Консультация для педагогов «Использование Интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи»
картотека

Гончарова Светлана Александровна

Использование Интеллектуальных  карт, в работе с дошкольниками с нарушениями речи,  способствует облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_intellekt_karty.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Консультация для педагогов

«Использование Интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи»

Подготовила:

Гончарова Светлана Александровна,

учитель-логопед

п. Ровеньки

2022

Каждый ребёнок от рождения по- своему талантлив, задача же педагогов - создать оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной, обеспечив ему пищу для всех органов чувств.

Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума. 

Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей. 

При работе с детьми с проблемами речи с помощью интеллектуальных карт, прежде всего, формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах. 

Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях. 

Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте. 

Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать. 

           Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Виды мышления головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект - карт: Надо сказать, что интеллект – карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений.  Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты. 

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

Использование интеллект-карт также помогает развить: 

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации. 

 Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

 Для чего создают интеллект-карты в ДОУ? 

Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. 

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. 

Как правильно делать интеллект-карту

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил: 

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка. 
  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет. 
  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. 
  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. 
  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Варианты создания интеллект-карт: 

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: 

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; 
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;  

- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

 - запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается;

-  своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

 - творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

-  возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Алгоритм создания интеллект - карт:

- Постановка цели – рождение идеи (создания карты – плана по теме).

-  «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.

- Создание интеллект карты – структурирование имеющейся у детей информации.

- Определение «Главной темы» и «Подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом или картинкой.

- Обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой подтемы разными понятиями.

- Оформление интеллектуальной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц); можно привлечь родителей, они совместно с детьми находят необходимую информацию и дополняют карту.

«Интеллект – карта»:

- информативна;

- обладает дидактическими свойствами;

 - вариативна (есть несколько вариантов использования каждой ее части);

 - обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, эффективна в использовании в проектной деятельности.

 В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи

Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Выделяются 3 группы здоровьесберегающих технологий. В статье приведено краткое описан...

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления

Описание опыта работы по использованию интеллектуальных карт с дошкольниками для развития связной речи и мышления....

Мастер-класс «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»

laquo;Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических ...

Консультация для педагогов «Использование интеллектуальных карт в ДОУ»

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных зад...

Презентация к консультации для педагогов "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Добрый день! предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Использование ИК в работе с детьми дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение интеллектуальных карт в работу с дошкольниками представляет собой перспективное направление, способствующее всестороннему развитию детей. Регулярное обновление методической разработки и адап...