«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
проект на тему
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания;
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
-непривычно высокий уровень шума на перемене;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки, созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый
обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,
настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
-трудности в поиске друзей среди одноклассников,
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть
не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Проект школьной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по преемственности ДОУ и школы | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная характеристика проекта
Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители ребёнка).
Возраст детей: 6 – 7лет
Паспорт проекта
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационно-практико-ориентированный.
По содержанию: ребенок и семья.
По числу участников проекта: семейно-групповой.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2014 г.-май 2015 г.).
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По профилю знаний: НОД образовательной области «Познавательное развитие».
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – воспитатель, дети и родители группы.
Проблемный вопрос:
Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Гипотеза:
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребёнка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, безусловно, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе ещё до того, как переступят её порог.
Актуальность проблемы:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания;
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
-непривычно высокий уровень шума на перемене;
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки, созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый
обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник,
настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
-неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,
-трудности в поиске друзей среди одноклассников,
-расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть
не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Проект школьной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель проекта:
-формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников. Повышение компетенции родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе.
Задачи:
Предметные:
-повысить собственный профессиональный уровень;
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
-расширение знаний детей и родителей об обучении в школе;
-знакомство детей со школой и профессией учителя;
-повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Личностные:
-способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
-расширять кругозор, передавать знания о школе, учениках, работе учителя;
-воспитывать интерес к школе;
-снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
Метапредметные:
-развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект;
-развивать внимание, мышление, воображение;
-развивать потенциальные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно - оценочного отношения к окружающей действительности;
-развивать коммуникативную компетентность.
Здоровьесберегающие:
-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
-совершенствовать функции организма детей, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям путём закаливания, релаксации, психогимнастики.
Развивать способности к поисковой деятельности:
- определение задач, исходя из поставленной проблемы;
- планирование этапов своих действий, в соответствии с поставленными задачами;
- умение выбрать материал и способ действия;
-продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении социально познавательных и практических задач;
-формировать положительные качества личности ребенка, нравственного поведения.
Краткая аннотация проекта:
Проект «Будущий первоклашка», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей.
Проект предполагает организацию воспитательно-образовательной работы. Реализация задач осуществляется через непрерывность воспитательно-образовательного процесса ДОУ, тесную связь с семьей, педагогами-специалистами данного учреждения. Ведётся учет факторов развития личности: микросреды (ДОУ+ школа + семья). Осуществляется преемственность ДОУ, школы и семьи. Все это позволит оптимально решить основную задачу – расширить представления детей старшего дошкольного возраста о школе и положительного отношения к школьной жизни, повышение компетенции родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе.
Содержание проекта:
Проект удачно вписался в систему работы дошкольного учреждения. Он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, и, исходя, из детских потребностей и интересов развивают его как личность. Реализуя его, развиваем потребность детей в получении и обсуждении информации, закрепляем и углубляем знания о школе, учениках и работе учителя. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно-развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов. Осуществляем подбор информации, игрового материала по данной теме с учетом возрастных особенностей детей, расширяем свой кругозор. Привлекаем родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству. Поощряем совместные занятия детей и родителей, вовлекаем их в воспитательно-образовательный процесс; привлекаем к участию в реализации проекта.
Уникальность данного проекта заключается в том, что над его реализацией работают в содружестве коллективы библиотеки, школы и МАДОУ. В рамках проекта использованы различные формы подачи материала разной тематики, вовлечения детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.
Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: проведение НОД с детьми, консультирование родителей.
Дети: участвуют в НОД, познавательной, продуктивной и самостоятельной деятельности.
Родители: закрепление полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта, выполнение предлагаемых заданий педагогами.
Предполагаемый результат проекта:
-наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
-сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности, эмоционально положительное отношение к школе;
-развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода;
-самореализация дошкольника в городском социуме.
Значение проекта:
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения насыщенной творческой детской деятельности, которая дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний в вопросах успешной адаптации детей к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Ресурсы:
Материальные:
В нашей группе созданы здоровьесберегающие условия:
-интерьер группы оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
-группа оснащена музыкальным CD центром (магнитофоном), магнитной доской, проектором;
-созданы дидактические и настольно-печатные игры, которые позволяют решать познавательные задачи;
-книги на школьную тематику;
-методическая, художественная и энциклопедическая литература;
-рабочие тетради;
-наборы открыток и фотографий на школьную тематику.
Социальные:
-взаимодействие с детской библиотекой (ул. Мира 6).
-взаимодействие со школой (ул. Борисова).
Формы реализации:
-занятия по познавательной деятельности;
-беседы с детьми и родителями;
-экскурсии;
-игровая деятельность;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выставка детского творчества.
Основные средства:
-информирование родителей о задачах и содержании проекта;
-вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества;
-подготовка оборудования, материалов;
-обогащение предметно-развивающей среды;
-включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей;
-проведение выставки детского и взрослого творчества.
Основные принципы:
-целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе;
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельностный подход;
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей.
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Книжный уголок: книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки «Школа», «1 Сентября» репродукций, фотографий с изображением выпускников разных лет «Мы теперь ученики», альбом «Профессия-учитель».
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Дочки-матери» (куклы, коляски, кроватки, кукольная одежда и др.); «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи); «Школа» (кукла «Первоклассница», ручки, карандаши, мини доски, объёмная азбука); «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, палатка, головные уборы и др.).
Центр строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький), конструктор «лего».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.
Центр песочной анимации: дидактический стол, песок, геометрические фигуры, трафареты, палочки, буквы и т. д.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
-познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта, привлечь к участию в жизни группы (сбор информации);
-создание методической базы, разработанной в соответствии с примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Васильевой);
-анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
-формулировка целей и задач проекта;
-подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
-определение задач воспитательно-образовательной работы;
-планирование деятельности педагога и детей.
II этап. Основной. Реализация проекта.
Реализация проекта в разных видах деятельности:
Работа с детьми:
1.Познавательное развитие.
Познавательные занятия:
«Что такое школа?»;
«Школьные профессии»;
«Кто такие первоклассники?»;
«Для чего нужно учиться в школе».
Беседы:
«Что можно сделать на уроке и переменке»;
«Беседа о Знании»;
«Трудности в школе»;
«Правила поведения со сверстниками».
Просмотр презентаций:
Познавательный цикл «У меня в портфеле…».
Просмотр мультипликационных фильмов:
«Маша идет в школу»;
«Лесная школа»;
«Козленок, который умел считать до 10»;
«Остров ошибок»;
«Наш друг Пиши-читай».
Экскурсия:
-с воспитателем:
- в школу;
- в библиотеку.
с родителями:
-школа будущего первоклассника;
-школа моих друзей;
-целевые прогулки.
Выставка:
«Скоро в школу» (школьная библиотека).
Рассматривание сюжетных картин:
-о школе;
-режиме;
-правилах поведения в школе;
-об отношении к учёбе и оценках и т. д.
Дидактические игры:
«Береги предмет»;
«Какое слово лишнее»;
«Школьные принадлежности»;
«Урок - перемена»;
«Узнай и назови»;
«Разрезные картинки»;
«Найди пару;
«Собери картинку».
Настольно-печатные игры:
«Собери картинку»;
«Слоговые домики»;
«Числовые домики»;
«Лёгкий счет» и т. д.
Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
2.Социально- коммуникативное развитие.
Беседы:
«Игры на перемене»;
«Умные игры»;
«Я умею» (дети называют, что они умеют делать; чужие высказывания поддерживаются аплодисментами);
«Чем школа отличается от детского сада»;
«Школьная форма»;
«Какие предметы помощники в школе?»;
«Я хочу играть!».
Посещение урока в 1 классе.
Составление рассказов на тему:
«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ);
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ);
«Для чего нужен звонок».
Составление рассказов из личного опыта на тему:
«Мои родители работают в школе»;
«Встреча с ученицей школы».
Общение:
«Я в школе!»;
«Моя первая учительница!»;
«Каким я буду первоклассником?».
Встреча с интересными людьми:
Беседа с учителем 1 класса.
Рассматривание сюжетных картин:
рассматривание картины «В школе». Придумывание рассказа.
Сюжетно-ролевая игра:
«Школа»;
«Магазин. Школьные товары»;
«Школьная жизнь»;
«Школьная библиотека»;
«Урок физкультуры»;
«Урок математики» (рисования…).
Словесная игра:
«Слушай счет»;
«Скажи наоборот».
Инсценировка:
«Как мышонок в школу собирался».
Словотворчество с родителями:
«Сочини частушку о школе».
Сотворчество детей и родителей по теме проекта:
Изготовление альбома «Моё представление о школе».
Встреча с учениками – выпускниками детского сада:
-рассказ учеников о школе;
-рассматривание учебников, тетрадей, дневника.
3.Художественно- эстетическое развитие.
Рисование:
«Что тебе понравилось в школе».
Лепка:
«Лепим имя».
Конструирование:
«Закладки для книг».
Слушание и разучивание:
песен о школьной жизни.
Праздники:
«До свидания, детский сад».
Оформление выставки:
«Мама с папой тоже были первоклашкой» фотовыставка.
Продуктивная деятельность с родителями:
Изготовление альбома «Моё представление о школе».
4.Речевое развитие.
Изучение книг о школе:
-работа в книжном уголке;
-оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Чтение произведений:
В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день»;
А. Барто «В школу»;
Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»;
Н. Носов «Фантазёры»;
В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»;
Ю. Коваль «Нулевой класс»;
В. Голявнин «Не везёт», «Карусель в голове».
Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа»:
«Создание «Лесной школы» М. А. Панфилова;
«Букет для учителя» М. А. Панфилова;
«Сказка о котенке Маше» О. Хухлаева;
«Смешные страхи» М. А. Панфилова;
«Сказка о маленьком привидении Филе» А. Демиденко;
«Игры в школе» И. Костырь;
«Сказка про Большого Воробья Иришку» О. Хухлаева;
Сказка «Собирание портфеля» И. Самойлов;
Сказка «Школьные правила» И. Костырь;
«Сказка Как Яшок поступал в Дом Учености» Т. Д. Зинкевич –Евстигнеев.
Чтение стихотворений:
Г. Остер «Вредные советы;
В. Берестов «1 сентября»;
А. Барто «В школу»;
Б. Заходер «Перемена».
Заучивание стихотворения:
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».
Знакомство с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
Ситуация:
«О чём нам могут рассказать ученики в школе»;
«Опоздание в школу»;
«Забыл дома вторую обувь»;
«Родители не пришли встречать»;
«Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»;
«Если тебя обидели старшеклассники».
Ситуации ОБЖ:
«Телефоны помощи»;
«Я упал!»;
«Волшебные слова».
Словесные игры:
«Я начну, а ты закончи»;
«Загадки-обманки».
Дидактические игры:
«Кто быстрее соберёт портфель»;
«Первоклассник».
Пальчиковая гимнастика:
Театр пальчиков «Школа».
Просмотр презентаций:
Учебный цикл «Путешествие колобка»;
Тренажёр «Читаем с пчёлкой».
5.Физическое развитие.
Физкультурные занятия.
Подвижные игры:
«Кто скорее соберёт портфель?»;
«Игровая переменка»;
«Я спортсмен!»;
«Звучит сигнал!»;
«Найди!»;
«Весёлые старты».
Работа с родителями:
Анкетирование
«Готов ли ваш ребенок к школе?».
Тематические консультации:
Консультация «Готовность к школе. Что мы не понимаем»;
Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»;
Консультация «Скоро в школу».
Родительская встреча:
«Через год-первоклашка».
Презентации:
«Кризис 7 лет»;
«Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в школу»;
«Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников».
Памятки и рекомендации для родителей:
«Родителям будущих первоклассников»;
«Психологическая готовность к школе»;
«Психологический портрет первоклассника»;
«Рекомендации по повышению уровня готовности к школе»;
«Умения ребёнка».
Оформление папки-передвижки:
«Восемь советов родителям будущих первоклассников»;
«Как выбрать школу»;
«Что делать если ребёнок не хочет идти в школу»;
«Развивающие игры по развитию речи».
Открытый урок:
«Путешествие к Буратино» -кружок «От звука к букве» (реализация авторской педагогической технологии Колесниковой).
Сотворчество детей с родителями:
Изготовление альбома «Моё представление о школе».
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, рисунков в составлении со школьной тематикой.
Родительское собрание:
«Подготовка детей к школе».
Здоровьесберегающие технологии:
Физическое воспитание:
Физкультурные занятия, подвижные игры-эстафеты, весёлые старты.
3этап. Заключительный.
Анализ проделанной работы;
Итоговый праздник на тему: «До свидания, детский сад»;
Презентация проекта: изготовление альбома «Моё представление о школе»,
отчёт на сайте детского сада.
Заключение:
Проектная деятельность всегда имеет яркую социальную окраску, мотивирует всех участников проекта, объединяет содержание разных образовательных областей в рамках решения задач проекта. Даёт возможность реализовать все виды деятельности, создаёт основу для дальнейшего усложнения задач темы.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников в разных сочетаниях: воспитатель-ребёнок, ребёнок-ребёнок, дети-родители; воспитатель-родители.
Проектная деятельность обеспечила условия для расширения знаний и убеждений в вопросе подготовки детей к школе, а также повышение компетенции родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе. Планомерная работа по подготовке детей к школе привела к качественным изменениям.
Познавательная ценность:
У воспитанников и родителей появился новый познавательный интерес к школе и школьному обучению в целом. У детей сформировались общеучебные навыки.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объем знаний детей о школе, учителе о его значении в дальнейшей учебной деятельности. Динамика развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; творческих способностей детей.
Наиболее ценен проект тем, что он заставляет детей мыслить, создавать продукты деятельности, подбирать и обогащать факты полученных знаний.
Воспитательная ценность:
У детей появилось желание учиться, воспитано уважение к труду учителя. У воспитанников выработана привычка к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях, играх. Дети практически овладели здоровьесберегающими технологиями. Повысилась компетенция родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе. Укрепилось социальное партнёрство между ДОУ и школой.
Родители прониклись важностью воспитания нравственных основ гражданских качеств, формирования первых представлений детей о школе, обществе и культуре. Проект объединил и семьи воспитанников, позволил больше времени проводить с детьми, повысил уровень школьной подготовки, уровень нравственного воспитания.
Проект «Будущий первоклашка» поможет нашим детям, будущим первоклассникам, адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника. А готовы ли они к новой роли учеников и одновременно одноклассников, покажет время. В дальнейшем я буду сотрудничать с учителем 1 класса и интересоваться успехами моих воспитанников.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Готовимся к школе: Пособие для будущих первоклассников/Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана – Граф, 2007. - 64с.
Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для воспитателей/ (Т. И. Гризик, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва; науч. рук. Е. В. Соловьёва). – М.: Просвещение, 2011. – 127с.
Подготовка ребёнка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. К. В. Бардин – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
Подготовка ребёнка к школе: требования и диагностика: Учебное пособие/ под редакцией Багаутдиновой С.Ф., Градусовой Л.В. - Магнитогорск: МаГУ, 2012.
Социально – психологическая подготовка к школе. Рабочая тетрадь для занятий с детьми. С.А. Козлова – М.: Школьная пресса, 2004. – 48с.
Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. /Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 64с.
Я – человек. Программа социального развития ребёнка. С.А. Козлова – М.: Школьная Пресса, 2004. – 48с.
Оформление:
Материалы проекта представлены в печатном виде (папка-накопитель) с приложениями. Презентация проекта (выступление на родительском собрании).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка
Мы сами создаем свое будущее. Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....
Консультация для родителей «Что значит быть готовым к школе?»
Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировалс...
"Что значит быть готовым к школе?"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему «Что значит «Быть готовым к школе»?
Консультация для родителей на тему«Что значит «Быть готовым к школе»?Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьна...
Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"
консультация и памятка к ней с рекомендациями...
Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"
О физической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, социальной, общеличностной готовности ребёнка к школе....
Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог ...