Интегрированное занятие "В гостях у Антошки"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей с предметами народного быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_logopedicheskoy_gruppe.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в логопедической группе

старший дошкольный возраст

«В гостях у Антошки»

Цель: знакомство детей с предметами народного быта.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами;

- расширить кругозор детей об укладе, быте и традициях русского народа, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Развивающие:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие умения передавать ритмический рисунок.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к изучению истории русского народа, любовь  и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

- воспитывать умение быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса и не перебивая товарищей.

 Оборудование:  декорация русской избы, мультимедийная установка, экран, сундучок, деревянные ложки (по две на каждого ребенка), деревянные ложки с нарисованными символами гласных звуков; предметные картинки с разным количеством слогов.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети заходят в зал. В зале подготовлена декорация русской избы.

Педагог. -  Ребята, посмотрите, сегодня мы с вами вновь оказались в гостях. Хозяюшка приготовила для нас какое-то угощение. Да это же варенье. Чем же мы его будем пробовать?  Конечно же, ложками. Да не простыми, а деревянными. Чтобы ложки отыскать нужно историю о них узнать.

Презентация «История деревянной ложки»

Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные и поэтому часто ломались.       Люди решили делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, она получилась легкая, удобная, не нагревалась от горячей пищи. И такие ложки стали появляться в каждой семье.  У каждого члена семьи ложка должна быть своя и чтобы не перепутали свою ложку с чужой, на своей ложке делали пометки.

Ложки делали специальные мастера и называли их – ложкарями.

Сначала мастерили заготовкиТакие заготовки называли баклуши. И ложки были простые, не цветные. Со временем на них стали рисовать разные рисунки, в основном, это были ягодки, листочки, травка. Такие рисунки означали здравие и достаток.

Ну а где же мы с вами найдем деревянные ложки?

На слайде появляется картинка «Сказочный лес» (дети выполняют физминутку)

Мы попали в странный лес!

 (Маршируют на месте)

В нем много сказок и чудес! 

(Выполняют круговое движение  руками, сверху вниз)

Слева – сосны, справа – ели,

 (Выполняют повороты в стороны)

Там березки побелели.        

 (Выполняют плавные движения руками сверху – вниз)

Дятел сверху тук да тук!

(Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Огляделись мы вокруг.

(Делают поворот вокруг себя)

Перед нами у дорожки

Ветхий дом на одной ножке.

Антошка в доме том живет

И ложки наши стережет.

Появляется сказочный герой Антошка.

Антошка. – Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть.

Я веселый Антошка,

С деревянными ложками

Люблю поиграть

И задания давать.

Педагог. - Антошка, а нам как раз нужны ложки.

Антошка. – Вот  научитесь с ними управляться, с заданиями справитесь, подарю  вам ложки (педагог раздает детям деревянные ложки)

Антошка. -  Смотрите внимательно и повторяйте за мной волшебные движения.

Артикуляционная гимнастика с ложками

Текст (И.Лебедевой)

Артикуляционные упражнения

Упражнения ложками

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Постепенно открывать рот.

Ложки вместе в обеих руках перед грудью. При открывании рта разводим ложки: одна вверх, другая вниз.

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

Упражнение «Лопаточка»

- приоткрыть рот;

- положить широкий язычок на нижнюю губу;

- удержать под счет до 5.

Накладываем ложку одну на другую, удерживаем под счет до 5.

На летучем большом корабле

Упражнение «Чашечка»

-широко открыть рот;

- положить язычок на нижнюю губу;

-приподнять края языка.

Ложки перед грудью  горизонтально

Или с Бабой  Ягой на метле

Упражнение «Часики»:

- открыть рот;

- высунуть острый язычок;

- тянуть его попеременно то вправо, то влево.

Ложки  двигаются соответственно вправо- влево.

На плоту по молочной реке

Упражнение «Лопаточка»

- приоткрыть рот;

- положить широкий язычок на нижнюю губу;

- удержать под счет до 5.

Ложки вместе в обеих руках перед грудью.

И верхом на Коньке - Горбунке

Упражнение «Лошадка»:

- приоткрыть рот;

- щелкать медленно кончиком языка.

Легко постукивать ложка о ложку.

Можно в сказку влететь на Жар - птице

Упражнение «Качели»:

- открыть широко рот;

- поднять широкий кончик языка к верхней губе;

- опустить широкий кончик языка к нижней губе.

Ложки двигаются разнонаправлено (одна вверх, другая вниз) вертикально, как «ножницы».

Можно на колобке закатиться

Упражнение «Вкусное варенье»

- круговые движения кончиком языка по губам.

Движение ложками по часовой стрелке и обратно.

Можно въехать как слон на еже

Пожевать язычок зубками.

Легкое постукивание ложками.

«Ой, мы кажется в сказке уже!»

Упражнение «Угадай звук»

Антошка. – А  в моей сказке ложки  то не простые. Они умеют разные звуки изображать.  Давайте попробуем  звуки угадывать.

Я веселый Антошка

С деревянными ложками

Люблю поиграть

И задания давать.

Вы на губы посмотрите

И звук гласный назовите,

А потом не зевайте

Ложку к звуку подбирайте.

Антошка произносит беззвучно гласные звуки, дети угадывают их по артикуляции, соотнеся  с символами гласных звуков на деревянных ложках.

Презентация «История деревянной ложки»

Мы с вами уже знаем, как в старину, использовали деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но через некоторое время деревянные ложки получили распространение как музыкальный инструмент.  Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки,  деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант - профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок.

В наше время деревянная ложка не только красивый сувенир, но и музыкальный инструмент.  Многим музыкантам нравится этот звук, и они  используют его в своем музыкальном творчестве.

Антошка. - Ребята, а ложки то оказывается, не только для еды предназначены, они еще  и музыку сыграть могут. Но для этого нужно внимательно слушать заданный ритм и повторять его в точности как я.

Упражнение «Повтори ритм»

Ложка – ложечка, стучи,

Ребятишек весели.

А ты не зевай,

За Антошкой повторяй.

Педагог задает каждому ребенку ритм, дети повторяют (например: XX – XX –XX;  X – XX – X;  X – XX – XXX;  X – XXX – X;  XXX – XX – X  и т.д.)

Ритм подбирается по уровню возможности каждого из детей.

Педагог.  - А ещё мы можем использовать деревянные ложки ритмической игре. Попробуем? 

Игра «Передай  ритм  по кругу»

(Дети садятся на коврик, один из детей задает ритм, дети поочерёдно передают ритмический рисунок друг другу).

Упражнение «Передай настроение»

Педагог. - Ребята, а вы знаете, что ритм можно по-разному передавать.

На Антошку посмотрите,

Его настроение определите.

Дети определяют  и передают  эмоции Антошки: веселье, удивление, грусть, радость и др.

Дети выбирают ложки с символами гласных звуков.

Ах, веселый наш Антошка,

Удивись хотя б немножко.

Дети отстукивают и произносят заданный ритм: ОО – ООО.

Деревянной ложкой

Громко наш стучит Антошка!

Дети отстукивают и произносят заданный ритм громко: А – АА – А.

Не шуми-ка ты Антошка,

А играй-ка понемножку.

Дети отстукивают и произносят заданный ритм   тихо:  ИИИ – И.

Веселей стучи, Антошка,

Деревянной своей ложкой!

Отстукивают и проговаривают заданный ритм: А – ААА – А.

Вот грустит наш Антошка,

Он устал играть немножко.

Отстукивают и проговаривают заданный ритм: У- У – УУУ.

Педагог. – А еще ребята, ложка может нам помочь посчитать слоги в словах.

Игра «Ну-ка ложечка стучи, сколько в слове слогов, ты нам подскажи»

Ты Антошка, не грусти,

Ты немножко отдохни.

А мы ложкой постучим

Слоги в словах посчитать хотим.

На полу раскладывается круг, разделенный на сектора (или обручи разложенные по кругу). В каждом секторе предметная картинка.  Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается. Дети поочередно проговаривают слова по слогам и отстукивают в ритм проговаривания количество слогов в слове,  напротив которого они остановились.

Антошка. – Ой, как мне игра ваша понравилась. Спасибо, что научили так играть!  Но мне пора возвращаться. А ложечки я вам  дарю. Будете у себя в группе ими играть.

Педагог. – Ну, вот ребята, мы с вами и вернулись в детский сад.

Что нового вы сегодня узнали на занятии?  Какая игра с Антошкой и ложками вам понравилась больше всего? (ответы детей)

Будем играть в эти игры в нашей группе. Ведь у нас сейчас есть замечательные деревянные ложки!

 И мы с вами многому научились!

        

Для составления конспекта были использованы материалы:

Текст для проведения артикуляционной гимнастики И.Лебедевой

Статья   Овановой Т.Н.  Предметы народного быта  в коррекционной работе с дошкольниками  // Логопед №5, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"

Цель: воспитание  чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям  и быту старины....

Конспект интегрированного занятия «Художественно-эстетическое развитие» (рисование). Тема: «Кексы для Антошки Поварешкина» (средняя группа).

Тема НОД: «Кексы для Антошки Поварешкина».Вид НОД: непрерывно образовательная деятельность является интегрированной так как посредством различного содержания и видов деятельности...

"В гости к Антошке" сценарий осеннего праздника

Занимательное приключение для детей средней группы...

Конспект интегрированного занятия "Гости весеннего леса" в средней группе

Данное занятие проводится с детьми средней группы. Занятие поможет детям закрепить знания о перелетных птицах....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ. Тема: «В гости к Антошке».

Помочь детям осознать необходимость сна, подвести к пониманию того, что дневной сон полезен для роста и здоровья.Учить детей соблюдать режим и гигиену сна.Способствовать развитию самостоятельности дет...

Конспект интегрированного занятия "Гости к бабушке на стоянку" с использованием блоков Дьенеша (средняя группа)

Цель: активизировать в речи детей слова и выражения «такие же по цвету», «одинаковые по форме, но разные по цвету» и т.д.Задачи:Образовательные: Дать представление о понят...