Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"
методическая разработка
Мастер-класс:
«Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 396.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №69 «Мальвина»
Второй этап муниципального этапа областного конкурса
«Воспитатель года – 2015»
Мастер-класс:
«Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".
Подготовили:
воспитатель -
Сергеева Ю.В.,
старший воспитатель -
Неподкосова С.В.
Тамбов, 2015
Цель: освоение и последующее применение инновационных технологий (рисование двумя руками одновременно, су-джок терапия, криотерапия) в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению инновационных технологий в ДОУ.
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
- Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Используемые инновационные технологии:
Криотерапия, су-джок терапия, рисование двумя руками одновременно, опытно-экспериментальная деятельность, электронная зрительная гимнастика.
Материалы:
- демонстрационные:
- презентация «Зимняя природа», «Морозные узоры»
- электронная гимнастика для глаз «Снежинки»
- раздаточный:
- пальчиковые краски, оргстекло
- цветные льдинки, бархатная бумага
- су-джок шарики
- аудиозаписи:
- классическая музыка для рисования
1. -Здравствуйте уважаемы члены жюри и коллеги.
Тема моего педагогического опыта : "использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".
Так как у нас мастер-класс, то и начнем мы с практики.
Потренируем наше мышление.
2-12. На экране каждому из Вас будут предложены слова. По очереди, назовите цвет букв.
Хорошо, некоторые из вас смогли выполнить задание.
Для следующего упражнения предлагаю вам встать, на небольшом расстоянии друг от друга.
13. «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР»
Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.
1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
2. Рисуйте обеими руками в воздухе восьмерки от середины вверх, теперь от середины вниз.Попробуем усложнить задание. Одной рукой вы рисуете восьмерку от середины вниз, а другой —вверх.
- Спасибо, присаживайтесь.
Легко ли было выполнять задание, с чем же это связано?
ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
14. Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. При этом правое полушарие в основном “обслуживает” левую сторону тела, а левое полушарие - правую.
Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно.
15. Таким образом, левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности.
16. Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная.
Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).
Для педагога очень важно развивать у ребенка оба полушария. Я предлагаю вам несколько технологий, способствующих развитию обоих полушарий одновременно.
17. Первая технология, которую я предлагаю вашему вниманию – рисование двумя руками.
Это очень увлекательно и полезно. Во-первых, мы можем развивать у детей амбидекстрию (умение пользоваться и левой, и правой рукой), во-вторых, пространственное воображение и, в-третьих, — мелкую моторику рук.
А можно ли, не травмируя психику ребенка, потихоньку развивать «ленивые» руки?
18. Я начинаю с самого простого. Проводим вертикальную линию через середину альбомного листа, берем в каждую руку по карандашу. Далее ставим их вместе, в одну точку. И рисуем симметричные предметы. Затем переходим на рисование красками.
19. Фрукты, овощи... Какие они разные и красивые! Краски как будто отталкиваются от листа и начинают описывать две окружности, но, опомнившись, встречаются на той же вертикальной линии. Вот и рисунок готов.
20. Посмотрите, какие замечательные рисунки можно нарисовать двумя руками! Конечно, для этого необходима подготовительная работа. На стеклах можно рисовать пальчиковыми красками, выполняя как линейные, так и тонированные изображения.
На таких занятиях дети знакомятся и с азами цветоведения. Изучают теплые и холодные цвета.
21. Увлекательность и познавательность рисования двумя руками очевидны. А в чем же его польза? Развитие обоих полушарий головного мозга и пропедевтика дисграфии (зеркального отображения букв при письме).
- Предлагаю выполнить упражнение для детей в возрасте от 6 до 7лет.
22-27. Посмотрите на экран...(пауза) Это удивительное и прекрасное время года - зима. Зимние пейзажи завораживают нас своей красотой…
28-33. а морозные узоры погружают нас в таинственный мир фантазий. (слайды)
- Возьмите стеклянные рамочки, положите их перед собой. Закройте глаза и представьте себе морозный узор, который вы сейчас будете рисовать.
- Рисовать мы будем с вами пальчиками обеих рук. Для этого обмакните подушечки указательных пальцев в краску.
- Предлагаю вам найти точку от которой вы будете рисовать (угол, середина, низ, вверх).
- Нужно задействовать все пальчики рук.
РИСУЮТ
34. Благодаря использованию этой технологий у детей происходит:
- повышение способности к произвольному контролю;
- стимулирование двигательных функций;
- синхронизация работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
35. Следующая технология, которую я хотела бы представить вам, на мой взгляд, является незаменимой в работе с детьми с нарушениями речи - СУ-ДЖОК ТЕРАПИЮ.
Неоспоримыми достоинствами су-джок терапии являются:
высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
36. абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су-джок шариков( они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат );
37. универсальность – су-джок терапию могут использовать и родители в домашних условиях и педагоги в своей работе.
Возьмите шарик, и выполните упражнение вместе с детьми.
38. ВИДЕО "Снежинка"
39. С помощью су-джок шариков можно не просто провести пальчиковую гимнастику, но и рассказать сказку руками. Повторяйте за мной.
ВИДЕО «Ежик»
40. - В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это:
Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца в отдельности. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
ВИДЕО МАССАЖ КОЛЬЦОМ
41. Детям нравится массировать пальцы и ладошки с помощью шаров- «ежиков» с колечками, что оказывает благотворное влияние на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову.
Вы можете использовать шарики привыполнении утренней гимнастики и динамических пауз в течение всего дня, а так же любые стихотворные формы пальчиковой гимнастики в соответствии с тематикой недели вашего календарного планирования.
42. Одной из самых интересных и увлекательных для детей технологий стала «Криотерапия», заключающуюся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами.
43. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
44. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом нужно постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты. Ребята с удовольствием на занятиях строят из цветных кубиков льда различные узоры и фигурки.
Предлагаю вашему вниманию задание «Мозаика».
45. Самомассаж рук
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
«моем» руки, дышим на них
46. К себе ладошки мы прижмем,
поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.
гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
каждый палец зажимаем в кулачке.
тихо звучит музыка (как фон)
47. Для игр со льдом потребуется емкость для кусочков льда, в нее можно положить маленькие игрушки и перемешать их со льдом, чтобы ребенку было интересно перебирать кусочки льда и находить там игрушки.
48. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Можно приготовить цветной лед. Тогда во время игры можно закреплять знания цветов, раскладывать кусочки льда по цветам.
49. Цветным льдом можно еще и рисовать. Если заранее заморозить в лед маленькие палочки (например, зубочистки, то получатся импровизированные кисточки, которыми можно будет рисовать интересные и веселые картинки.
50. Но следует помнить, что криотерапия, как и любые закаливающие мероприятия, проводятся по определенной схеме и имеют свои противопоказания. Чтобы иметь оздоровительный эффект на организм воздействие холода должно быть дозированным и проводиться периодически.
51. Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца.
Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10-15 секунд постепенно прибавляя время воздействия.
52. Необходимо помнить и о противопоказаниях.
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
53. Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед непосредственно образовательной деятельности и не только в детском саду на и дома.
Представленные мною технологии применимы для всех детей, но в коррекционно –развивающей работе для детей с ОВЗ незаменимы.
54. Уважаемые коллеги, увлечь и заинтересовать современных детей бывает сложно, только разнообразие технологий, методов и приемов вашей педагогической деятельности помогут воспитать настоящую личность.
Закройте глаза, мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришлисегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правуюруку - то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем друг другу СПАСИБО!
Как говорил Жан-Жак Руссо «Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» на память о нашей встрече – я вам предлагаю взять с собой частичку моего педагогического опыта (открыть коробку с шарами) и буклет для применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".
Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"....
Мастер-класс - «Использование мнемотаблиц как один из способов развития зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе»
Данный материал направлен на ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»
Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...