Кинезиологические упражнения как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Кинезиологические упражнения
как средство коррекции речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности. Каждый раз мы в поисках наиболее эффективных методов и технологий компенсации речевой патологии.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного взаимодействия , способствующее активизации мыслительной деятельности. Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:
- Речь
- Внимание
- Моторику
- Снижает утомляемость
- Повышает познавательные способности
- Повышает интеллектуальные способности
Виды кинезиологических упражнений:
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Вот несколько вариантов:
«Шторм» – сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой
«Футбол» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно со звуком Ф задуть ватный шарик, лежащий на столе между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
«Снегопад» - сдувать «снежинки» с ладони
«Мыльные пузыри»
Учим детей плавно вдыхать и выдыхать и при этом следить, чтобы щеки не надувались.
Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения и улучшить восприятие.
«Глазки» - 1 вариант: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). 2 вариант: глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. 2 вариант идет на развитие межполушарного взаимодействия.
«Глаз – путешественник» - развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
Телесные упражнения – при выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие , снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.
«Перекрестное марширование» Делая это упражнение мы решаем несколько задач одновременно. Развиваем межполушарное взаимодействие и автоматизируем поставленный звук.
Ребенок шагает высоко поднимая колени. При этом попеременно касаются правой и левой ладонью противоположной ноги, произнося автоматизируемый звук.
«Ухо – нос»
Ребенок берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопок в ладоши и меняется положение рук. При этом произносится автоматизируемый звук. Упражнение рекомендуется детям с 6 лет.
Упражнения для развития мелкой моторики
- «Колечко»
Поочередно перебираем пальцы рук соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно. Одновременно автоматизируем поставленный звук.
- «Кулак – ребро – ладонь»
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, повышает устойчивость внимания.
Показываем ребенку три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Проба сначала выполняется правой рукой, затем левой, затем одновременно.
- «Лезгинка»
Развитие кистевого и пальцевого праксиса, стимуляция межполушарного взаимодействия, автоматизация звука.
Ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой (ладонь раскрыта в горизонтальном положении) прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение руки.
- «Двойные рисунки»
Развивает навыки письма, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует творческие процессы.
Возможности кинезиологи:
- активизация работы стволовых отделов мозга;
- успокоение и релаксация;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, восприятия;
- развитие речи;
- развитие мышления;
- активизация мыслительной деятельности;
- способствование восприятию и запоминанию информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения
как средство коррекции речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются: в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижение двигательной памяти и самоконтроля; в замедленности. Каждый раз мы в поисках наиболее эффективных методов и технологий компенсации речевой патологии.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного взаимодействия , способствующее активизации мыслительной деятельности. Мозг человека представляет собой содружество функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить:
- Речь
- Внимание
- Моторику
- Снижает утомляемость
- Повышает познавательные способности
- Повышает интеллектуальные способности
Виды кинезиологических упражнений:
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Вот несколько вариантов:
«Шторм» – сделать глубокий вдох и подуть через трубочку в стакан с водой
«Футбол» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно со звуком Ф задуть ватный шарик, лежащий на столе между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
«Снегопад» - сдувать «снежинки» с ладони
«Мыльные пузыри»
Учим детей плавно вдыхать и выдыхать и при этом следить, чтобы щеки не надувались.
Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения и улучшить восприятие.
«Глазки» - 1 вариант: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). 2 вариант: глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. 2 вариант идет на развитие межполушарного взаимодействия.
«Глаз – путешественник» - развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
Телесные упражнения – при выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие , снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.
«Перекрестное марширование» Делая это упражнение мы решаем несколько задач одновременно. Развиваем межполушарное взаимодействие и автоматизируем поставленный звук.
Ребенок шагает высоко поднимая колени. При этом попеременно касаются правой и левой ладонью противоположной ноги, произнося автоматизируемый звук.
«Ухо – нос»
Ребенок берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпускает ухо и нос, хлопок в ладоши и меняется положение рук. При этом произносится автоматизируемый звук. Упражнение рекомендуется детям с 6 лет.
Упражнения для развития мелкой моторики
- «Колечко»
Поочередно перебираем пальцы рук соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно. Одновременно автоматизируем поставленный звук.
- «Кулак – ребро – ладонь»
Улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, повышает устойчивость внимания.
Показываем ребенку три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Проба сначала выполняется правой рукой, затем левой, затем одновременно.
- «Лезгинка»
Развитие кистевого и пальцевого праксиса, стимуляция межполушарного взаимодействия, автоматизация звука.
Ребёнок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой (ладонь раскрыта в горизонтальном положении) прикасается к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняет положение руки.
- «Двойные рисунки»
Развивает навыки письма, развивает межполушарное взаимодействие, стимулирует творческие процессы.
Возможности кинезиологи:
- активизация работы стволовых отделов мозга;
- успокоение и релаксация;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, восприятия;
- развитие речи;
- развитие мышления;
- активизация мыслительной деятельности;
- способствование восприятию и запоминанию информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 12.0px Helvetica; color: #e4af09} В связи переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагности...
Проект«Театрально-игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста»
Проект проводился в старшей группе компенсирующей направленности....
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:игры в куколь...
Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.
У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...
Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...
Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"
Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...