ПОСОБИЯ В.В. ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
статья по коррекционной педагогике

 Скребцова Екатерина Алексеевна

Статья посвящена описанию игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Исследованию коррекционно-развивающего потенциала данных пособий для детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrebtsova_e.a_6.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСОБИЯ В.В. ВОСКОБОВИЧА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Е.А. Скребцова

Учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 66» г. Энгельс, Россия

Вячеслав Вадимович Воскобович – известный автор разнообразных пособий для детей. Он путеводитель в мир детства, игр и фантазий. Все пособия имеют большую вариативность применения. Всё зависит от цели, которую поставил себе педагог для использования того или иного пособия и от полета его фантазий. Самая главная особенность этих игр состоит в том, что они могут быть использованы, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с различными особенностями развития. Потому что каждое пособие несет в себе достойный коррекционно-развивающий потенциал: развивает мышление, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, речь и мелкую моторику ребенка.

Зрительное восприятие дошкольников с нарушением зрения– это заключается в формировании представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве у данной категории детей.

У многих детей с нарушениями зрения отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно зрительной, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Как было написано ранее, игры и лабиринты Вячеслава Вадимовича Воскобовича имеют высокий коррекционно-развивающий потенциал. Хотелось бы описать данные пособия подробнее.

Коврогрф «Ларчик». Данное пособие решает множество недостатков обычной школьной доски. Коврограф включает в себя само игровое поле из ковролина, на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются веревочки из контактной ленты, липучки, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, гномиками Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи по цветам радуги, а также карточки с героями сказки «Как Лев, Павлин, Пони и Лань делили своё пространство». Данное пособие способствует непринужденному и изучению сложной темы, как ориентировка на микро-плоскости, в этом поможет упомянутая выше сказка. Также входящие в набор «Ларчик» В.В. Воскобовича гномики помогают в изучении основных цветов радуги и их расположении. С каждым героем можно придумать увлекательные квесты-маршруты. Например, как они ходили в гости к друг другу, а с помощью липких лент выставляется, проделанный ими путь. Но самое главное – это проговаривать совместно с ребенком проделанный маршрут. Такой маленькой игрой мы закрепляем ориентировку на микро-плоскости, развиваем мелкую моторику, внимание, память, слуховое восприятие и речь ребенка, а также учимся считать клеточки.

«Игровизор» - это маленькая копия «Ларчика» В.В. Воскообовича. Он представлен в виде поля с клетками 10 на 10. В углах расположены уже известные нам герои: Лев - хозяин левого верхнего угла, Павлин расположен в правом верхнем углу, Пони в правом нижнем углу, а хозяином, оставшегося левого нижнего угла является Лань. Отличительной особенностью данного пособия заключается в том, что данное поле сверху покрывает прозрачный, плотный лист. На нем можно писать фломастерами, маркерами и стирать надписи салфетками, а значит использовать многократно. Клеточное поле и прозрачный лист не плотно скреплены друг с другом, а соединены пружинкой, поэтому под прозрачную часть можно смело подкладывать собственные распечатанные задания, например, обведи по контору рисунок и т.д. Так как клеточное поле хорошо просвечивается, то можно выполнять задания по изображенным уже клеткам, например, выполнять графические диктанты, рисовать или просто использовать вместо тетрадного листа в клетку. Данное пособие способствует закреплению темы ориентировки на микро-плоскости, в такой игровой форме мы уже готовим дошкольников с нарушением зрения работать и ориентироваться в обычных школьных тетрадках в клетку.

Кораблик «Плюх-плюх» еще одно интересное пособие Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Оно представлено в виде корабля с пятью деревянными мачтами. Все мачты разной длинны, чем они длиннее, тем больше парусов можно на них надеть. Например, на самую первую (короткую) мачту можно закрепить только один парус, а на последнюю целых пять. В каждом парусе проделана маленькое отверстие, через которое можно продеть веревочку и «укрепить паруса от сильного ветра». Таким образом, мы развиваем осязание, мелкую моторику дошкольника с нарушением зрения и закрепляем с ним цифры от одного до пяти. Необходимо также отметить, что паруса в данном пособии имеют разные цвета: красный, желтый, зеленый, синий и белый. Тем самым мы закрепляем с ребенком еще и цветовую гамму. А чтобы было интереснее работать с корабликом «Плюх-плюх» детей знакомят с капитаном Гусем и лягушатами-матросами, которые рассказывают о своих увлекательных морских путешествиях.

На основании всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что увлекательные пособия, созданные Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем имеют достойный коррекционно-развивающий потенциал. Данные пособия способствуют развитию мышления, внимания, памяти, зрительному и слуховому восприятию, а также мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»

дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...

Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Авторская идея Дружининой Лилии Александровны

Методические  рекомендации разработаны согласно    Программам  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу  развитие зрительного восприятия....

Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск.

Методические рекомендации."Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения".Научный редактор Л.А.Дружинина,кандидат педагогических наук,доцент,заведующая кафед...