РЕКОМЕНДАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТМНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Иванова Наталья Геннадьевна

Рекомендации в  работе с родителями дошкольников с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТМНР

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой  дефекта. Перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.

Выделяют ряд стадий адаптации родителей к болезни ребенка. Они образуют характерный  симптомо-комплекс,   развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.

Первая реакция — шок, онемение (отсутствие какой-либо реакции), иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась. У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование проведено небрежно»

Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз, но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии.

Стадия — депрессия. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.

Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации.

Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты ни в коем случае не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. И если мы ускоряем этот процесс, возможна вторичная травматизация. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.

Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, что все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения.

Строить работу с родителями необходимо очень деликатно и бережно. Первое правило, которому обязан следовать каждый педагог — не оскорблять родительских чувств. Авторитарный стиль общения в работе с родителями неуместен.

Формы работы с родителями в ДОУ  многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм

Беседы с родителями.

Тематические консультации.

Групповые собрания родителей.

Наглядная пропаганда: стенды, газеты, книги-малышки, (изготавливаются самими детьми в группе или дома вместе с родителями), фотоальбомы, фоторепортажи о жизни группы, класса (где родители могут увидеть о происходящем в группе и классе).

«Моя страничка» (родители дома вместе с детьми делают страничку для книги или альбома).

Фотовыставки. Папки-передвижки для детского сада. Буклеты с  материалом родители могут взять домой и спокойно изучить.

Телефон доверия и почтовый ящик. Помимо консультативных часов, свои вопросы в письменной форме родители могут оставить в «почтовом ящике», специально оформленном в группе. На основе этих вопросов планируются семинары-практикумы, или оформляются иформационные стенды.

Вечера вопросов и ответов – беседа о наболевших проблемах и вопросах.

Презентации жизни группы   для повышения интереса родителей к жизни детей в группе, к достижениям детей.

Открытые занятия с детьми для родителей, с участием родителей являются эффективным способом повышения родительской компетентности. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.

Рекомендации родителям по воспитания детей с ТМНР

  1. Нельзя фиксировать внимание на дефекте ребенка.
  2. Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.
  3. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.
  4. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
  5. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  6. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.
  7. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.
  8. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.
  9. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).
  10. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  11. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  12. Большое значение имеет пение, чтение стихов.
  13. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.
  14. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии.
  15. Самое главное, любите своего ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...

Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработ...

Рекомендации логопеда для родителей дошкольников логопедической группы старшего, подготовительного возраста.

Уважаемые родители!Информация по коррекционной работе "Для умных детей и заботливых родителей!"с сентября 2020 года размещена в группе Контакт и What's App!Спасибо за сотрудничество!...

Рекомендации учителя-логопеда родителям дошкольников

В данной стаье описывается развитие речи ребенка, как эхто должно быть в норме. Рассказывается о возможныхэ проблемах в звукопроизношении, которые родители могут преодолеть перед школой, если вовремя ...

Консультация для родителей на тему: "Применение ИКТ-технологий в работе с родителями дошкольников"

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и родители. Создание единого информационного образовательного пространства д...

Новый год. Рекомендации педагога-психолога родителям дошкольников

В каждой семье существуют свои собственные традиции празднования Нового года и проведения новогодних каникул, многие стараются сделать эти дни как можно более праздничными и насыщенными, но для тех ро...