Готовим к школе ребенка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное - это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает опыт, это не гарантирует успешного обучения. Готовность ребенка к обучению в школе - определяют как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Наибольшие трудности в первые годы обучения в школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний (атопический дерматит, бронхиальная астма, нарушения ОДА, множественность диагнозов и т. д.), но и нарушениями психического развития. Чаще всего это проявляется как недоразвитость понятийного мышления, резкой дисгармоничностью интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных структур (крайние «визуалы» и «кинестетики»), наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности), неврологические отклонения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушение внимания, речевые нарушения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовим к школе ребенка с ОВЗ
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное - это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает опыт, это не гарантирует успешного обучения. Готовность ребенка к обучению в школе - определяют как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Наибольшие трудности в первые годы обучения в школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний (атопический дерматит, бронхиальная астма, нарушения ОДА, множественность диагнозов и т. д.), но и нарушениями психического развития. Чаще всего это проявляется как недоразвитость понятийного мышления, резкой дисгармоничностью интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных структур (крайние «визуалы» и «кинестетики»), наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности), неврологические отклонения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушение внимания, речевые нарушения и т.д.
К сожалению, количество таких детей с каждым годом увеличивается и педагоги находятся в постоянном поиске новых технологий и методик работы с данной категорией детей. При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления.
Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а это в свою очередь повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Очень важно развивать групповую сплоченность в детском коллективе, уверенность в себе; развивать мыслительные операции: обобщения и исключения; расширять объём внимания; активизировать тактильное восприятие; развитие произвольного внимания, самоконтроля; развитие графических навыков: рисование геометрических фигур по контуру.
Игры, способствующие сплочению, развитию мышления, произвольности:
«Волшебный стул»
На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы. «Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности в игре, на ребёнка смотрят как бы впервые. Игра проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения» прошёл каждый член группы.
«Волшебный мешочек»
Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит.
«Кто без чего не обойдётся»
Ведущий зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради5
«Запретный номер»
Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).
«Геометрические фигуры»
Дети обводят по контуру геометрические фигуры на нелинованной бумаге. Затем эти же фигуры увеличивают, либо уменьшают по обведенному уже контуру.
«Дорисуй до целого» , «Соедини точки» Соедини точки так, чтобы получился самый большой прямоугольник и самый маленький. Чтобы получилось 8 одинаковых треугольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе"
Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Готовим к школе ребенка с нарушением зрения"
Краткое описание нарушений зрительных функций. Влияние нарушений зрения на подготовку к школе. Рекомендации по работе над коррекцией графических навыков детей с нарушением зрения....

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?
Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Консультация для родителей: "Готовим к школе ребенка с нарушением зрения"
Переход ребенка из дошкольного детства в школьный является чрезвычайно ответственным моментом в его жизни. Ведь от того, как ребенок легко и быстро освоит новую для себя учебную деятельность, во много...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...