Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Дмитриева Марина Вячеславовна

В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились.

Исследования и диагностика специалистов констатирует, что здоровых детей все меньше и меньше. Назрела необходимость создать каждому ребенку, (в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья) условия для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации.

Предлагаем оказать комплексную коррекционно-психолого-педагогическую помощь и поддержку детей, например, через театральную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

        В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагностика специалистов констатирует, что здоровых детей все меньше и меньше. Назрела необходимость создать каждому ребенку, (в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья) условия для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Предлагаем оказать комплексную коррекционно-психолого-педагогическую помощь и поддержку детей, например, через театральную деятельность.

        В связи с этим нужно решить такие задачи:

1. Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

2. Осуществить индивидуально-ориентированную и социально-психолого- педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3. Реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

4. Развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками.

5. Реализовывать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и обычными детьми.

6. Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом театральной деятельности ребенка.

7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

        Театрализованная детская деятельность напрямую связана с речью. Поэтому, рассмотрим детей с тяжелыми нарушениями речи, так как таких детей относят к группе детей с ОВЗ.

        Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.

Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

        Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей МБДОУ «Светлячок» общеразвивающего вида построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу.

        Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка эстетических и нравственных запросов. Выстроенная образовательная среда в МДОУ способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка.

        Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: музыкалного руководителя, воспитателя, учителя-логопеда, ребенка и родителя.

        Содержание работы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

* от простого к сложному;

* систематичность;

* доступность материала;

* повторяемость материала;

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи.

Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений.

        Театральная деятельность самая универсальная из всех видов детской деятельности, потому что включает в себя восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементы оркестр и т.д. По этой причине она пользуется большой любовью у детей и считается более эффективной в решении поставленных задач.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

        Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Поэтому коррекцию нарушения речи лучше начинать через театральную деятельность. А именно:

 через музыкально-ритмические игры;  

  • * упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • * через этюды на развитие выразительности мимики, жесты;  
  • * игры-драматизации;
  •  через упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  •  коментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия).
  • Учитывая психологические и возрастные особенности детей, при подаче
  • материала наряду с учебной, активно применяется игровая форма: задания
  • адресуются игрушкам («кукольный театр»), ребенок помогает сказочному
  • герою выполнить задание.
  • Особое место в педагогическом коррекционном процессе занимает
  • дидактическая театральная игра, т. к. она имеет большое познавательное
  • значение, развивает внимание (в том числе к речи), наблюдательность, память, сообразительность.

        Театральная дидактическая игра преследует 2 цели: обучающую и игровую, именно поэтому – она самый эффективный метод при обучающем воздействии на ребенка и основной вид деятельности старшего дошкольника с нарушением речи.

На театральных занятиях активно используется психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, физкультминутки. Все эти моменты помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

        Для развития мелкой моторики к речевым упражнениям добавляются задания на развитие моторики пальцев, применяется пальчиковая гимнастика, которая дополняется движениями.

        Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе (см. приложение 1).

Такое взаимодействие включает:

* комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

* многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

* составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

        Объединение усилий родителей и специалистов в музыкальной области, психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

        Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...


 

Комментарии

Ахметова Ландыш Мунировна

Учебный материал представляет для меня интерес, поскольку я также занимаюсь театрализованной деятельностью. Ценность методического материала заключается в его использовании в работе с детьми ОВЗ. Спасибо!