Методическая разработка "Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников "
методическая разработка по психологии

Помощь педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников

Игра «Знакомство с камушками» (Терапия творческим самовыражением)

Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Материал: речные и морские маленькие камушки, ракушки или декоративные стеклянные камни.

Возраст: 4-7лет.

Инструкция. Посмотри, какие у меня есть удивительные камушки. Давай вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камушки или нет? Что нравится делать? Что хочется сделать? Примечание. Концентрация внимания на сенсорные ощущениях помогает осознать себя в ситуации здесь и теперь, способствует эмоциональной регуляции. Можно раскладывать камушки на световом столе. Подсветка стола помогает играть с разными цветами: Посмотри, как камушки весело меняют цвет»

 Игра «Продолжи узор»

Цель: создать условия для понимания последовательности, развить умение находить закономерности, развить воображение, связную речь и мелкую моторику рук, приучить к исследовательской деятельности, снять тревожность, агрессивность и страхи, способствовать расслаблению.

Материал: речные и морские маленькие камушки, ракушки или декоративные стеклянные камни. Возраст: 4-7лет.

Инструкция. Выбери самые красивые камушки. Рассмотри их и скажи, чем они тебе понравились. Раздели камушки на кучки. Какие кучки у тебя получились? Разложи камушки дорожками. Сделай так, чтобы одна дорожка была больше другой (или одинакового размера). Разложи камушки в следующем порядке: один большой, один маленький (два маленьких); один темный, три светлых и т.д. Разложи камушки в виде известных тебе геометрических фигур. Создай из камушков свой рисунок: солнце, дом, дерево, забор, кот, человек. Для этого разложи их на столе.

Упражнение «Рисунок своего тела» (Телесно-двигательная терапия)

Цель: развитие сенсорной чувствительности, слуховой и зрительной памяти, дифференциация ощущений.

Материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации.

Возраст: 6-7 лет.

Инструкция. Детям предлагается нарисовать свое тело так, как они его представляют. Дети выполняют задание. Затем все рисунки по очереди выкладываются без указания автора. Выслушивается мнение детей по поводу каждого нарисованного тела: как ему живется, все ли части тела прорисованы, что упущено.

Примечание. Психолог получает информацию о восприятии тела самим ребенком. Важно за художественными способностями, проявившимися при прорисовке тела, понять отношение ребенка к нему.

 Упражнение «Ракрашивание мандалы» (Медитативное рисование)

 Цель работы при разукрашивании мандалы: - развитие творческих способностей; - развитие произвольности поведения; - развитие воображения; - снятие внутреннего напряжения, релаксация; - развитие мелкой моторики рук; - графомоторных навыков; - воспитание аккуратности; - активизация бессознательного. Материал: набор готовых мандал Александра Цайри (ПРИЛОЖЕНИЕ), релаксационная музыка, краски, карандаши, вода, кисти, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

 Возраст: 5-7 лет.

Инструкция. В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Существуют правила работы психолога при использовании мандалы:

1.Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.

 2.Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) ребенок выбирает самостоятельно.

 3. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

 4. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы. 5. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка.

 6.Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.

7. Ребенок, при желании, даѐт название своей мандале.

 8.После работы важно дать возможность ребенку проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

 Работа с мандалами включает в себя 3 этапа: 1. Организационный. Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования. 2. Основной. Психолог раскладывает перед ребенком готовыемандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы: Почему ты выбрал этот «волшебный круг»? Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка). Что для тебя значат эти цвета? Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга». Что тебе было сложно делать, а что легко? Что ты сейчас чувствуешь? Ты доволен результатом? Хотел ли ты что-нибудь изменить? 3. Завершающий. После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место. Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать). Выключается музыка, психолог благодарит за работу. Цвета и значения: 1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тѐмное. Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке — это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться. 2. Жѐлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение. 3. Зелѐный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других. 4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, 20 индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром. 5. Синий – проявление интуиции. В тѐмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства. 6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия. 7. Чѐрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других. 8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира. Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр. Диагностика по сочетанию цветов:  Чѐрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.  Красный + чѐрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.  Красный + зелѐный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.  Жѐлтый + чѐрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.  Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.  Розовый + чѐрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних. Важные моменты трактовки мандалы:– доминирование или отсутствие какого-либо цвета– пространственное расположение:  Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чѐм думает человек больше всего в данный момент.  Контур – ключ взаимодействия с миром.  Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Упражнение «Страхи» (рисование на клеѐнке)

 Возраст: 4-7 лет

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная), гуашь, клей ПВА, кисточки, губки. 21 Методика проведения: психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем можно: • подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным; • угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ; • заштриховать его; • избавиться от страха, смыв губкой с водой (клеенка останется чистой); • приручить его.

Упражнение «Невидимка» (рисование свечой)

 Возраст: 4-7 лет

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.

Методика проведения: сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме). На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.

 Упражнение «Процарапывание»

 Возраст: 6-7 лет 

Цель: развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие психоэмоционального напряжения.

 1 вариант. Графическая работа на мыльной подкладке.

Материал: кусочек мыла, гуашь или тушь, перо звѐздочка.

Методика проведения: работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией длиной разного направления, плавностью и получается бархатистой за счет углубления поверхности процарапывания. Лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской, после высыхания ручкой с пером звездочкой процарапывают рисунок.

2 вариант. Графическая работа на восковой подкладке.

Материал: кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, кисти, тушь, перо звѐздочка. Методика проведения: красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников

laquo;Самое прекрасное, что мыможем испытать,– это ощущение тайны»Альберт Энштейн.Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет об...

Памятка для воспитателей и родителей «Игры для коррекции тревожности у дошкольников»

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, и, прежде всего, которые...

Картотека игр и арт-упражнений по коррекции тревожности у дошкольников

Игры и упражнения с использованием элементов арт-терапевтического метода...