"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Елена Викторовна Бондарева

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Это означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т. д.).

Психологическая готовность ребенка к школе

Включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность – это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие – ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Это означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Это означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т. д.).

Психологическая готовность ребенка к школе

Включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность – это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие – ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Это означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

В шесть-семь лет ребенок должен уметь и знать:

Внимание:

- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;

- находить сходства и отличия между предметами, картинками;

- уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и т.д.;

- легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Математика:

- цифры от 1 до 10;

- прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1;

- арифметические знаки «>», «<», «=»;

- деление круга, квадрата напополам, четыре части;

- ориентирование в пространстве и листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. д.).

Память:

- запоминание 10-12 картинок;

- рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.д.;

- пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление:

- заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т.д.;

- находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.;

- определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом;

- находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;

-складывать пазлы без помощи взрослого.

Мелкая моторика:

- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;

- раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур;

- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;

- выполнять аппликации.

Речь:

- составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть;

- знавать и называть сказку, загадку, стихотворение;

- составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок;

- слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

- различать в словах звуки.

Окружающий мир:

- знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т.д.;

- называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Рекомендации родителям дошкольника

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего ребенка.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Консультация для родителей «Что значит быть готовым к школе?»

Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба. Всё ли мы делаем для того, чтобы он успешно и в кратчайшие сроки адаптировалс...

"Что значит быть готовым к школе?"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему «Что значит «Быть готовым к школе»?

Консультация для родителей на тему«Что значит «Быть готовым к школе»?Жизненные радости подрастающего дошкольника сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьна...

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

консультация и памятка к ней с рекомендациями...

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

О физической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, социальной, общеличностной готовности ребёнка к школе....

Консультация для родителей "Что значит быть готовым к школе"

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог            ...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

тут очень многое зависит от родителей..