Консультация для родителей "Готовим к школе ребенка с нарушением зрения"
консультация (старшая группа) на тему
Краткое описание нарушений зрительных функций. Влияние нарушений зрения на подготовку к школе. Рекомендации по работе над коррекцией графических навыков детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Готовим к школе ребенка с нарушением зрения»
Составила тифлопедагог Сибирякова Л.А.
Вязники 2011
Вам, конечно, хорошо известно, что переход ребенка из дошкольного детства в школьный является чрезвычайно ответственным и сложным моментом в его жизни. Ведь от того, как ребенок легко и быстро освоит новую для себя учебную деятельность, во многом зависит не только успешность этой деятельности, но и комфортность пребывания новоиспеченного ученика в образовательном учреждении. В свою очередь, быстрота и легкость этого перехода определяются подготовленностью ребенка к школьному обучению. Каждый вид учебной деятельности, которым предстоит овладеть ребенку, требует определенного уровня готовности его психических и моторных процессов.
Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т.д.) у детей могут возникать как нарушения одной функции зрения, так и нарушения нескольких зрительных функций. Нарушения функций зрения, вызванные различными причинами, в специальной литературе называют нарушениями зрения. В свою очередь, нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительными снижениями таких важных функций, как острота зрения и (или) поле зрения. В зависимости от глубины и степени нарушений может иметь место слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся: слабость глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); снижение остроты зрения, связанное с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм).
Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую. В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной) дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими, графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, способствуя формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). в ходе различных видов деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий. Для данной категории детей характерными являются:
трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт, модель);
нечеткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве;
длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
Одной из наиболее серьезных проблем является подготовка ребенка к овладению процессом письма. Этот процесс представляет собой сложную форму деятельности, в которой принимают участие различные межсистемные связи: речеслуховая, речедвигательная, зрительная. Одним из основных навыков овладения процессом письма является написание графических знаков (букв и их элементов). У подавляющего большинства детей, поступающих в школу, первые серьезные проблемы и первые разочарования возникают при овладении графическим навыком.
При написании букв или их элементов между зрительным и двигательным анализаторами устанавливается тесная связь. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушениями зрения характерными являются:
плохое различение и запоминание конфигурации букв;
неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов;
пропуски и появление новых (лишних) элементов;
зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;
ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв, элементов;
нарушение границ рабочего поля, строки;
трудности при анализе рабочего поля;
трудности в восприятии целостного объекта;
трудности в выделении части из целого.
Осуществляя любую графическую операцию ребенок опирается на «память» руки. Но на начальных этапах все движения руки контролируются зрением. Глаза ребенка очень внимательно следят за движениями руки. По мере формирования навыка зрительный контроль постепенно уменьшается. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития зрительно-моторной координации. Для того чтобы осуществлять зрительный контроль за движениями руки, дети с нарушениями зрения при выполнении графических упражнений часто неправильно располагают голову и корпус, неверно кладут тетрадь, что, с одной стороны, может являться фактором, обуславливающим появление или прогрессирование близорукости, с другой – является одной из причин, задерживающих развитие зрительно-моторной координации, что значительно затрудняет процесс формирования графического навыка.
Учитывая данные современных отечественных психолого-педагогических исследований, доказавших наличие связи между успешностью формирования навыка письма и уровнем развития зрительно-моторной координации, работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, также страдающего в условиях нарушения зрительных функций, работа в этом направлении будет способствовать развитию зрительного восприятия. Необходимо предлагать ребенку задания для совершенствования процессов зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формирования и развития таких зрительных умений, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.
Знакомство ребенка со способами выполнения любого задания нужно проводить в форме сотрудничества: взрослый вместе с ребенком анализирует рабочее поле, выделяя те элементы изображения , которые ему нужно будет удерживать в поле зрения или прослеживать при выполнении практического действия руки. С этой целью необходимо активизировать зрительно-моторную память, предлагая ребенку выполнить задание, используя в качестве инструмента палец, указку, карандаш, фломастер. Эффективным приемом является показ взрослым действия руки при выполнении того или иного задания, в ходе которого ребенок зеркально отражает движения взрослого. Необходимо помнить, что способность самостоятельного воспроизведения приобретенного умения во многом зависит от того, насколько ребенок понял способ решения той или иной задачи. Поэтому обязательным является стимулирование детей к тому, чтобы они рассказывали, что и как надо делать, проговаривали и объясняли правила действия. Важную роль играет и речь взрослого, сопровождающая действия и движения ребенка. Целесообразно отмечать правильное выполнение задания. При проведении занятий необходимо правильно организовать рабочее место. Для этого нужно следить за соблюдением гигиенических требований: соблюдение светового режима, освобождение рабочего места от посторонних предметов, соответствие мебели росту ребенка, тетрадь должна располагаться прямо перед ребенком.
Литература: Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В.
«Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения»
рабочая тетрадь.
«Детство-пресс», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк
Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....
Консультация для воспитателей и родителей "Ребенок с нарушением зрения в семье"
Консультация для воспитателей и родителей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Год до школы… или Как подготовить к школе детей с нарушением зрения»
Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешно, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.Первый класс-это серьезное испытание, к...
Консультация для родителей «Рекомендации по обучению и воспитанию ребенка с нарушением зрения»
В данном материале содержатся базовые рекомендации для полноценного обучения и развития ребенка. Даны рекомендации по воспитанию и развитию зрительного восприятия ребенка в домашних условиях....
Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с ребенком с нарушением зрения"
в консультациии предоставлены профилактические рекомендации по воспитанию детей с нарушением зрения....
Консультация для родителей: "Готовим к школе ребенка с нарушением зрения"
Переход ребенка из дошкольного детства в школьный является чрезвычайно ответственным моментом в его жизни. Ведь от того, как ребенок легко и быстро освоит новую для себя учебную деятельность, во много...