Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия натюрморта у детей с нарушением зрения подготовительного к школе возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тема: Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия натюрморта у детей с нарушением зрения подготовительного к школе возраста.
Возраст: 6-7 лет.
Континенгт: дети с амблиопией и косоглазием.
Форма: подгрупповое занятие.
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закрепление представлений о пространственных отношениях, о взаиморасположении предметов в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.
- закрепление умения ориентироваться в клеточном поле;
- актуализация умения узнавать предметы в контурном изображении.
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие обонятельного восприятия;
- закрепление зрительного восприятия угольных геометрических фигур;
- закрепление умения узнавать предмет по части;
- развитие зрительно-поисковой и прослеживающей функций глаз.
Образовательные:
- закрепление единичных и обобщённых представлений по лексической теме: «Овощи», «Посуда», «Насекомые»;
- закрепление представления о понятии «натюрморт»;
- обогащение словаря детей за счёт использования детьми пространственной терминологии;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитание чувства прекрасного с помощью изобразительного искусства;
- активизация положительной мотивации к познавательной деятельности;
- воспитание умения работать в паре и малой группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_6-7_let.docx | 264.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия натюрморта у детей с нарушением зрения подготовительного к школе возраста
Составитель:
Сидорова Алёна Игоревна
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
высшей кв. категории
Санкт-Петербург
2024 г.
Тема: Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия натюрморта у детей с нарушением зрения подготовительного к школе возраста.
Возраст: 6-7 лет.
Континенгт: дети с амблиопией и косоглазием.
Форма: подгрупповое занятие.
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закрепление представлений о пространственных отношениях, о взаиморасположении предметов в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.
- закрепление умения ориентироваться в клеточном поле;
- актуализация умения узнавать предметы в контурном изображении.
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие обонятельного восприятия;
- закрепление зрительного восприятия угольных геометрических фигур;
- закрепление умения узнавать предмет по части;
- развитие зрительно-поисковой и прослеживающей функций глаз.
Образовательные:
- закрепление единичных и обобщённых представлений по лексической теме: «Овощи», «Посуда», «Насекомые»;
- закрепление представления о понятии «натюрморт»;
- обогащение словаря детей за счёт использования детьми пространственной терминологии;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мыслительной деятельности;
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитание чувства прекрасного с помощью изобразительного искусства;
- воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;
- воспитание умения работать в паре и малой группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово.
Предварительная работа: проведение коррекционно-развивающего занятия по предварительному знакомству с натюрмортом «Будущий салат» (худ. Валевская В.М.); закрепление предметных представлений по лексическим темам «Огород. Овощи», «Насекомые», «Посуда», «Признаки осени»; закрепление представлений о натюрмортах.
Оборудование: натюрморт «Будущий салат» (худ. Валевская В.М.), натюрморт с наложенным клеточным полем, натюрморт (худ. Путятина Е.), чек-лист, набор цветных предметных картинок, 5 ёмкостей с овощами и зеленью, фрагменты натюрморта, указка, мольберт, фланелеграф, рабочие листы с предметами с картины, схемы-предлоги (наречия), рабочие листы с контурными изображениями предметов, фломастеры, карандаши цветные и простые, маркер, мольберт.
Ход НОД:
Организационный момент.
1) Приветствие. Дидактическая игра на концентрацию внимания «Что общего».
Педагог: Предлагаю сыграть в игру, чтобы понять, что нас объединяет. Сделайте шаг вперед (хлопните в ладоши/поднимите руку) те, кто сегодня в платье / кто любит зелёный цвет / у кого есть очки и т.д.
Введение в тему занятия.
2) ЗАДАНИЕ «Узнай по запаху».
П: Сядем в круг на коврики. Я принесла вам небольшие ёмкости, открывать их нельзя. На крышке есть несколько дырок. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Ответы (понюхать и узнать, что внутри находится).
Детям предлагаются 5 ёмкостей с овощами (помидор, огурец, перец, чеснок) и зеленью.
Дети определяют, что лежит в каждой ёмкости; из предложенных картинок выбирают изображения угаданных предметов.
П: Повторим ещё раз, какие предметы мы определили.
Д: помидор, огурец, перец, чеснок, зелень.
3) ЗАДАНИЕ «Определение картины для занятия».
П: Пройдёмте к доске. Перед вами две картины. Что их объединяет?
Д: Ответы (изображены овощи)
П: Как называются картины, на которых изображены различные предметы: например: посуда, фрукты, овощи, цветы?
Д: Натюрморт.
П: Сегодня мы будем работать с той картиной, к которой подходит весь набор запахов. Внимательно рассмотрите оба натюрморта.
Д: Ответы (выбирают первую картину, поскольку на ней есть перец, а на второй картине его нет).
П: Я приготовила для вас несколько заданий с натюрмортом. Чтобы узнать, где эти задания нам найти, нам понадобится чек-лист (план занятия). В течение занятия нам необходимо отмечать, что мы выполнили. Посмотрим какое первое задание.
Д: Понюхать овощи.
П: Это задание мы с вами уже сделали, значит можем поставить галочку. Предлагаю отправиться на поиски второго задания.
Основная часть.
4) ЗАДАНИЕ «Назови местоположение фрагмента в клеточном поле».
Дети находят по чек-листу второе задание, которое обозначено геометрической фигурой «треугольник».
Дети подходят к мольберту и садятся на стульчики.
Перед детьми натюрморт в клеточном поле (5 на 5) и фрагменты этой картины.
П: Это задание называется «клеточное поле». Посчитаем сколько рядов в этом поле. Посчитаем столбцы. По очереди выберите один фрагмент с картины и назовите, что изображено и его местоположение. Например, я считаю, что здесь изображена солонка. Она находится в четвертом ряду, первом столбце.
Дети выполняют задание.
5) ЗАДАНИЕ «Полёт бабочки» (в клеточном поле).
П: Что или кого нарисовал художник в первом ряду, пятом столбце?
Д: Бабочку.
П: Эта бабочка сейчас будет летать по клеточному полю. Я буду называть вам её путь. Проследите глазами и назовите место, где она остановится.
Например: три клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, две клетки влево.
Дети отмечают в чек-листе выполненное задание.
6) ЗАДАНИЕ «Пространственные предлоги и наречия».
П: Где же нас ждёт следующее задание?
Д: Следующее задание там, где прямоугольник. На белой доске.
П: Для следующего задания нам понадобятся карточки-схемы. Повторим, что обозначает каждая схема.
Дети вместе с педагогом повторяют предлоги: в, на, над, под, перед, за; наречия: слева, справа.
У каждого из вас в конверте спрятано задание. Но чтобы его выполнить, немного потренируемся.
Педагог показывает образец.
П: На моей карточке три клетки; в первой бабочка, во второй ничего нет, в третьей ложка. Как думаете, какая карточка подойдёт для пустой клетки. Чтобы нам решить эту задачу, необходимо посмотреть на натюрморт.
Дети договариваются, что заполнить клетку необходимо карточкой с предлогом «на».
П: Прочитайте, что получилось.
Д: Бабочка на ложке.
Дети делятся на пары. У каждого ребёнка лист с тремя столбиками; в первом и третьей столбике предметы с натюрморта, второй столбик пустой – его необходимо заполнить схемой-предлогом (наречием), чтобы восстановить пространственные отношения предметов между собой. Затем дети в паре меняются карточками для проверки.
Дети отмечают в чек-листе выполненное задание.
Физминутка+пальчиковая гимнастика
П: Предлагаю отдохнуть. Для физминутки нам пригодятся карточки. На них задание, которое я вам буду читать.
- Сколько перцев перед нами, столько раз пожмем плечами.
- Будем считать, тыквы собирать.
- Помидоры мы считаем, в бок наклоны выполняем.
- Присядем столько раз, сколько кабачков у нас.
- Сколько видим огурцов, столько выполним прыжков.
П: Теперь разомнём пальцы. Повторяйте за мной:
В огороде много гряд | Сжимают и разжимают пальцы. |
Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? | Загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках. |
Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. | Чередование: удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши. |
7) ЗАДАНИЕ «Найди лишний предмет» (развитие зрительно-моторной координации)
П: Где же нас ждёт следующее задание?
Д: Следующее задание там, где трапеция.
П: Осталось нам выполнить последнее задание. Найдите на карточке предмет, которого нет на картине. Обведите его по контуру. Найдите на второй карточке лишний предмет. Заштрихуйте его по вашему усмотрению. Найдите лишний предмет на третьей карточке. Придумайте, как его обозначить. Обвести, раскрасить, заштриховать – выбирайте самостоятельно.
Дети отмечают в чек-листе последнее выполненное задание.
П: Сядем в круг на коврик. Закройте глазки. Послушайте приятную мелодию, расслабьтесь.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия с помощью чек-листа.
Приложение
Натюрморт «Будущий салат» (худ. Валевская В.М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста. Тема: «Я и мое тело»
Обучение ориентировке на себе самом. Группа детей со слабовидением....
Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».
Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....