Сообщение""Применение Орф-подхода в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Что такое Орф-подход, какие его главные принципы и суть? Как помогает Орф-подход в развитии ребенка - об этом это сообщение.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение для воспитателей «Применение Орф-подхода в музыкально- коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила музыкальный руководитель Л.И. Кабанова
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
(Песталоцци)
В музыкально- коррекционной работе с детьми с ОВЗ для развития музыкальных и творческих способностей в своей педагогической деятельности я применяю Орф-подход.
Что такое Орф-подход?
Термин подход в педагоге определяется как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Кто такой Орф?
Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он воплотил в жизнь собственную идею синтеза музыки, слова и движения. Известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: музыка, пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения и собрал в пятитомник, назвав "Орф-Шульверк", «Музыка для детей»
Орф-подход- это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен на развитие человека, поддержание его целостности, улучшения контакта с собой и миром. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке начиная от детей грудного возраста до взрослых.
Одна из главных идей ОРФ-ПОДХОДА — «учимся, делая и творя». Принципы Орф-подхода:
- От практики к теории;
- От целого к детали;
- От простого к сложному;
- От спонтанности к заданности;
Организация спонтанного, свободного выражения своих эмоций и чувств.
- От центра к периферии;
Развитие активности рук с помощью инструментов: барабан - плечо;
ксилофон - локоть ; мелодический инструмент -кисть.
В своей работе я ставлю такие коррекционные задачи:
- Создать условия для приобщения всех детей – независимо от их способностей – к музыке, искусству, творчеству;
- Способствовать развитию и коррекции психических процессов;
- Формировать произвольную регуляцию своего поведения.
- Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка.
- Развивать эмоциональную сферу личности, потребность в самовыражении в процессе музыкальной деятельности.
- Знакомить с различными культурами через музыку и движение.
Виды деятельности на занятии по элементарному музицированию:
1.Движение и танец.
Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Движение положительно влияет на развитие слуха, внимания, памяти, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику ребенка. Формирует легкость вступления в контакт, развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве.
Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танцы вырабатывают навык взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения в заданном темпе, умение переходить от состояния возбуждения к расслаблению и обратно.
Ритм. Как говорил Орф, «в начале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки. Работа над ритмом способствует развитию у детей организованности и собранности
Пение. Возможности голосового аппарата дошкольника довольно ограничены. Их певческие навыки элементарны, а у детей с ОВЗ совсем не сформированы.. Ситуацию естественного оптимального режима для развития детского голоса создают произведения детского фольклора. Тексты песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с понятными образами, которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов. Выразительные движения в процессе интонирования способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием.
Речевые упражнения и игры развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На Орф-занятии используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке- тарабарском.
Коммуникативные игры , игры с правилами необходимы для регуляции процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального подъема. В игре ребенок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.
Включение пальчиковых игр позволяет стимулировать развитие речи , умение через движение и интонацию выражать свои эмоции, развивать точность и переключаемость речевых движений.
Игра на музыкальных инструментах . Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля; . Игра на музыкальных инструментах создает у ребенка ситуацию успеха, а совместное музицирование способствует преодолению чувства страха, неуверенности,
Театр. Орф - занятие – творческий процесс, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. Театр –(как результат процесса) нужен , чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Группа делится на несколько частей, одни -показывают, другие- играют на инструментах.
Инструменты
Применение различных ритмических и мелодических инструментов в Орф-Шульверк, как правило, выполняют роль аккомпанемента к песне или танцу. Но Карл Орф представил музыкальные инструменты в новом качестве в своем подходе, описав его терапевтическое применение и эмоциональное воздействие на детей. Музыкальные инструменты можно использовать для стимулирования общения и они помогают достичь совместного внимания
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, деревянная коробочка, реко-реко, ложки.
К. Орф создал специальные детские инструменты -металлофоны, ксилофоны, духовые высокого качества.
Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки, – практически любой предмет может быть использован на уроке – либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.
На музыкальных занятиях с Орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Задав правила игры, педагог перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая, таким образом, в диалог с педагогом.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Классический вид Орф-занятия, построен на одной теме-песне и имеющий форму: введение-тема-вариации-финал. За основу может браться любая тема или форма, не обязательно только песня или стихи.
В нашей стране основателем орфовского движения является Вячеслав Жилин, педагог из поселка Варна, Челябинской области (1988 г.). Он закончил годичный курс в Орф-институте в Зальцбурге по специальности «Музыкальное и двигательное воспитание по системе К. Орфа». Создал «Педагогическое общество Карла Орфа», которое действует и поныне.
Так чем же так хорош Орф-подход и что он даёт для развития ребёнка?
1) Орф-подход имеет в своей основе элементарную музыку, понятную детям с самого раннего возраста, и поэтому помогающую развиваться дальше;
2) Орф-подход основан на игре, импровизации, а, значит, даёт возможность ребёнку свободного творчества, выражения себя, одновременно учит фантазировать;
3) Орф-занятие построено на сочетании ритма, речи и движения, что играет ключевую роль в развитии речи ребёнка;
4) Орф-занятия помогают развивать и укреплять общую и мелкую моторику.
5) Орф-подход помогает развивать в ребёнке эстетический вкус, образное мышление, чувство ритма, времени, пространства, учит работать в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения
принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....
Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ
Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...
Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
Содержание:1. Модернизация содержания дошкольного образования.2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.3.Концепция компетентностн...
Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
В статье описывается опыт работы по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, приводятся разнообразные формы организации детей ( игры, закаливающие и оздоровительные мероприятия...
Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»
Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...