ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
статья по теме
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou_kombinirovannogo_vida.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления – инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений.
Ещё одно направление развития системы обучения и воспитания особых детей за последние несколько лет неплохо зарекомендовало себя на рынке оказания образовательных услуг. И можно утверждать - имеет тенденцию к развитию и совершенствованию. Это направление связано с осуществлением различного рода комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждений комбинированного вида, каковыми, например, являются некоторые дошкольные образовательные учреждения.
Хочется более подробно остановится на данном направлении организации инклюзивного образования и охарактеризовать те положительные стороны работы дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
В «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 года указывается, что к дошкольным образовательным учреждениям относятся наряду с детскими садами, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности; детскими садами для детей раннего возраста; детскими садами для детей предшкольного возраста; детскими садами присмотра и оздоровления; детскими садами компенсирующего вида; детскими садами общеразвивающего вида; центрами развития ребёнка - дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, которые реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. Уже в данном положении чётко прорисовывается важный момент организации инклюзивного образования – это возможность осуществления сочетания различных вариантов работы с детьми.
В вышеупомянутом Положении так же говорится, что «В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей». Таким образом, нормативно подтверждается необходимость и возможность выстраивания программы работы учреждения комбинированного вида в соответствии с категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, и даётся указание о возможности достижения этими детьми определённого уровня развития, соответствующего основным требованиям, благодаря использованию основных положений общеобразовательной программы.
В уже упомянутом положении так же отмечается, что «При приёме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы». В понятие «инклюзия», как одно из важнейших условий организации данного процесса, заложено условие создания необходимой адаптированной образовательной среды. Данное Положение определяет создание специальных условий как основу оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях различных дошкольных учреждений, и, на наш взгляд наиболее реально это осуществить в учреждениях комбинированного вида.
Именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольных учреждениях комбинированного вида у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Именно в учреждениях комбинированного вида для детей доступны различные варианты интеграции (комбинированная, временная, частичная, полная).
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в учреждениях комбинированного вида является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.
В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностические выходы в группы для детей раннего возраста.
Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольного учреждения комбинированного вида направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах дошкольного учреждения комбинированного вида разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.
Таким образом, нами перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных учреждений комбинированного вида в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования.
Использованная литература:
- Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов/Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова. – М.:Дрофа,2008.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 года. №666.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".
Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования...
Комитет по образованию Администрации г.Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 6 « Ласточка» КОНСПЕКТ СООБЩЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДОУ» ПО
Концептуальной основой деятельности ДОУ «Ласточка» на основании положений программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей де...