Рекомендации учителя-логопеда родителям дошкольников
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данной стаье описывается развитие речи ребенка, как эхто должно быть в норме. Рассказывается о возможныхэ проблемах в звукопроизношении, которые родители могут преодолеть перед школой, если вовремя обратятся за советом крекомендуемым специалистам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя – логопеда

родителям дошкольников

Речь детей формируется под влиянием речи окружающих, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит правильную речь, тогда это влияние благотворное. Неблагоприятная же речевая среда может вызвать задержку речевого развития. Зачастую родители игнорируют особенности детской речи, или, что еще хуже, не только умиляются, но и начинают подражать ей, формируя нездоровую речевую атмосферу в семье. Чем дольше в семье потакают неправильной речи малыша, тем прочнее закрепляется у него неверное произношение и тем больше возникает проблем при последующем обучении в школе.

У большинства детей к 5-6 годам речь становится внятной, формируется все звуки речи. Однако, в силу неблагоприятных социальных или педагогических особенностей, а также, когда в семье общение происходит на двух или более языках, речевое развитие ребенка может задерживаться до 7-9 лет. Не стоит забывать о возрастных особенностях формирования речи. Если у маленького ребенка отсутствует или искажен звук [Р], то это возрастная особенность. Но если ребенок уже готовится к школе, а «картавость» сохраняется, то это уже стойкий дефект и нужна помощь специалиста-логопеда, а возможно и консультация детского стоматолога (при короткой уздечке языка).

Встречаются также речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, интонационным нарушением (когда речь смазанная, невнятная), наличием аденоидов (при патологическом разрастании они могут перекрыть евстахиевы трубы, что приводит к «недослышанию», а в дальнейшем к стойким проблемам, связанным с письменной речью), искривлением носовой перегородки (в этом случае обязательно нужна консультация отоларинголога) и др. Бывают и такие случаи, когда лишь в процессе логопедической помощи возможно определить причину речевого нарушения. Когда же у ребенка нет никаких особенностей в строении и работе органов артикуляции, но, тем не менее, он плохо говорит, родителям следует обратить внимание на качество речевого общения в семье. Возможно, кто-то из взрослых «сюсюкает» с малышом или же сам имеет недостатки речи, а может быть, с ребенком говорят на нескольких языках, и он из-за этого не может сориентироваться в звуковом потоке.

 Какие же советы можно дать родителям, стремящимся создать благоприятную речевую среду своему ребенку? Необходимо соблюдать следующие правила: - ни в коем случае не «сюсюкать» и не умиляться речи маленького ребенка; - поправлять ребенка и добиваться от него правильного произношения слов (давайте ребенку только правильный образец слова, даже если оно трудно по произношению); - расширять словарный запас дошкольника; - развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных игр и путем формирования навыков самообслуживания; - придерживаться в общении с ребенком одного языка; - читать ребенку как можно больше книг, соблюдая при этом регулярность в чтении (а не от случая к случаю); - объяснять дошкольнику значение «трудных» слов; - своевременно обращаться к специалистам: логопеду, неврологу, ЛОР- врачу, стоматологу.

Уважаемые родители, не «тяните» до школы в надежде на то, что речевые проблемы малыша пройдут сами по себе. Если вашему ребенку исполнилось 5 лет, а он все еще плохо говорит, обратитесь к специалисту. Помните, чем раньше ваш ребенок справится с речевыми «затруднениями», тем меньше проблем у него будет в школе!

Елена Николаевна Петрова: учитель-логопед ГБДОУ №23 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург  



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя – логопеда

родителям дошкольников

Речь детей формируется под влиянием речи окружающих, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит правильную речь, тогда это влияние благотворное. Неблагоприятная же речевая среда может вызвать задержку речевого развития. Зачастую родители игнорируют особенности детской речи, или, что еще хуже, не только умиляются, но и начинают подражать ей, формируя нездоровую речевую атмосферу в семье. Чем дольше в семье потакают неправильной речи малыша, тем прочнее закрепляется у него неверное произношение и тем больше возникает проблем при последующем обучении в школе.

У большинства детей к 5-6 годам речь становится внятной, формируется все звуки речи. Однако, в силу неблагоприятных социальных или педагогических особенностей, а также, когда в семье общение происходит на двух или более языках, речевое развитие ребенка может задерживаться до 7-9 лет. Не стоит забывать о возрастных особенностях формирования речи. Если у маленького ребенка отсутствует или искажен звук [Р], то это возрастная особенность. Но если ребенок уже готовится к школе, а «картавость» сохраняется, то это уже стойкий дефект и нужна помощь специалиста-логопеда, а возможно и консультация детского стоматолога (при короткой уздечке языка).

Встречаются также речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, интонационным нарушением (когда речь смазанная, невнятная), наличием аденоидов (при патологическом разрастании они могут перекрыть евстахиевы трубы, что приводит к «недослышанию», а в дальнейшем к стойким проблемам, связанным с письменной речью), искривлением носовой перегородки (в этом случае обязательно нужна консультация отоларинголога) и др. Бывают и такие случаи, когда лишь в процессе логопедической помощи возможно определить причину речевого нарушения. Когда же у ребенка нет никаких особенностей в строении и работе органов артикуляции, но, тем не менее, он плохо говорит, родителям следует обратить внимание на качество речевого общения в семье. Возможно, кто-то из взрослых «сюсюкает» с малышом или же сам имеет недостатки речи, а может быть, с ребенком говорят на нескольких языках, и он из-за этого не может сориентироваться в звуковом потоке.

 Какие же советы можно дать родителям, стремящимся создать благоприятную речевую среду своему ребенку? Необходимо соблюдать следующие правила: - ни в коем случае не «сюсюкать» и не умиляться речи маленького ребенка; - поправлять ребенка и добиваться от него правильного произношения слов (давайте ребенку только правильный образец слова, даже если оно трудно по произношению); - расширять словарный запас дошкольника; - развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных игр и путем формирования навыков самообслуживания; - придерживаться в общении с ребенком одного языка; - читать ребенку как можно больше книг, соблюдая при этом регулярность в чтении (а не от случая к случаю); - объяснять дошкольнику значение «трудных» слов; - своевременно обращаться к специалистам: логопеду, неврологу, ЛОР- врачу, стоматологу.

Уважаемые родители, не «тяните» до школы в надежде на то, что речевые проблемы малыша пройдут сами по себе. Если вашему ребенку исполнилось 5 лет, а он все еще плохо говорит, обратитесь к специалисту. Помните, чем раньше ваш ребенок справится с речевыми «затруднениями», тем меньше проблем у него будет в школе!

Елена Николаевна Петрова: учитель-логопед ГБДОУ №23 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей 5-6 лет

В материале предложены игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников с нарушениями зрения и речевыми проблемами.

Для лучшего усвоения лексико-грамматических категорий при изучении любой лексической темы постарайтесь осуществлять с помощью организации разнообразных занятий это:обсуждение данного предмета, лепка, ...

Консультация для родителей. Тема: «Рекомендации учителя- логопеда для родителей»

Консультация для родителей. Тема: « Рекомендации учителя- логопеда для родителей»...