Повышение резистентности детского организма с использованием дыхательной и кинезиологической гимнастики.
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей о пользе дыхательной и кинезиологической гимнастики. Данные виды гимнастик способствуют повышению резистентности детского организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение резистентности детского организма с использованием
дыхательной и кинезиологической гимнастики.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни». Эти слова принадлежат академику Н.М.Амосову. В XXI веке проблемы сохранения и укрепления здоровья детей является как
никогда актуальной. Мы живём в такое сложное время, когда на организм человека обрушивается шквал нежелательных воздействий: биологический, физических, психологических, вирусных и т.д. Каким образом защитить организм от неприятных воздействий, повысить иммунные функции организма, чтобы с наименьшими потерями преодолеть такие «детские» болезни, как ОРВИ, насморк, грипп, и другие. Необходимо повышать резистентность (устойчивость) детского организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических, биологических).
Свидетельством здоровья детей являются гармоничность нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. А между тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. По данным Института гигиены детей и подростков, более чем у 50% детей имеются функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Ухудшение здоровья, уровня физического здоровья обусловлено ухудшающейся экологией, нерациональным питанием, тепличными условиями жизни. Всё это ведёт к снижению резистентности детского организма. В связи с этим перед педагогами встаёт задача поиска новых форм и методов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях детского сада. Важно создать такие условия организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольника в соответствии с современными Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию.
Именно в дошкольном возрасте происходят основное развитие и совершенствование жизненно-необходимых функций организма, формирование правильной осанки, двигательных умений и навыков, физических качеств. Общая физическая подготовленность детей, заложенная в этом возрасте, служит фундаментом долголетней работоспособности.
Изучив множество публикаций, методической литературы о физкультурно-оздоровительной работе, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, наш педагогический коллектив принял решение, что перспективным в вопросе о повышении резистентности детского организма являются нетрадиционные методы воздействия на организм. Особую роль в этом плане играют дыхательные упражнения, кинезиологическая гимнастика. Вот уже несколько лет я использую эти формы работы.
Дыхательные упражнения оказывают благоприятное воздействие прежде всего на функцию дыхания (повышение жизненной емкости легких). В свою очередь это сказывается на общем состоянии организма, это приводит к повышению физической подготовленности, физической работоспособности и здоровью детей. Ещё древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, предавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
С целью системного использования дыхательных упражнений, мы включили их в комплексы оздоровительной гимнастики, физических занятий, дыхательные упражнения проводятся и в течение всего дня. Упражнения подбираются по принципу от простого к сложному. Например, выполняя упражнение «Перышки», дети просто дуют на них, а в следующем упражнении сочетают выполнение дыхательного упражнения с движением. Дыхательные упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, сидя, лёжа. Упражнения проводятся в игровой форме, широко применяется имитация, подражание знакомым образам птиц, зверей. Дыхательные упражнения в игровой форме вызывают у детей положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение, способствуют формированию практических умений. Ребёнок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый мир песен, стихов, сказок.
При выполнении упражнений следует соблюдать следующие требования: помещение должно быть проветрено, температура воздуха должна быть на уровне 18-20С, одежда не должна стеснять движения детей.
Из своей практической работы с детьми я знаю, что любого ребёнка можно обучить дыхательной гимнастике, и тем самым укрепить его здоровье. Помимо дыхательной гимнастики, в своей работе, наш коллектив использует кинезиологические упражнения. Ведь «кинезиология» - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой и крупной моторики рук, улучшение памяти, внимания, речи.
Упражнения кинезиологической гимнастики, также, как и дыхательные упражнения адаптированы для дошкольников, помогают предупредить простудные заболевания, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.
Упражнение и игры проводятся каждый день перед организованной деятельностью или во время физминутки в игровой форме со всей группой или индивидуально. Для каждой образовательной области подобраны определённые упражнения. Например, образовательная область «Коммуникация». Упражнения «Кивки» («покачаем головой, чтобы был в душе покой»), «Домик» («мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём»), «Поворот» («Ты головку поверни, за спиной что посмотри») и др. улучшают мыслительную деятельность, запоминания, синхронизируют работу полушарий головного мозга.
Кинезиологические упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке. Продолжительность занятий составляют от 5-10 минут до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста детей, при этом необходимо точное выполнение движений и приёмов. К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что вызывает дополнительный интерес детей к нему. В конце каждого упражнения рекомендуется проговаривать стихотворные строки: «Хотим быть весёлыми, красивыми, здоровыми!».
Использование кинезиологической и дыхательной гимнастики,помогло снизить уровень заболеваемости, повысить посещаемость детей, достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Кинезиологическая и дыхательная гимнастики играют огромную роль в оздоровлении детей, повышают устойчивость детского организма к действию различных болезнетворных факторов, помогают сформировать целостное отношение детей к здоровью и здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями
В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с детьми с неврологическими...
Кинезиологическая гимнастика на занятиях физического воспитания как средство повышения эффективности работы по развитию речи детей с ОНР
В данной презентации рассказывается как на занятиях физического воспитания применяется кинезиологическая гимнастика для развития речи детей с ОНР...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «дыхательная гимнастика») «Как медвежонок зиме удиви
Конспект совместной деятельности взрослого иребенка...
Консультация для воспитателей "Использование дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста в режиме дня детского сада"
Консультация для педагогов ДОУ...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений дыхательной гимнастики.
Дыхание является самым первым навыком, которым должны овладеть ребенок, которого мы учим петь. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Овладеть навыком певческог...
Конспект занятия с использованием дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики и кинезиологических упражнений.
Цель: познакомить с новыми упражнениями дыхательной гимнастики и новыми кинезиологическими играми.Задачи: 1. Актуализировать ранее изученные упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнаст...