногой. |
3 упражнение | И.п.- лежа н а спине, мяч вверху. 1-2 – мяч и ноги поднять вперед- вверх стопами коснуться мяча; и.п. |
4упражнение | И.п.- стоя на коленках, ладони на мяче. Медленно прокатить мяч ладонями как можно дальше, прогнуть спину. Также прокатить обратно. |
Подвижная игра «Весёлые машинки» | Родители берут обручи маленького диаметра или кольца, дети берут фитболы. Родители с кольцом («Руль») впереди. Дети садятся на мяч сзади. По команде «Машинки поехали» машинки разбегаются и рулят. По команде «В гараж» машинки должны занять исходные места. |
Подвижная игра «Зайчики- попрыгайчики» | Детям садятся на фитболы, к шортам сзади прикрепляются ленточки. Дети выполняют прыжки на фитболах , родители следуют за ними держась за край ленты.( Выполняют дополнительную страховку) |
Заключительная часть. Дыхательные упражнения. | Повторить упражнения стоя спиной друг к другу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений осанки дошкольников в условиях детского сада
Опыт работы педагогов МБДОУ Детский сад №119 по профилактикенарушений осанки у дошкольников: система работы, примерные комплексы упражнений...
Профилактика нарушений зрения дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно о...
мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий....
Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...
Мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
Цель: освоение и последующие применение технологий в практичесокй деятельности педагога-воспитателя....
"«Фитбол – гимнастика, как средство профилактики нарушений осанки дошкольников»"
Доклад на региональной научно - практической конференции "Адаптивная физическая культура в школе и детском саду в урочное и неурочное время"...
"Фитбол гимнастика, как средство профилактики нарушений осанки дошкольников"
Фитбол гимнастика...