"Организация инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Инклюзивная культура в системе образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы "Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько»
Здание «Радуга»
Организация инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении
Разработал воспитатель высшей категории:
Шамаева Елена Викторовна
Москва 2025г.
Организация инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении
Непосредственно образовательная деятельность детского сада направлена на развитие личностных качеств и способностей ребенка. При включении ребенка с ОВЗ в непосредственно образовательную деятельность происходит изменение менталитета всех участников образовательных отношений – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
Образование постоянно требует творческого вклада от каждого участника образовательных отношений, но реальная ситуация такова, что условия реализации такого образования недостаточно организованны. Главная проблема это информационный дефицит участников. Поэтому надо рассматривать современный этап образования как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики. Для эффективной реализации инклюзии в ДОУ работают следующие специалисты - психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Среди этих специалистов выстраиваются различные схемы организации взаимодействия. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой [12].
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их ребенок может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Инклюзивное образование в ДОУ - инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества. [19, с. 94].
Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
1.Доступ - дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
2.Участие - дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
Поддержка - инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала[17].
Активное участие родителей в образовательной деятельности детей является ключевым фактором, обеспечивающим продуктивное участие детей в непосредственно образовательной деятельности. Проблемы изоляции, которые нередко являются определяющим фактором права на образование, чаще всего берут начало в семье и с первых дней жизни ребенка. Поэтому, организация поддержки и взаимодействия с родителями является задачей всех служб, в том 16 числе медицинских и социальных, а также системы образования с момента рождения ребенка. Для благоприятного развития инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении необходимо продумать и организовать мероприятия, способствующие эффективному взаимодействию между участниками образовательных отношений.
Механизмы поддержки родителей и содействия росту их участия могут включать:
-просветительские программы для родителей, чтобы они могли поддерживать детей в непосредственно образовательной деятельности;
-признание и уважительное отношение к родителям как к специалистам, знающим и понимающим своих детей;
-постепенное вовлечение родителей в процесс подготовки детей к школе; необходимо признать опыт и знания родителей о состоянии их ребенка и уважительно относиться к их опыту и знаниям[38].
Просветительские программы для родителей могут состоять из следующих форм взаимодействия участников образовательных отношений: Детско-родительские группы. Комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребѐнком[37].
Присутствие на занятии детей с нормальным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними[23].
Консультации для родителей. Необходимо проводить консультации с родителями детей с ограниченными возможностями и привлекать их к сотрудничеству на всех этапах реализации программ по расширению доступа, повышению качества и улучшению соблюдения прав в рамках системы образования. Они являются источниками значительного опыта и знаний и могут способствовать эффективному пониманию причин возникновения барьеров на пути к образованию и борьбе с ними[34].
Организация информационных стендов. Родители нуждаются в доступе к точной и всесторонней информации о реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, а также обобщить представления родителей об инклюзивной культуре в ДОУ. Также эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей [12]. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду[28].
Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной с взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.) [12].
Среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Одним из эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников является «родительский клуб». «Родительский клуб» направлен на достижение следующих целей: - формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных ресурсов; - формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом; - личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения [24]
Выводы
Инклюзивная культура в системе образования - это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:
-возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
-поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
-помощь каждому чувствовать себя частью целого;
-содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
-сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.
Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:
-структурные ценности - равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
-ценности, связанные с взаимоотношениями - уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
-моральные качества - доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.
В отношение проблемы развития инклюзии необходимо учитывать каждый спектр культуры. Инклюзивная культура является некоторой структурой, которая представляется неким источником инноваций и служит ролевой моделью для организации, являющейся основой жизни общества. Инклюзивная культура функционируют на различных уровнях, связанных друг с другом и поддерживающих друг друга. Эти уровни включают видимые, технические и артистические особенности организации.
У инклюзивной культуры дошкольного образовательного учреждения есть будущее, однако, при этом важно заметить, что, используя опыт других стран, необходимо обязательно опираться на достижения отечественной дефектологии и коррекционного образования (например, по стандартам специального образования), а также разрабатывать собственные модели, учитывая экономические и финансовые возможности государства.
Список литературы
- Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2012.- 456с.
- Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.
- Алехина С. В., Фальковская Л. П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 28 c.
- Алехина С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования // URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/09/Alehina.pdf.
- Багдуева К.Г., Гаджиев И.А., Гаджиева Ф.Г. Инклюзивная культура образовательной организации: теоретико-методологические аспекты // Мир науки, культуры, образования (Горно-Алтайск). 2017. № 1 (62). С. 111-112.
- Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.
- Волохова К.Ю. Психологические особенности и антропологические представления педагогов как составляющие их инклюзивной культуры. Курсовая работа. МГППУ. 2017.
- Волохова К.Ю. Личностные и профессиональные особенности учителей как фактор инклюзии. ВКР (магистерская диссертация). МГППУ. 2018.
- Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В.Алехина; Е.Н.Кутепова; Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова. – М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.
- Из опыта работы МБОУ «СОШ № 8» г. Нефтеюганска по формированию инклюзивной культуры. URL: https://pandia.ru/text/79/068/42936.php (дата обращения: 22.05.2019)
- Инклюзивное образование в России. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – 107 с.
- Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – 254 с.
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/.
- Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /Составитель: Прочухаева М.М., Самсонова Е.В., Москва: Издательство: Центр «Школьная книга», 2010. 240 с. С. 4-55.
- Калашникова С. А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды // Образование и воспитание. – 2015. – №3. – С. 26-29.
- Кириллова В. И. К вопросу подготовки специалистов по организации и управлению инклюзивным образованием // URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/052_kirilova.pdf.
- Корнеева А.Н. Безбарьерная среда, как условие эффективной реализации ФГОС с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. 2016. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/15944-bezbarernaya-sreda-kak-uslovie-effektivnoiy-realizacii-fgos-s-vospitannikami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения: 22.05.2019)
- Краснослепова Тамара. Профессиональный стандарт педагогических работников. URL: https://pandia.ru/text/79/576/30724.php (дата обращения: 22.05.2019)
- Кучмаева, О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице / О. В. Кучмаева, Г. В. Сабитова, О. Л. Петрякова // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 3-11.
- Макарова Ю. А. Понятие инклюзивной корпоративной культуры в организациях общего образования // Образование и воспитание. — 2018. — №4. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/101/3433/ (дата обращения: 03.06.2019).
- Миронова Е.В., Шумайлова Ю.В., Качанова И.М., Кириллова Е.Г., Плюхина Л.Н., Петрова С.Ю. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного ДОУ // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы конференции. 2015. №3-4
- Михайлова Т.Н. Организация психолого-педагогических условий инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Научный альманах. 2017. № 3-2 (29). С. 134-138.
- Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. – Казань: Издво «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255 с.
- Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014.
- Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида: учебно-методическое пособие. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
- Прочухаева М.М. Самсонова Е.В.ИПИО Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с
- Сабельникова, C.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс] / С.И. Сабельникова. – Режим доступа: http://www.znaem-mozhem.ru/node/1206/.
- Самсонова, Е. В. Модель организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду// Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Составитель: Прочухаева М.М.; Самсонова Е.В.; Москва: Издательство: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
- Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39850_full.shtml.
- Соловьева, С. В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Соловьева // Педагогические аспекты индивидуализации образовательной деятельности обучающихся : материалы обл. науч.-практ. конференции 12 февраля 2008 г. – Екатеринбург : ИРРО, 2008. – С. 280-283.
- Соловьева, С.В. Программно-методическое обеспечение индивидуального сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Соловьева // под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – С. 325
- Сигал Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика. Сборник материалов международной научной конференции. 2014. С. 73-78
- Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. T.8 С. 31-35
- Толстикова, О.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка: методические рекомендации / О.В. Толстикова, О.В. Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. – 204 с.
- Чернышов М. Ю. Об инклюзивном образовании как форме интеграции образования в интересах инвалидов // Интеграция образования. 2013. – №4. – С. 84-91.
- Чижова О.Н. Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной группе детского сада //Дошкольная педагогика. 2014. № 10(105). С. 58-61.
- Шубович М. М., Белухина Н.Н. Инновационные и традиционные формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования. //Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 583-588
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...
Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования...
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех дете...