Использование камешек марблс в работе педагога-психолога
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Николаиди Виктория Олеговна

Камушки марблс - это нетрадиционный метод работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_marbs.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует обеспечение равных возможностей, полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,  языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.

            Также определена необходимость создания специальных образовательных условий с учетом всех физиологических особенностей детей дошкольного возраста. Особое внимание в работе педагога-психолога уделяется детям с ОВЗ, что особенно актуально в последнее время, так как наблюдается тенденция роста детей данной категории.

В нашем детском саду функционирует 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с ТНР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, недостаточностью развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.  

  Как известно  вся жизнь ребенка – игра. Работа с ребенком с ОВЗ  должна быть интересной, игровой, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.   Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности. Эти красивые, блестящие, разноцветные камешки - интересный, доступный, многогранный материал для развития малышей, к тому же, соответствующий  требованиям ФГОС:

- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;

- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.

Задачи работы с детьми с ТНР посредствам использования  камней Марблс:

  1. Формирование познавательной активности у детей;
  2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;
  3. Обогащение словарного запаса с употреблением предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
  4. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и  логического мышления, пространственного воображения;
  5. Развитие  умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
  6.  Развитие тактильной чувствительности (восприятия);
  7. Способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
  8. Способствуют развитию воображения и творчества;
  9. Развитие чувства  ритма, цвета, композиции;
  10. Способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
  11.  Развитие  мелкой  моторики рук, точности и продуктивности движений, наблюдательности;
  12.  Развитие связной речи;
  13.  И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, познавательной активности.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.

Следует отметить, что выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Методы работы с камушками Марблс

  • Игры на знакомство с камнями Марблс
  • Игры на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • Арт-терапевтические игры с использованием камушек Марблс
  • Самомассаж, физкультминутки с камушками Марблс.

Вообще очень много способов и упражнений с использованием камней Марблс. Сегодня я  расскажу о самых любимых моих играх.

Детям необходимо озвучить следующие правила:

1. Камни нельзя брать в рот, засовывать в нос и уши. Это может быть опасно.

2. Камни нельзя кидать. Они стеклянные и могут разбиться.

Это те два правила, которые дети должны усвоить и повторять перед каждым занятием.

Игры на знакомство с камнями Марблс

Упражнение «Знакомство»

         Это упражнение можно использовать  в начале занятия для формированию положительного настроя.

        Цель: привлечь внимание детей к тактильному объекту.

В зависимости от ситуации и возраста детей можно обыграть камешки, назвав их сокровища пиратов,  сорока принесла драгоценности, волшебные камешки, изумруды,  слезы  принцессы  и т.п.

      Итак, познакомились с камнями, трогаем, рассматриваем. Обсуждаем форму (круглые, прямоугольные, выпуклые, плоские), текстуру (стеклянные, гладкие, прохладные, шершавые), цвет (красные, синие, зеленые, прозрачные).

"Выберите  камешек и загадайте желание" (выберите камень, подержите его в руках,  потрите и загадайте желание. Дети даже дуют на камень, согревая его своим теплом).

«Достать камушек из мешочка». Какого цвета камушек, такого цвета назвать предмет.

Затем развиваем тактильные ощущения, моторику пальцев, сосредоточенность, восприятие цвета, формы, повышаем словарный запас.

  • Кулачковые (детям предлагается взять в кулачок камешки и раскрыв  кулачки,  определить визуально, не считая, в каком кулачке больше (можно и считать).
  • Щипковый захват (взять обеими руками камешки (ведущая рука захватывает больше)
  • Пинцетный  (возьмите красный камень большим и средним пальцем обеих рук, голубой-большим и мизинцем и т.д.) Можно упражнять  все пальчики  в любом порядке.

Игры с камешками Марблс для развития на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

  • Задание на «Выкладывание  последовательностей»: 

-"Выложи по контуру" (вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками).

Задача: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

- "Выложи геометрическую фигуру".

-"Разложи камешки по кучкам, от одного камешка в первой кучке, до 10 в последней кучке".

Усложнение игры- для подготовительной и старшей  группы вы можете предложить такую игру- разложите на столе карточки с цифрами (от 1 до 10), пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.

 - «Разбери по цвету» Игра «Золушка».

Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету.

Описание: перед ребёнком кладут тарелочки разных цветов и предлагают распределить камни по тарелочкам в соответствии с цветом. На красную тарелочку ребёнок кладёт красные камни, на жёлтую — жёлтые камни и так далее.

- «Разбери по размеру от маленького к большому»;

Разбери по форме»-овальные, круглые, листики, плоские, ..;

-"Продолжи ряд"- выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

Д/и  "Змейка" , "Лабиринт"; Игра «Дорожки» 

Цель и задачи:  развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета, учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Педагог предлагает ребёнку с помощью камней выложить дорожку. Камни должны соответствовать цвету кругляшка на шаблоне.

Предлагается выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка.  Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 2 камешка одного цвета и 1 камешек другого цвета).

"Четвертый лишний"; (на развитие логического мышления, внимания и умения выделять общий признак, классифицировать).

 Игры  по лексическим темам:  Например, "Заполни картинку камнями"(одежда зимняя, обувь, при изучении цвета)

"Чудесный мешочек"Предлагаю детям взять со стола себе любой понравившийся камень. Затем передаем  по кругу мешочек с камнями марблс и ищем  на ощупь камень, похожий на тот, который они выбрали себе.

Можно усложнить это упражнение: в мешочек положить вместе с камнями и  небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) сначала с открытыми глазами, а затем с усложнением поиск игрушек с закрытыми глазами (упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка»). (на формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, на развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс»).

  Игры с карточкамиЗадачи: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.

«Какой камень исчез?» или «Что изменилось?» развивает зрительную и слуховую память, внимание). (10 картинок легче запомнить, чем 10 разных камней)

-"Графический диктант" (цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук).положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, прозрачный - в правый нижний; зеленый - в левый нижний, красный-в центр листа)

- "Положи столько камней, сколько точек на карточке";

Арт-терапевтические игры с использованием камушек Марблс

"Запомни  узор на карточке и выложи по памяти" (5 сек. показ);

«Повтори рисунок» (один из детей выкладывает последовательность из 4-5 камней, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти). Например,  красный, синий, зеленый, прозрачный).

-«Найди камешек в песке»(песочный световой стол);

-«Нарисуй камнем геометрические фигуры»,

-«Построй из камней и игрушек свою страну», 

-«Придумай и расскажи сказку про камень Марблс».

Глазодвигательное упражнение с использованием камушек Марблс.

Кинезиологическое упражнение: одновременно обеими руками найди и положи на стол одинаковые предметы (например: 2 детали, 2 игрушки) или разные (камень и игрушку).

Нейропсихологические упражнения

Упражнение «Широкая дорога»

Попросить ребенка провести на поверхности светового стола широкую волнистую линию и прокатить по «дороге» камушек круглой формы.

Игра «Рукавички»

        Попросите ребенка или самостоятельно нарисуйте на поверхности светового стола пару рукавичек и украсить их камушками марблс.

Игра «Разноцветные бусы»

Нарисуйте на поверхности светового стола, например, прямую линию. Затем попросите ребенка одновременно обеими руками «нанизать на нитку бусинки», то естьвыложитьна линию камешки марблс.

Релаксационное упражнение «Муфта»

«Мы насыпали шары и пальцы запустили…

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили!»

Релакс в "Сухом бассейне" из камней Марблс повышает не только тактильные ощущения, но и расслабляет, дает чувство умиротворения, спокойствия.

Самомассаж, физкультминутки и динамические паузы

с камушками Марблс

        С помощью камешков Марблс детям нравится массировать пальцы и ладошки. Это благотворно влияет не только на  развитие мелкой моторики, но и на весь организм в целом. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, выполняемые движения способствуют речевому развитию. Динамические паузы или физкультминутки – это гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Проводим упражнения с проговариванием:

Камешек в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу;

или

Этот шарик непростой

Он красивый, азарной

Будем с шариком играть (катаем горизонтально)

И ладошки согревать (катаем вертикально)

Идет одновременная работа обеих полушарий, тут и самомассаж, и развитие речи. Шарики и камешки Марблс  вызывают у дошкольников чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать, играть с ними. Позитивные  эмоции, сопровождающие  действия с камешками, значительно повышают  работоспособность, снижается утомляемость, тревожность, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья. Даже неусидчивые дети могут сидеть и заниматься с камешками продолжительное время.  Я рекомендую использовать  камешки Марблс в работе всем взрослым: и педагогам и родителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование камешек Марблс в работе учителя-логопеда

Использование Камешек Марблс учителем-логопедом для автоматизации звуков в речи детей....

Методическая разработка «Использование камешков "Марблс" в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

АннотацияДанная разработка является универсальной, так как может использоваться в своей работе учителями-логопедами, дефектологами, воспитателями, а также родителями для занятий и игр с ребенком...

Камни Марблс в работе педагога-психолога с дошкольниками

Всё большую популярность в работе с детьми дошкольного возраста получают нетрадиционные методы, средства, приемы. Одним из таких инновационных средств я считаю организованную деятельность с использова...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

Использование камешек «Марблс» в работе

Игры с использованием камешков "Марблс"...

Использование камней Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства» по теме: «Использование камней Марблс в ...

"Использование камней Марблс в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста"

Игр и заданий, где можно использовать камни Марблс большое количество. Я вам показала лишь некоторые из них.Применение данной технологии способствует психоэмоциональному благополучию, снижению утомляе...