Классическая теория в работе учителя-логопеда по обучению грамоте дошкольников с ТНР.
консультация по коррекционной педагогике
Вспоминая классическую теорию логопедии в работе по обучению грамоте дошкольников с ТНР мы перечитываем труды Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой и Т.А. Тккченко.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классическая теория в работе учителя-логопеда по обучению грамоте дошкольников с ТНР
Вспоминая классическую теорию, а точнее ее раздел - обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи не перестаешь удивляться современным «новаторским» методикам. Эти «новаторы» предлагают нам гласные звуки выделять красным кружочком, слитно читать слоги, считать слова в предложении и даже ставить точку в конце предложения. Хочется спросить, в чем же здесь инновации? В чем оригинальность? Это же азы классической логопедии.
Более того некоторые авторы допускают ошибки как в последовательности изучения материала так и в подборе речевого материала. Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
*Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство со звуками и буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. *Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]…) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т.д *Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона, а следовательно, осознанность чтения, как познавательного средства.
Не говоря уж об инструкциях, которые даются детям: хлопай на слово, в котором присутствует звук У. Поделить на слоги слова: утка, утюг, кубик, труба, дача, груша. Определить ударный слог, а затем определить место звуков А и У в этих словах. И это все на этапе изучения звуков А, У
Давайте вспомним, как предлагали проводить занятия по подготовке к обучению грамоте Галина Амосовна Каше, Татьяна Борисовна Филичева, Татьяна Александровна Ткаченко.
Вспомним основные положения, которые предложены Г.А. Каше
Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.
Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, - в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.
Рекомендуемая в пособии последовательность усвоения детьми звуков речи разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии. (Онтогенезе)
При правильной и последовательной работе по усвоению форм фонемного анализа дети знакомятся и с буквами, учатся читать и постепенно овладевают терминами слог», «слово», «предложение», «гласные звуки (буквы)», «согласные звуки (буквы)», «твердые звуки», «мягкие звуки», «звонкие звуки», «глухие звуки», «ударные гласные звуки».
При этом важно использовать много наглядных пособий как демонстрационных, так и раздаточных.
Этапы обучения грамоте:
1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.
2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).
3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.
ДЛЯ СЕБЯ ОТМЕТИМ, что эти этапы несколько условны, и они тесно переплетаются в процессе проведения занятий. И очень важно, что мы идем от звука к букве.
Остановимся более подробно на знакомстве с гласными. Это ОЧЕНЬ важный этап! Давайте просто вспомним..
Знакомим со звуком с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. Думаю здесь все предельно понятно – зеркала, показ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Отмечаем, что рот (губы, зубы открываются, язык лежит внизу, ничего не мешает воздуху свободно выходить). Он произносится свободно, его можно тянуть. Мы его можем петь голосом, ОН – Гласный. Обозначается красным цветом, живет в красном домике… Вариантов много. Очень актуально все - таки давать символ звука по артикуляции. Вариантов символов много у разных авторов. Я пользуюсь таким вариантом.
Дальше идет работа со звуком
1 Выделение звука из ряда других гласных, (без экрана, с экраном)
2. Выделение звука в ряду слогов
3.Выделение звука в начале слова.
4. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
5. Анализ сочетаний из 2-х гласных, из 3-х гласных
Позднее: Определение гласного в середине слова СГС, последнего гласного, первого и последнего гласного в слове, определение места звука в слове.
Важная задача, которая решается в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. К этому времени дети уже познакомились с некоторыми согласными. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени.
Когда осуществляется знакомство со звуками у, а, и. начинается работа по подготовке к звуковому анализу. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность. Анализ звукосочетаний типа АУ.
Создается впечатление, что мы повторяемся, дублируем уже вышесказанное, но задача здесь другая. Это уже звуковой анализ, звукобуквенный анализ.
Вторая по трудности ступень подготовки – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходятся звуки т, п, м, к). В это же время дети учатся выделять из слов первый и последний согласный.
Следующая ступень подготовки к анализу слова – выделение гласного из середины слова. В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.
Дети произносят слова и сами выделяют гласный звук. (танк, мак, мох, дом, конь, кот, ком, пух, дуб, кнут.)
После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа ма.
Итогом этого периода обучения является полный звуковой анализ слов типа кот - кит.
Важно проводить упражнения, направленные на закрепление звукобуквенных связей. Под каждый звук положи соответствующую букву
Первые согласные звуки, которые выносятся на фронтальные занятия, - это звуки п и п’. (У КАШЕ и М Мь (у Ткаченко и других авторов) КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ???
Дети узнают, что бывают «согласные» звуки – их нельзя тянуть, петь, воздух при произнесении этих звуков встречает препятствие. Можно использовать Сказки о свободолюбивом ветерке Т.А. Ткаченко
Работа проводится по тем же этапам
1 Выделение звука из ряда других согласных, (без экрана, с экраном)
2. Выделение звука в ряду слогов
3.Выделение звука в начале слова.
4. Определение наличия или отсутствия звука в слове.
3. Анализ сочетаний типа ГС
Проводятся упражнения в анализе и синтезе слогов ап, уп, ип. Обратите внимание, что про анализ этих слогов мы говорили на втором этапе звукового анализа. Еще одно подтверждение продуманности этой системы обучения.
На этом этапе я также использую карточки из пособия Ткаченко
следующий этап 5. Определение последнего согласного в слове Надо сказать, что легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные. Для выделения последнего звука подбираются следующие (из числа правильно произносимых детьми) слова: кот, кнут, каток, мак, танк, паук, веник и т.п.
6. Определение места звука в слове Предлагаются упражнения на определение места звука в слове. Используем также работу со звуковыми линейками, карточками - место звука в слове. (Примечание. Логопед употребляет термин «слог», не давая пока никаких пояснений. Дети постепенно привыкают к этому термину). Звук п’ включается только в произносительные упражнения .
Новый важный этап обучения – переход от устного анализа обратных слогов к выкладыванию их с помощью цветных фишек или букв и к чтению. При этом может быть использован игровой прием «живые звуки» и пособие «Окошечки». Используются ленты с напечатанными гласными буквами– на первой ленте и п, т, к, м – на второй. Потом ленты меняются.
!!!! Еще один важный этап - различение твердых и мягких согласных.
Внимание детей привлекается к тому, что звуки п и п’ звучат различно. («Послушайте, как я скажу: ап – ап’; п – п’. Звук п – твердый, а п’ – мягкий».) Объяснение: мягкие согласные живут в зеленых домиках.
С целью закрепления навыка различения гласных и согласных звуков вводятся сигнальные карточки…
Постепенно дети овладевают умением четко различать твердые и мягкие звуки самостоятельно.
Не забываем проводить упражнения на выкладывание, преобразование и чтение обратных и прямых слогов. Особенно интересны упражнения на преобразование слов путем изменения одного звука кот - ком – том, мак – мах – мох, кит – кот – ток – тук – тик – так. При этом внимание детей обращается на то, что при изменении в слове одного звука получается новое слово.
В процессе работы над звуками с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом).
При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними. Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук».
За этот же период времени детьми усваиваются буквы б, в, д, г. Работа по овладению звуками и буквами строится, как и до сих пор, таким образом, чтобы одновременно с упражнениями в произношении того или иного звука детьми усваивался соответствующий графический знак. При различении звуков Б – П, Д – Т, Г – К проводится закрепление дифференциации звуков по звонкости-глухости.
Поэтапный анализ звукового состава слова * Слоговой и звукослоговой анализ слов типа суп, дом * Слоговой и звукослоговой анализ слов типа косы, Сима, зима * Анализ слов типа батон, кубик * Анализ слов типа бумага * Анализ слов типа кошка, мышка * Анализ слов типа стул, волк, плита * Анализ слов типа красный, страна * Анализ слов, разного звуко-слогового состава, произношение которых не расходится с написанием
В начале второго периода обучения дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры при этом используется схема. Схемы могут быть разные: ….. Дети постепенно усваивают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, один из звуков произносится длительнее, громче – это ударный гласный. Обращается внимание и на то, что слоги (в отличие от слов) ничего не обозначают.
После того как дети достаточно усвоят слоговой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу.
Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и.
Кроме описанных упражнений в занятия регулярно включаются упражнения, имеющие целью учить детей правильно строить предложения, наблюдать связь слов в предложении, уметь отвечать на вопросы одним словом или полным предложением. Однако самостоятельного подсчета детьми количества слов в предложении или составления схемы предложения на ранних этапах обучения не проводится, так как в это время они учатся выделять звуки из состава слогов и слов. Совмещение этих двух задач может привести к их взаимному торможению.)
Только, когда навык звукового анализа слов достаточно закреплен, в упражнения включается подсчет слов в предложении. Эти упражнения удобно проводить в форме игры в «живые слова». Сначала простые предложения: Тома идет домой. Обычно такого рода упражнения не затрудняют детей. Очень скоро оказывается возможным перейти к составлению предложений с предлогами. При этом предлог символизируется кем-либо из детей или при выкладывании схемы заменяется символом предлога. Дима едет на санках.
Кроме того, они усваивают следующие правила: слова в предложении пишутся отдельно; начало предложения, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка.
Помним также про правила, которые мы объясняем детям. Рекомендуем эти правила объяснять при помощи логопедических сказок – помощниц.
Одновременно с введением все более сложных упражнений необходимо постоянно возвращаться к пройденому, закреплять полученные детьми знания и навыки, учитывая при этом имеющиеся у них конкретные затруднения.
Мы просто еще раз освежили в памяти основы логопедии. Не зря свое выступление мы назвали «Вспоминая классическую теорию». Но почему тогда, посещая занятия учителей-логопедов, читая их планы и конспекты, обсуждая проблемы и вопросы на наших методических объединениях и семинарах, мы постоянно встречаем те ошибки, о которых говорили в начале нашего выступления. Ответ на этот вопрос на поверхности. В наше время очень много представлено методических разработок, инновационных программ, интернет ресурсов. И конечно гораздо проще взять новую программу, готовый методический комплект и работать по предложенным разработкам и конспектам. Но правильно ли это? Конечно нет! Грамотный специалист, прежде чем начать свою работу, обязательно проанализирует то, что ему предлагает наша современность, выберет нужное и важное, переработает планы и конспекты с учетом особенностей своих воспитанников. И только такое отношение приведет к успешной эффективной работе!
Спасибо за внимание!!!!
ИЗ АОП ТНР
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-3-сложных слов).
4. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ"; анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.
В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Обучение рассказыванию, как средство формирования связной монологической речи дошкольников».
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о как...
Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...
Календарно-тематическое планирование работы учителя-логопеда в средней группе для дошкольников с ТНР.
Календарно-тематическое планирование - составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для дошкольников с ТНР....
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.
Данный материал содержит задания для воспитателей (логопедической подготовительной к школе группы) по обучению грамоте по темам: " Звук и буква" . Задания в игровой форме помогают закрепить ...
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе.
Предлагаемый алгоритм работы по формированию словоизменения у детей с ОНР III уровня речевого развития в подготовительной к школе группе охватывает целый учебный год. В нем отражено распределение соде...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...