Продуктивная деятельность с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Николаева Екатерина Вячеславовна

Продуктивная деятельность с детьми ОВЗ, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Продуктивная деятельность с детьми ОВЗ, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

     Развитие, обучение и воспитание в детском саду преимущественно проводится через различные виды деятельности: игровую, продуктивную, конструктивную, познавательную, трудовую.

Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого. Важную роль в развитии творческих способностей играет продуктивная деятельность, т. к. наряду с игровой, она является ведущей. Дети отдают предпочтение продуктивной деятельности благодаря своей доступности, наглядности, приближенности к игре.

     Для детей с ОВЗ характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, нарушение эмоционально-волевой сферы, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. У детей с ОВЗ особенно страдают такие психические функции, как ощущения, восприятия и речь, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития. Поэтому процесс переработки сенсорной информации у них существенно отличается от подобного процесса нормально развивающихся детей. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы. В связи с нарушением восприятия сенсорных эталонов они затрудняются выделять свойства предметов, их существенные признаки. Этому способствует и то, что у таких детей не сформированы обследовательские действия, поэтому они не могут долго играть одной игрушкой, склонны к бессодержательным играм типа борьбы, бега.

А степень развития мелкой моторики у ребёнка с ОВЗ определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках. А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности. При поступлении ребенка в сад и школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к саду и школе, снижению учебной мотивации.

     

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое.

     Исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые-физиологи как И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, исследователь детской речи – М.М. Кольцова, педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и др.

Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – это движение мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика.

В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики изучали многие педагоги и учёные. Они доказали, что моторика тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка и играет важную роль для его общего развития и подготовки к школе. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация декоративно-оформительской и продуктивной деятельности с детьми во 2 младшей группе"

Презентация  "Организация декоративно-оформительской и продуктивной деятельности с детьми во 2 младшей группе" , состоит из 3 частей...

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование- одни из самых больш...

Презентация - Отчёт по самообразованию "Нетрадиционные виды продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Декупаж"

В данной презентации представлена моя работа с детьми в технике Декупаж, которую мы осваивали в течение учебного года....

Совместно – продуктивная деятельность с детьми старшей группы «В гости к весне»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ весеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия весенней природы.Закреплять умение самостоятельно выражать эстетич...

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

Конспект продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области аппликация .

данный материал поможет педагогам организовать продуктивную деятельность с детьми и формировать умения детей  выкладывать нить точно по нарисованному контуру....