Кинезиологические упражнения как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мустафина Эльвира

Кинезиологические  упражнения
как средство коррекции речевых нарушений
у детей старшего  дошкольного возраста

 

 У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности. Каждый раз мы в поисках наиболее эффективных методов и технологий компенсации речевой патологии.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

 

Основная цель кинезиологии:
 

Развитие межполушарного взаимодействия , способствующее активизации мыслительной деятельности. Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

 

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:

  • Речь
  • Внимание
  • Моторику
  • Снижает утомляемость
  • Повышает познавательные способности
  • Повышает интеллектуальные способности

 

Виды кинезиологических упражнений:

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Вот несколько вариантов:

«Шторм» – сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой

«Футбол»  -  положить широкий язык на нижнюю губу и плавно со звуком Ф задуть ватный шарик, лежащий на столе между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

«Снегопад» - сдувать «снежинки» с ладони

«Мыльные пузыри»

Учим детей плавно вдыхать и выдыхать и при этом следить, чтобы щеки не надувались.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения и улучшить восприятие.

«Глазки» - 1 вариант: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). 2 вариант: глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. 2 вариант идет на развитие межполушарного взаимодействия.

«Глаз – путешественник» - развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек.  Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.

 

Телесные упражнения – при выполнении телесных движений  развивается межполушарное взаимодействие , снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.

«Перекрестное марширование» Делая это упражнение мы решаем несколько задач одновременно. Развиваем межполушарное взаимодействие и автоматизируем поставленный звук.

 Ребенок шагает высоко поднимая колени. При этом попеременно касаются правой и левой ладонью противоположной ноги, произнося автоматизируемый звук.

 «Ухо – нос»

Ребенок берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопок в ладоши и меняется положение рук. При этом произносится автоматизируемый звук. Упражнение рекомендуется детям с 6 лет.

 

Упражнения для развития мелкой моторики

 

  • «Колечко»

Поочередно перебираем пальцы рук соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно. Одновременно автоматизируем поставленный звук.

  • «Кулак – ребро – ладонь»

Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, повышает устойчивость внимания.

Показываем ребенку три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Проба сначала выполняется правой рукой, затем левой, затем одновременно.

  • «Лезгинка»

Развитие кистевого и пальцевого праксиса, стимуляция межполушарного взаимодействия, автоматизация звука.

Ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой (ладонь раскрыта в горизонтальном положении) прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение руки.

  • «Двойные рисунки»

Развивает навыки письма, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует творческие процессы.

Возможности кинезиологи:

 

  • активизация работы стволовых отделов мозга;
  •  успокоение и релаксация;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, восприятия;
  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • способствование  восприятию и запоминанию информации.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения
как средство коррекции речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности. Каждый раз мы в поисках наиболее эффективных методов и технологий компенсации речевой патологии.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Основная цель кинезиологии:

Развитие межполушарного взаимодействия , способствующее активизации мыслительной деятельности. Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:

  • Речь
  • Внимание
  • Моторику
  • Снижает утомляемость
  • Повышает познавательные способности
  • Повышает интеллектуальные способности

Виды кинезиологических упражнений:

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Вот несколько вариантов:

«Шторм» – сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой

«Футбол» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно со звуком Ф задуть ватный шарик, лежащий на столе между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

«Снегопад» - сдувать «снежинки» с ладони

«Мыльные пузыри»

Учим детей плавно вдыхать и выдыхать и при этом следить, чтобы щеки не надувались.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения и улучшить восприятие.

«Глазки» - 1 вариант: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). 2 вариант: глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. 2 вариант идет на развитие межполушарного взаимодействия.

«Глаз – путешественник» - развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.

Телесные упражнения – при выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие , снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.

«Перекрестное марширование» Делая это упражнение мы решаем несколько задач одновременно. Развиваем межполушарное взаимодействие и автоматизируем поставленный звук.

Ребенок шагает высоко поднимая колени. При этом попеременно касаются правой и левой ладонью противоположной ноги, произнося автоматизируемый звук.

«Ухо – нос»

Ребенок берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопок в ладоши и меняется положение рук. При этом произносится автоматизируемый звук. Упражнение рекомендуется детям с 6 лет.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • «Колечко»

Поочередно перебираем пальцы рук соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно. Одновременно автоматизируем поставленный звук.

  • «Кулак – ребро – ладонь»

Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, повышает устойчивость внимания.

Показываем ребенку три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Проба сначала выполняется правой рукой, затем левой, затем одновременно.

  • «Лезгинка»

Развитие кистевого и пальцевого праксиса, стимуляция межполушарного взаимодействия, автоматизация звука.

Ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой (ладонь раскрыта в горизонтальном положении) прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение руки.

  • «Двойные рисунки»

Развивает навыки письма, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует творческие процессы.

Возможности кинезиологи:

  • активизация работы стволовых отделов мозга;
  • успокоение и релаксация;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, восприятия;
  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • способствование восприятию и запоминанию информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.

У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...

Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических  движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...