КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
МЫ ВСЕ ПРИШЛИ НА ЭТОТ СВЕТ
ТВОРИТЬ ДОБРО, НАДЕЕТСЯ, ЛЮБИТЬ,
СМЕЯТЬСЯ, ПЛАКАТЬ,
НО ПРИ ЭТОМ
ДОЛЖНЫ МЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ
ПРОБЛЕМА
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Дети с ОНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, проводимой на момент поступления ребёнка на логопункт, мы отмечаем:
- однообразие, неритмичность, бедность, скованность, неточность и замедленность движений;
- нарушение координации движений обеих рук;
- нарушения зрительно-двигательной координации, темпа, ритма;
- снижение «двигательной» памяти;
- трудности в овладении интонационной и двигательной выразительностью;
- неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;
- соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются;
- отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости, координации;
- точность выполнения артикуляционных упражнений;
- снижение усидчивости и работоспособности.
ДИАГНОСТИКА ПОКАЗАЛА:
- у детей нарушены все виды моторики, преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность
- нарушена координация движений (не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях)
- не всегда воспринимают и запоминают речевые инструкции
- дыхание поверхностное и слабое (следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз)
- низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти
ЦЕЛЬ:
совершенствование системы взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Задачами проведения совместной коррекционной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре являются:
- развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики;
- пространственной ориентации;
- физиологического и речевого дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи и двигательной сферы;
- координации речи с движением;
- рече-двигательной памяти;
- нормализация мышечного тонуса, снятие моторной напряжённости,
- развитие связной речи у детей,
- повышение работоспособности,
- формирование самоконтроля.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- Взаимообмен данными диагностики
- Координированное планирование совместной деятельности
- Взаимопосещения занятий
- Совместное проведение интегрированной НОД
- Участие в педагогических советах ДОУ, ГТГ, семинарах, мастер-классах, конференциях
- Досуги, развлечения, праздники
- Родительские собрания и консультации
- Оформление документации по взаимодействию
- Итоговая аналитическая отчётность
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Рече-двигательные, оздоровительно-развивающие игры
- Речевые эстафеты
- Звуко-слоговые игры с фитболами
- Логоритмическая гимнастика, фонетическая ритмика
- Общеразвивающие упражнения с речевым сопровождением
- Динамические паузы, пятиминутки
- Упражнения на релаксацию
- Массаж и самомассаж с проговариванием потешек, речёвок
- Чистоговорки с пальчиковой гимнастикой
- Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастика
- Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, чистоговорок, пословиц и поговорок, стихотворений, сказок и рассказов на автоматизацию и дифференциацию звуков речи
- Включение в логопедическую НОД упражнений на развитие общей, мелкой моторики и координации движений, ловкости и ориентировки в пространстве.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
- Артикуляционная гимнастика
На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
- Мимическая гимнастика
С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.
- Пальчиковая гимнастика
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
- Дыхательная гимнастика
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дифференцированное носовое и ротовое дыхание, нижнедиафрагмальное дыхание, силу и направление выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.
- Биоэнергопластика
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия - сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
- Массаж и самомассаж
Рук и лицевых мышц, ушных раковин.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
«Су-Джок» - терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
- Упражнения на релаксацию
Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.
Если «Релаксационные паузы» включить в режим дня детского сада, то это благоприятно скажется на нервной системе ребенка.
«Руки на столе лежат», «Посмотрите – мы олени…», «Реснички опускаются, глазки закрываются…»
- Кинезеологическая гимнастика
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.
Упражнение:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Ещё одно задание:
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
- Гимнастика для глаз
Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Использую в работе яркие игрушки.
- Динамические паузы, пятиминутки
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
ВЫВОД: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОЗВОЛЯЕТ:
- вовлекать в сферу коррекционной работы более широкий круг детей,
- полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия,
- повысить эффективность работы логопедического пункта,
- увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением,
- повысить качество образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О необходимости использования здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя – логопеда в ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, в...
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...
Мастер - класс на тему:«Коррекционная работа с использованием здоровьесберегающей технологии во взаимодействии учителя – логопеда и инструктора по физической культуре»
материал будет полезен логопедам и инструкторам по физической культуре в ДОУ...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...