Проект «Нейроигры дома и в детском саду» с детьми второй младшей – средней группы с НОДА
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психологических процессов. Посредством применения нейроигр   замечено улучшение всех психических процессов ребенка (внимание, память, мышление, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, конфликтности, возбудимости.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Нейропсихологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий головного мозга, развивают когнитивные процессы, вызывают стойкий интерес у ребенка, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Кроме того, нейропсихологические методы успешно применяются в логопедической практике как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neyroigry_doma_i_v_detskom_sadu.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46

(МБДОУ «Детский сад № 46»)

Проект

«Нейроигры дома и в детском саду»

с детьми второй младшей – средней группы

с НОДА

Выполнили:

Воспитатели…..

Лемкина Ю.А., учитель-логопед,

учитель-дефектолог

педагог-психолог……

г. Саров 2024 г.

Актуальность

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.

Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психологических процессов. Посредством применения нейроигр   замечено улучшение всех психических процессов ребенка (внимание, память, мышление, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, конфликтности, возбудимости.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Нейропсихологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий головного мозга, развивают когнитивные процессы, вызывают стойкий интерес у ребенка, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Кроме того, нейропсихологические методы успешно применяются в логопедической практике как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с НОДА, посредством использования нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Разработать        методическую        базу        нейропсихологических        игр        и упражнений для детей дошкольного возраста с НОДА.
  2. Развивать межполушарные связи с помощью игр и упражнений.
  3. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений посредством нейропсихологических игр и упражнений.
  4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей.
  5. Активизировать познавательный интерес.
  6. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

 - Синхронизируется работа полушарий;

 - Повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;

 - Развивается артикуляционная, мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;

 - Совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.

Для родителей:

 - Повысится уровень педагогической компетенции родителей в области применений нейропсихологических технологий.

Содержание деятельности участников образовательного процесса

Воспитатель

Работа с детьми

Проведение игр:

  • Русская народная игра «Ладушки»

При обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони взрослого. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь взрослого, на  ри – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре – хлопок левой ладони о ладонь взрослого, на пять игра повторяется.

  • «Прищепки» 

Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.

  • «Колечко» 

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется упражнение в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  • «Зеркало» 

Встаньте напротив ребенка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т.д. сделайте ребенка своим отражением. Его задача – повторить ваши движения, как в зеркале.

  • «Ладошки и ножки»

Располагаем рядом несколько пар разноцветных ладошек или следов. Даём инструкцию, на следочки какого цвета встать, на сколько ладошек передвинуть руки.

  • «Нос – пол - потолок»

Произносим слова «нос», «пол», «потолок», а ребенок показывает пальцем на то, что называем. Переставляем слова в любом порядке, постепенно ускоряемся.

  • «Флеш»

Ребенку предлагаются карточки с различными изображениями, на которых нужно показать одинаковые предметы одновременно двумя руками, проговаривая их вслух .

  • «Фишки» 

Ребенку предлагается выложить из фишек дорожки. Сначала можно устроить соревнования, какая рука соберет дорожку быстрее, затем выкладывать дорожки одновременно двумя руками.

  • «Попробуй повтори» 

Суть игры – воспроизвести положение рук которое видите на карточке, и одновременно произнести то, что изображено на картинке выше. Показываете и называете одновременно.

  1. Проведение индивидуальных занятий с детьми с использованием нейроигр и упражнений.
  2. Изготовление пособий:

Картотека нейропсихологических игр, «Веселые смайлики», «Сороконожки», «Ухо-нос-хлопок», «Волшебные замочки», «Колечко», «Ладушки-оладушки», «Ладошки и ножки», буклеты игр и упражнений по нейрогимнастике и др..

  1. Работа по пособию «Волшебные замочки»
  2. Проведение кинезиологических упражнений: кошка, печка, колечко, фонарик, змейка, цепочка, ухо-нос, лезгинка.
  3. Памятка по использованию нейропсихологической гимнастики

Работа с родителями

Консультация «Нейроигры  дома и в детском саду»

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

Дети

  1. Совместная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с использованием балансировочной доски Бильгоу.
  2. Использование в совместной образовательной деятельности с детьми нейрокарточек, нейроигр, упражнений для развития межполушарного взаимодействия, комплексов упражнений с использованием балансировочной доски Бильгоу, кинезиологических сказок (см. картотеки).
  3. Пополнение предметно-развивающей среды пособиями по развитию межполушарного взаимодействия (Логопальцеход, межполушарные доски, сортеры «Пингвины и стульчики», «Цветные стаканчики», «Цветные бомбошки», «Цветные цилиндры», дидактические игры «Сложи палочки», визуально-ритмический круг.
  4. Проведение открытого индивидуального занятия с ребенком с НОДА
  5. Проведение открытого занятия по ФЭМП с детьми с ЗПР

Воспитатели

  1. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нейроигры в развитии детей с ДЦП».
  2. Показ отрытого мероприятия с использованием дидактических пособий по нейроиграм.
  3. Консультации:

- «Что такое нейроигра и чем она полезна?».

- «Что такое гимнастика для мозга?».

- «Кинезиологические упражнения в работе с детьми ДЦП».

- «Нейроигра как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе».

- «Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ».

- «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».

- «Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи».

Родители

1. Консультации для родителей:

- «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?».

- «Что такое гимнастика для мозга?».

- «Что такое мозжечковая стимуляция?».

- «Доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция и развитие речи».

- «Тренируем мозг ребенка. Кинезиологические сказки + гимнастика мозга».

2. Буклеты:

- «Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции – что это такое?».

- «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия».

- «Межполушарное взаимодействие – основа интеллекта».

3. Памятка: «Использование балансировочной доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста».

Методическая

работа

  1. Подготовка материалов на сайт МБДОУ д\с № 46 по теме: «Использование нейропсихологических методик и технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда».
  2. Изготовление практического материала:

- схемы игр и упражнений;

- модели-схемы, мнемотаблицы, пиктограммы.

Картотеки:

- глазодвигательных упражнений;

- кинезиологических упражнений;

- дыхательных упражнений;

- массажа и самомассажа;

- игр с мячами.

Дидактические игры:

- «Нейрокарточки».

- «Говорящие ручки».

- «Жесты».

- «Нейротаблички» (говорим-дышим-показываем).

- «Мнемокарточки с нейроритмами».

- «Нейроальбом – зарядка для мозга».

- Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук.

- Комплекс кинезиологических упражнений для интеграции визуальной и аудиальной модальности.

Педагог-психолог

Дети

  1. Диагностика. Ж. М. Глозман, Е.А. Соболева, Ю.О. Титова. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (по мере поступления детей в ДОУ).
  1. Игры, упражнения, используемые в ноябре.

2.1. Разминочные упражнения для кистей и пальцев рук:

- с массажным мячом (в начале индивидуального занятия);

- с палочками (в процессе группового занятия);

- с пособиями (для кистей рук – в начале индивидуального занятия);

- с карточками (пальчиковые упражнения в начале индивидуального занятия).

2.2. Упражнения для развития внимания:

- «Показываем картинки двумя пальчиками» (весна, солдатики, осенние картинки, машинки). «Муха». «Пол-нос-потолок». «Ухо-нос». «Хлопни в ладоши». «Найди одинаковые картинки» (покажи, возьми двумя руками).

2.3. Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой и общей моторики, тактильной чувствительности:

- Ж. Троицкая. Рабочая тетрадь. Рисуем двумя руками.

- «Попробуй повтори», «Волшебный коробок», «Я знаю 5…» (с мячом), «Рисуем на спине», «Найди игрушки» (фасоль, песок, горох), «Улитка» (сверни из веревки), «Собери карандаши», «Пройди по дороге», «Геометрическое поле», «Лабиринт» (пособие), «Накрути на палочку», «Охотник и зайцы» (догонялки с мячом), «Железная дверь». «Тачка». «Пертяни».

2.4. Дыхательные упражнения, релаксация: «Бабочка», «Доброе животное», «Черепаха», «Буратино», «Пяточки-носочки», «Лимон», «Кого укусил комарик», «Жмурки», «Обнимашки», «Плюшевый мишка», «Кошечки».

2.5. Проведение открытого занятия 

Педагоги

Консультация «Развитие внимания и произвольности посредством применения кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками».

Семинар-практикум «Нейробика – 8 упражнений для развития мозга».

Чек-лист «Кинезиологические упражнения с мячиками».

Чек-лист «Упражнения с карандашами».

Чек-лист «Двигательное развитие детей дошкольного возраста».

Презентация «Нейропсихология для дошкольников – что это и почему она так важна?».

Родители

Видеоролики:

- «Введение в нейропсихологию. Польза дыхательных упражнений для детей».

- «Релаксация».

- «Зачем играть с мячом».

- Семинар-практикум «Игры с массажным мячиком».

Методическая

работа

Создание папки «Нейроигры на развитие психических процессов».

Изготовление пособий и игр.

Литература:

  1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Академия, 2009.
  2. Глозман Ж.М., Соболева Е.А., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста, 2020.
  3. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения, 2017.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в детском саду «Воспитание сказкой». Вторая младшая группа

В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «...

Конспект интегрированного занятия в детском саду с детьми второй младшей группы на тему: «Правила дорожные, знать каждому положено»

Цель: Формировать представление об элементарных правилах дорожного движения, правильном переходе проезжей части.Задачи:-  учить различать цвета светофора, знать их значение...

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ: "Нейроигры дома и в детском саду"

Нейропсихологические игры  развивают и корректируют механизмы  мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и нак...

Презентация мастер-класса для родителей детей с ОВЗ: "Нейроигры дома и в детском саду"

Нейропсихологические игры развивают и корректируьт механизмы  мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накаплива...

Нейроигры дома и в детском саду

Рекомендации  для родителей....

Проект по театрализованной деятельности «В мире добрых сказок» с детьми второй младшей группы с НОДА

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а теа...