Использование камешек Марблс в работе учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Курнеева Маргарита Владимировна
Использование Камешек Марблс учителем-логопедом для автоматизации звуков в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС                                                        В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     Значение игры, её влияние на всестороннее развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему - сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину. Всем нам известно, что все дети очень любят играть, а у детей с задержкой психического развития процесс обучения особенно необходимо проводить в игровой форме! Возникает необходимость использования различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств. В своей работе с детьми я использую камушки Марблс.

     Что это такое интересно каждому! Марблс - это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка.
 Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер, координацию движений и развитие речи. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-летнего возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.В занятие может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

  У детей с задержкой психического развития в формировании лексики выявляется: бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, затруднения в названиях многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий отдельных частей предметов ( форточка, рама, подоконник).

  В словаре детей с задержкой психического развития преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда). В активном словаре у детей с задержкой психического развития отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает), дети с задержкой психического развития употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко. 

  Применение камешков "Марблс" в работе логопеда - один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки Марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал - настоящая находка для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

  • развитие мелкой моторики
  •  упражнение в ориентировке на плоскости листа
  •  дифференциация цветов, счет
  •  упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  •  обогащение словарного запаса
  •  упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • развитие связной, фразовой речи
  • упражнение в звукобуквенном разборе слова
  • закрепление правильного образа буквы
  • тактильные ощущения
  • образное мышление
  • автоматизация звуков
  • умение сосредоточиться
  • вырабатывается навык усидчивости

Камешки Марблс пособие, которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.

Перечень игровых упражнений с марблс:

  1. Изучение лексических тем – «Овощи», «Фрукты»

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация,                                            работа над словарным запасом ребенка.

D:\DCIM\136___10\IMG_2729.JPG

Учитель-логопед предлагает ребенку рассортировать картинки на две группы – овощи и фрукты. Подобрать цвет камушка и положить его на соответствующую картинку – «красный»-яблоко, «желтый»-лимон, «оранжевый»-апельсин и т.д. Назвать форму – овоща/фрукта, цвет, посчитать сколько фруктов, сколько овощей – чего больше, чего меньше?

  1. Выложи по контуру

Цель: Знакомство детей с буквами, закрепление зрительного образа, автоматизация звуков.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Обложки кружко к навигатору\P1210265л.jpg

Ребенку предлагаем украсить букву камешками марблс, придумываем ей наряд! При этом – кладем камушек на букву – произносим звук С. Далее произносим с гласными звуками – са – сы – сэ и т.д. Одновременно выкладываем камушки и произносим необходимый звук.  Закрепляем произношение.

  1. Звуковые дорожки

Цель: автоматизация у детей поставленного звука, а также умение регулировать свой голос по высоте и громкости звучания.

D:\DCIM\136___10\IMG_2714.JPG

Учитель-логопед предлагает ребенку выложить из камешков марблс звуковую дорожку. Ребенок произносит на длительном выдохе гласный звук при этом выкладывает на указательную стрелочку камешек марблс – АААА, ООО и т.д.. Вырабатываем речевое дыхание, развиваем силу и высоту голоса.

  1. Работа над грамматическим строем речи

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Предлагаем ребенку помочь нашей гусенице приползти в свой домик построив дорожку из камешков марблс, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: мяч-мячик, стул-стульчик, ветка-веточка и т.д.

  1. Развитие пространственных представлений

Цель: развитие у детей пространственного восприятия, внимания, мышления и речи. Умение выкладывать рисунок по устной инструкции педагога.

F:\Img7.jpg

Педагог дает устные задания типа: Положите желтый  камушек в центр листа. Красный- в левый верхний угол, красный-в правый верхний угол, голубой– между красными на верхней строчке и т.д.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: закрепить у ребенка представление образа буквы, предмета,                  его цвет и величину. 

F:\7.-Kameshki-marbls.jpg

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. оранжевый камешек — оранжевый апельсин, красное яблоко, и т. д

«Эмоциональное развитие»

Цель: распознавание детьми разных выражений лица, образов, эмоциональная окраска – повторить то или иное настроение.

D:\DCIM\136___10\IMG_2726.JPG

F:\обработка\IMG_2725.JPG

Педагог предлагает ребенку выбрать несколько картинок с эмоциями. Просим повторить то или иное выражение лица (грусть, радость, удивление и т.п.). Выкладываем камешками и охарактеризовываем с ребенком данное настроение. «Почему цветок испуганный?» – испугался ветра, боится, что его сорвут, переживает, что не польют водичкой и т.д. «Почему цветок такой добродушный?» - рад солнышку, за ним ухаживают, полили, ему тепло и т.п.

Игра в Марблс– одна из самых полезных игр для подрастающего поколения. Данное доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Камушки Марблс в работе учителя-логопеда

Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями. Марбл (англ. marble, также оз...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Камешки марблс в работе учителя - логопеда

Использование камешков Марблс в коррекционной работе...

Использование камешек «Марблс» в работе

Игры с использованием камешков "Марблс"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Использование камешков Марблс в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование камешков Марблс в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...