Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)
материал (подготовительная группа)
Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.
Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Одной из форм работы в нашем детском саду является коррекционно-оздоровительная гимнастика на ортопедических мячах (фитболах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_-klass_fitbol.docx | 379.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Троицка»
108840. г.Москва, г.Троицк, ул.Школьная, д.10А | Тел./факс 8(495) 851-00-56 e-mail: trlyceum@gmail.com |
Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп:
«Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях»
(для детей с нарушениями речи)
Исполнители:
Учителя-логопеды Ильина С.В. и Родичкина И.В.,
инструктор по физической культуре
Зверкова Н.А.
г.Москва г.Троицк
октябрь, 2021г.
Пояснительная записка
Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.
Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Одной из форм работы в нашем детском саду является коррекционно-оздоровительная гимнастика на ортопедических мячах (фитболах).
Фитбол - это большой резиновый мяч. Появился фитбол в 50-х годах нашего века. Впервые его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных с церебральным параличом.
Комплексы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм человека. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных корррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Во врачебной практике мячи большого размере используются для ускорения реабилитации больных. Фитбол гимнастика уникальна тем, что в ней практически отсутствует ударная нагрузка на позвоночник и нижние конечности.
Большой легкий мяч яркой окраски создает веселую атмосферу для ребенка на занятиях фитболом. На мяче можно пружинить, подпрыгивать, подбрасывать и ловить его, использовать в играх и различных занятиях. Чтобы удержаться на мяче нужно иметь идеальную осанку. При этом нагрузка на спину и шею снижается до минимума, так как в работе принимают участие практически все мышцы тела.
Фитбол-гимнастика тренирует дыхательную систему и вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы тела, развивает координацию движений.
Дети с расстройством речи отличаются от здоровых низким уровнем таких качеств, как ловкость и быстрота, низкой степенью сформированности двигательных навыков, иногда - низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач, решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя гимнастика, физкультминутки, на других занятиях.
Использование фитбол-гимнастики в играх и на занятиях с детьми с речевыми расстройствами дает хорошие результаты.
Задачи:
- воспитание интонационной стороны речи, речевого дыхания, голосовой функции, темпа речи;
- расширение словарного запаса, слоговой структуры в стихотворной речи;
- развитие чувства ритма, мимической и артикуляционной моторики;
- формирование двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата, правильной осанки, походки, грации движений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве;
- развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления и др.)
Приложение №1
1.Комплекс упражнений на фитболе.
1 упражнение:
сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево
Задачи: Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.
2упражнение:
сидя на фитболе, руки в стороны, к плечам
Задачи: укрепление мышц рук и плечевого пояса
3 упражнение:
лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево
Задачи: Укрепление мышц ног и спины.
4 упражнение:
лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение
Задачи: укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса
5 упражнение:
Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног
Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.
Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.
Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.
-ры-ры-ры – нас кусают комары;
-ру-ру-ру – зададим мы комару;
-ра-ра-ра – мы поймали комара;
-ра-ра-ра – вот такая вот игра;
-ра-ра-ра – вот высокая гора;
-ро-ро-ро – тут оставили перо;
-ры-ры-ры – кто хозяин у горы;
2. Игра «Слушай взрослого».
Сидя на фитболе, хлопать в ладоши, когда услышишь слово со звуком (р, если нет –топать ногами.(Молодец! Ты учишься не только говорить звук (р, но и слышать его в словах.)
3. Подвижная игра «Кто быстрее»
-прокати мяч;
-прыжки на мяче;
4. Игра «Закончи слово».
Отгадай, какие слова могут получиться из этих слогов.
Например: ра-ма, ро-за, ру-ка, ры-ба…
5. Загадки
Ползёт наоборот
задом наперёд,
всё под водой
хватает клешнёй (рак)
Разноцветное коромысло
над рекою повисло. (радуга)
Летом бежит,
зимой спит.
Весна настала –
Опять побежала. (река)
Ну и кошка, вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (рысь)
Крыльев нет,
Но эта птица,
Полетит –
И прилунится. (Ракета)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
6. Логоритмика «Я, ракета!» (с ускорением)
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
Конспект занятия для детей с нарушениями речи старшей и подготовительной группе (в рамках «Клубного часа») «Изготовление лепбука на тему Весна »
Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны. Формировать умение создавать лепбук по теме «Весна»; Развивать образное мышление, восприят...
Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"
Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться к школе;- накопить определённый бага...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развит...
Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с нарушениями речи Тема: "Автоматизация звука [С] изолированно и в словах"
ЦЕЛЬ: автоматизировать четкое произношение звука [С] изолированно и в словах.Возраст детей: 6-7 летИнтеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением зрения и речи подготовительной подгруппы на тему: «Животные жарких стран».
Цель: формирование лексико- грамматических средств языка по теме:«Животные жарких стран».Задачи:Коррекционно - обучающие:активизация и актуализ...