Игры и игровые упражнения для повышения тонуса детского организма и активизации работы головного мозга
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нейропсихологические игры | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые упражнения для повышения тонуса детского организма и активизации работы головного мозга
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры
головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность
точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд
задач, и др.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при различных нарушениях развития ВПФ.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
-формирование стойкой мотивации познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, и между детьми.
Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на несколько категорий.
- Упражнения на релаксацию и активизацию мышечного тонуса:
- растяжки – они нормализуют тонус мышц;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения.
- Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
- Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.
- Массаж и самомассаж.
- Ритмы.
Дыхательные упражнения увеличивают снабжение крови кислородом, что препятствует истощаемости нервных процессов, а также нормализуют дыхательный ритм. Они направлены на повышение адаптационных сил детского организма и формирование самоконтроля. Сюда включаются дыхательные упражнения с короткими частыми вдохами и плавным выдохом, дыхательные упражнения с кратковременной задержкой дыхания, выдох с гортанным произнесением гласных.
Глазодвигательные упражнения позволяют активизировать сбор сенсорной информации, расшить поле зрения тем самым улучшить зрительное восприятие, пространственную ориентировку, которые необходимы для успешного обучения. Упражнения для глаз проводятся по пяти основным направлениям, слева-направо, справаналево, сверху-вниз, снизу- вверх, к центру.
По мере освоения моторной программы можно подключать к данным упражнениям движение языка и рук. Данные упражнения помогут снять патологические синкинезии языка, улучшить оральный праксис.
Особое внимание следует уделять упражнениям на релаксацию и активизацию мышечного тонуса. Для этой цели используются различные виды растяжек, сжатия и расслабление тела.
Упражнения на развитие чувства ритма являются основой развития слоговой структуры слова. Прежде всего, это логоритмические упражнения, то есть движения или манипуляции с предметами сопровождаемые речью или в такт музыке. Например, чтение стихов и одновременное перекладывания мяча из левой руки в правую руку. Все упражнения необходимо проводить под счет метронома или хлопки, отстукивания. Таким образом, мы как бы настраиваем весь организм на работу в определенном ритме, запуская речевой ритм.
Следующая группа упражнений направлена на развитии и стабилизации межполушарных связей, а также когнитивных способностей ребенка. У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефекты в развитии анализаторных систем организма, которые в свою очередь выражаются в дефектах фонематического слуха, конструирования и копирования, логико-грамматических конструкций, словесно-логического мышления.
Нарушения в согласованном взаимодействии каналов восприятия можно устранять при помощи упражнений на перевод одного типа восприятия в другой. Например, перевод из тактильного восприятия в зрительное путем нахождения в не просматриваемом пространстве предметов на ощупь, и соотнесения их с предлагаемым изображением (объемные буквы, фигурки животных и их картинное изображение). Перевод из тактильного восприятия в слухоречевое восприятие: ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи). Перевод из зрительного восприятия в слухоречевое. Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему логопедом. Перевод из слухового восприятия в зрительное восприятие. Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук работы какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.
Различные сочетания и виды нейропсихологических (кинезиотерапевтических) игр и упражнений согласовывают работу полушарий мозга, развивают аналитико-синтетическую деятельность мозга, способствуют развитию произносительной стороны речи (нейроигра «Повтори за мной», упражнения с карандашами, нейротаблицы).
Приемы и средства развития зрительно-моторной координации развивают глазодвигательную функцию, совершенствуют точность движений, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, стимулируют речевую активность, подготавливают руку к письму: нейродорожки, двуручное рисование, нейролабиринты.
С помощью игр и упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации и формирования схемы тела улучшаются функции сенсорной интеграции, ощущение собственного тела, развивается плавность движений, ловкость, энергия мозга направляется на интеллектуальную деятельность («Кулак-ребро-ладонь», «Говори-показывай», «Зеркало», «Крюки», «Слон», «Стукни, топни, хлопни»).
Используя нейропсихологические игры и упражнения в ежедневной работе
по коррекции речевых нарушений осуществляется стимуляция умственной и речевой активности перед началом образовательной деятельности, автоматизация поставленных звуков, развитие мелкой моторики, формирование зрительного контроля и развитие пространственной ориентации.
Таким образом, применение нейропсихологических приемов в работе с детьми, имеющими нарушения речи, делает коррекционное воздействие полноценным и комплексным. Инновационные методы воздействия в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Эти методы относятся к числу эффективных средств коррекции и помогают добиться максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у дошкольников. На фоне комплексной логопедии инновационные методики, не требуя больших усилий, оптимизируют процесс коррекции детской речи и способствуют оздоровлению всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"...
Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса.
Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса....
Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц ног.
Подвижные игры и игровые упражнения на повышение скоростно-силовых возможностей мышц ног....
Повышение резистентности детского организма с использованием дыхательной и кинезиологической гимнастики.
Консультация для родителей о пользе дыхательной и кинезиологической гимнастики. Данные виды гимнастик способствуют повышению резистентности детского организма....
Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус
Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с ...
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"....
Игровые упражнения по снятию тонуса
Клоническое заикание: характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (пппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением вре...