Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
проект по развитию речи (младшая группа)
Одним из главных задач в работе с дошкольниками является работа над речевым развитием детей. Этот процесс обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием маленького человечка. Обучая ребёнка родной речи, взрослые, одновременно способствуют развитию его интеллекта и эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Воспитатель: Зорина Светлана Александровна
Город Златоуст, 2019 - 2020 уч. год
Тип проекта: педагогическо - практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь - май
Участники проекта: дети 2 младшей группы « Солнышко», воспитатель Зорина С.А, специалисты детского сада, родители.
Актуальность.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, потому что речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта: вовлечение детей в активную речевую среду. Развитие речи детей в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
повышать речевую активность детей;
развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь, интонационная выразительность речи);
развивать мелкую моторику;
воспитывать интерес к русскому фольклору, художественному слову;
развивать воображение, творческие способности;
воспитывать умение детей играть в коллективе;
способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
Основные формы реализации проекта: занятия, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Методы проекта: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместные игры.
Предполагаемый результат:
расширение и активизация словарного запаса у детей;
обогащение представлений об окружающем мире, о ближайшем окружении;
совершенствование звуковой культуры речи, выразительности, связной речи;
повышение уровня познавательной активности, коммуникативных способностей;
ознакомление родителей с приемами работы по речевому развитию дошкольников, их активное участие в проектной деятельности.
Первый этап подготовительный (разработка проекта).
Деятельность педагога:
определение проблемы, постановка цели и задач;
определение методов работы;
подбор методической и художественной литературы, иллюстративного
материала;
составление перспективного плана мероприятий;
анкетирование родителей;
создание условий, необходимых для реализации проекта.
Совместная деятельность с детьми:
формирование интереса к тематике проекта,
определение круга актуальных и посильных задач.
Работа с родителями:
повышение у родителей педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.
организация совместной работы педагога с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий – это целенаправленная работа с воспитанниками, родителями.
Рассматривание иллюстраций по сезонам, по лексическим темам. Слушание потешек (заучивание), чистоговорок, сказок и т. п. с использование мнемодорожек и мнемотаблиц.
Достаточно большое внимание уделялось работе с детьми по формированию их активной речи посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук, обогащению словаря, развития речевого аппарата.
2.1.Работа с детьми.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
Образовательная область «Речевое развитие» | Чтение произведений, рекомендованных программой «От рождения до школы». Рассматривание иллюстраций. Оформление книжного уголка. Оформление картотеки детской художественной литературы. Разучивание стихотворений, с помощью мнемотаблиц. Словесные речевые игры. Разучивание хороводных игр, считалок. Оформление картотеки игр по речевому развитию дошкольников. Планирование индивидуальной работы по речевому развитию во всех видах деятельности. |
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» | Лепка, рисование, аппликация, конструирование в соответствии с лексическими темами, рекомендованными образовательной программой детского сада и в свободной деятельности. Выставки детских работ. Рассматривание иллюстраций, альбомов в соответствии с лексической темой. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Дидактические игры по ФЭМП. Дидактические игры по экологическому воспитанию. Наблюдение в природе. Экскурсии (по саду, по территории детского сада, к проезжей части). Опытно-экспериментированная деятельность (раз в неделю). |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Шоферы», «Магазин (продукты, игрушки, одежда, обувь)», «Зоопарк», «Цирк», «Детский сад», «Кафе», «Заправка». Театрализованные игры. Подвижные и хороводные игры с текстом Обыгрывание построек. |
Образовательная область « Физическое развитие» | Беседы и игры по ФЗОЖ. Разучивание подвижных игр. Разучивание считалок. Использование дыхательной гимнастики; звуковой гимнастики; игр и упражнений для развития мелкой и общей моторики. |
2.2. Работа с родителями.
Консультации: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
«Игры по дороге в детский сад» (для развития речи)
Беседы: «Как развивать связную речь дома»
«Развиваем речь играя»
Родительские собрания: «Развитие речи младших дошкольников по средством словесных игр» - игра «Пойми меня».
Родительское собрание «Эрудит-кафе» - развитие речи дошкольников по средством дидактических игр.
Индивидуальные консультации.
Размещение информации на странице сообщества в ВК.
2.3. Работа со специалистами.
Дети посещают кружки в детском саду.
Тесно сотрудничаем с учителем-логопедом детского сада Глаголевой О.А.
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. Обобщение результатов работы, формулировка выводов. Обработка методических и практических материалов, соотношение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
План работы на будущее.
1.Продолжать работать по теме « Развитие речевой активности у детей через исследовательскую деятельность»
2.Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших низкий уровень развития речи.
3.Разработать план работы с этими родителями.
4.Подобрать соответствующую литературу
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.
Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
Рахманова, Щетинина, Дыбина: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников
Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М.:1984. - 240с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009
Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Выступление на семинаре: Развитие моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Игры и упражнения для развития моторики. Пособия...
Презентация. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности....
Презентация. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности....
Конспект ООД по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности на тему: «Зимушка, зима»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕННИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАВЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №20 «Р...
План работы воспитателя по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
План работы охватывает все разделы развития речи: звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....
Краткосрочный проект "Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Развитие диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности....