Проект по театрализованной деятельности «В мире добрых сказок» с детьми второй младшей группы с НОДА
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь, тоже пополняется увиденное и пережитое в самостоятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gr._2_teatr.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46

(МБДОУ «Детский сад № 46»)

Проект

по театрализованной деятельности

«В мире добрых сказок»

с детьми младшей группы с НОДА

Выполнили:

Воспитатели……………………..

Лемкина Ю.А., учитель-логопед,

учитель-дефектолог

Педагог-психолог……………….

г. Саров – 2024 г.

«В свое время у меня не было достаточно времени,

чтобы читать детям сказки.

Теперь я понимаю свою ошибку,

и хочу сказать всем родителям:

«Побольше читайте своим детям сказки»

Януш Вишневский

Название проекта

Проект  «В мире добрых сказок»

Вид проекта

Ролево-игровой, творческий

Возраст

Дети 3 лет

Участники

Дети, родители, воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог

Срок реализации проекта

 с  01.02.2024 по 01.05.2024 г.

Гипотеза

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь, тоже пополняется увиденное и пережитое в самостоятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Цель проекта

Создание условий для благоприятной адаптации детей с НОДА, ТМНР в ДОУ и реализации задач АОП ДО через театрализованную деятельность.

Задачи

1. Создать условия для психологической адаптации детей с НОДА, ТМНР и их родителей к условиям ДОУ.

2. Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра.

3. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

4. Способствовать развитию речи как средства общения: развивать понимание речи и активизировать пассивный словарь, используя малые формы народного фольклора (потешки, пестушки).

5. Способствовать развитию голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, восприятия (сенсорного), способствовать развитию мелкой моторике пальцев рук, памяти, двигательной активности.

6. Способствовать развитию мелкой моторики рук и эмоциональной сферы у детей с НОДА посредством приобщения к русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

7. Создать положительный микроклимат: вызывать положительные эмоции у детей.

8. Осуществлять преемственность с родителями детей с НОДА, ТМНР и педагогами ДОУ.

Актуальность проекта

Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.

Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.

В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.

Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому мы считаем, что имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. А сделать это можно, добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми.

Педагогическая целесообразность проекта

Использование коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Организованная и проведенная деятельность по данной теме позволит создать практический материал и повысить психолого-педагогическую компетентность не только педагогов, но и родителей, а также будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений, преемственности детского сада и семьи.

Практическая ценность

Данный проект может быть использован при практической реализации в ДОУ в работе с детьми младшего возраста с ОВЗ.

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Группа:

- Учебная зона

- Речевой уголок

- Зона ИКТ (компьютер, проектор)

- Книжный уголок

- Уголок театрализованной деятельности

- Уголок по художественно-эстетическому воспитанию, СХД

- Уголок релаксации

- Уголок сюжетно-ролевых игр

- Уголок двигательной активности

- Уголок конструктивной деятельности

  1. Кабинеты специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.
  2. Участок на территории МБДОУ;
  3. Кукольный  театр: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»;
  • настольные театры: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»;
  • театр на магнитах: «Репка», «Курочка Ряба»;
  • пальчиковый театр: «Курочка Ряба», «Колобок»;
  • плоскостной театр: «Теремок», «Колобок»;
  • театр из тарелочек «Курочка Ряба»
  • костюмы к сказке: «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух»;
  • сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
  • дидактические игры: «Мои любимые сказки», кубики «Собери героя сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», »Курочка Ряба»;
  • Ширмы: напольная, настольные, ширма-штора;

Методическое:

- Методическая литература по данной тематике;

- Методический и практический материал для работы с детьми;

- Использование Интернет – ресурсов.

Кадровое:

Дети младшей группы № 2, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель - логопед, педагог-психолог.

Ожидаемые результаты
реализации проекты:

Планируемые результаты проекта:

Для детей:

- благоприятная адаптация к ДОУ; 

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми и педагогами;

- проявление интереса к речи и совместной деятельности со взрослым;

- наличие положительного эмоционального отклика;

- повышение двигательной активности;

Для родителей:

- привлечение родителей к совместным действиям по оснащению предметно – пространственной среды атрибутами театрального уголка;

- повышение компетентности в вопросах организации театральных игр с детьми дома.

Результат – продукт: оснащение предметно – пространственной среды атрибутами для театрализованной деятельности, создание консультаций и папок – передвижек по теме проекта,  создание творческих работ по различным видам продуктивной деятельности.

  

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Ответствен-ные

Подготовительный

1. Определение целей и задач проекта.

2. Разработка проекта: «В мире добрых сказок».

3. Подбор методической и художественной литературы, фольклорного материала, пальчиковых игр с учетом возраста детей.

4. Подбор наглядного материала (к сказкам, фольклорным произведениям), литературы, пособий, дидактических игр; подбор дидактических  и настольно – печатных игр; разработка сценариев мероприятий.

Взаимодействие с семьей:

1.Чтение сказок, потешек детям дома.
2.Заучивание песенок, потешек вместе с детьми.
3.Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению со сказками, потешками.
4.Консультации и буклеты для родителей:
«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Дети и театр», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Виды театра», «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Театр своими руками» и др.

5. Показ сказки «Заюшкина избушка» силами родителей.

6.Мастер-класс «Сказка, сделанная своими руками» - изготовление персонажей сказки «Курочка Ряба» (из тарелочек)

7.Конкурс «Маска, маска, я тебя знаю» - изготовление масок любого персонажа детьми и родителями.

в течение всего проекта

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Основной

1. Организация утреннего приема детей: ряжение в костюмы различных персонажей сказок; встреча детей с героями сказок (использование кукольного театра).

2. Знакомство со сказками:

Сказка «Курочка Ряба»:

- Чтение художественной литературы: сказка «Курочка Ряба» с показом театра на магнитах;

- Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом пальчикового театра;

- Пение детских песенок «Петушок, петушок… »;

- Дидактическая игра: «Разрезные картинки»;

- Подвижная игра «Курочка и цыплята».

Сказка «Репка»:

- Чтение художественной литературы: сказка «Репка» с показом кукольного театра;

- Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом театра на магнитах;

- Художественное творчество (лепка): «Репка»;

- Дидактические игры: «Кто лишний?», «Выложи по порядку»;

- Имитационные упражнения героев сказки и их голосов;

- Художественное творчество (рисование с использованием раскрасок): «Репка».

Сказка «Колобок»:

- Чтение художественной литературы: сказка «Колобок» с показом театра Бибабо;

- Художественное творчество (лепка): «Колобок»;

- Ряжение в костюмы и драматизация сказки «Колобок»;

- Игровая ситуация: «Изобрази героя»;

- Дидактическая игра: «Отнимем у Лисы колобки»;

- Пальчиковая гимнастика «Колобок»;

- Подвижная игра: «Лиска – лиса»;

- Художественное творчество (рисование): «Колобок на окошке».

Сказка «Теремок»:

- Чтение художественной литературы: сказка «Теремок» с показом кукольного театра;

- Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием настольного театра;

- Конструирование: «Новый теремок для зверей»;

- Ряжение в костюмы и драматизация сказки «Теремок»;

- Имитационные движения героев сказки и их голосов;

- Пальчиковая гимнастика «Теремок»;

- Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Чей, чья, чье, чьи?», «Кого не хватает?»;

- Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

Сказка «Заюшкина избушка»:

- Чтение художественной литературы: сказка «Заюшкина избушка» с показом кукольного театра;

- Конструирование: «Домики для лисы и зайчика;

- Ряжение в костюмы и драматизация сказки «Заюшкина избушка»;

- Имитационные движения героев сказки и их голосов;

- Дидактическая игра: «Найди пару»

- Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя

во бору», «Хитрая лиса».

Взаимодействие с родителями: пополнение театрального уголка при участии в мастер-классе «Сказка сделанная своими руками» и групповом конкурсе «Маска, маска – я тебя знаю» (маски, театр из тарелочек); изготовление ширмы-шторы, папки – передвижки, буклеты, консультации по вопросам организация домашних кукольных представлений.

Информационные листы и буклеты для родителей:

- «Роль потешки в развитии детей младшего возраста»

- «Десять «ПОЧЕМУ» детям необходимо читать»

- «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»

- «Памятка для грамотных родителей»

- «Нас сказка учит говорить»

с  01.02.2024 по 01.05.2024 г.

Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Завершающий        

Мероприятия:

1. Совместная деятельность воспитателей с детьми «Путешествие Колобка» (занятие)

2. Открытое занятие по развитию речи «Ладушки на ладошке»

3. Создание картотеки пальчиковых игр по сказкам в соответствии с определенной темой (Приложение 1).

4. Разработан перспективный план включения пальчиковых игр в коррекционно-развивающие занятия с детьми (Приложение 2).

5. Создание картотеки потешек, прибауток для детей.

6. Презентация проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

7.Выпуск фотогазеты «Путешествие колобка»

с  01.03.2024 по 01.05.2024 г.

.

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Родители

 

 

Выводы:

Проект был реализован за период  с  01.02.2024 по 01.05.2024 г.

Поставленные цель и задачи выполнены.

В период проведения проекта прошла благоприятная адаптация детей с НОДА к ДОУ. Это способствовало созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми и педагогами.

Проводимые мероприятия позволили привлечь родителей к совместным действиям по оснащению предметно – пространственной среды атрибутами театрального уголка; повысилась их компетентность в вопросах организации театральных игр с детьми.

Предметно – пространственная среда пополнилась атрибутами для театрализованной деятельности. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности с детьми.

Театрализованные игры, представления, игровые ситуации, действия которые обыгрываются с помощью игрушек, эмоционально взаимодействуют на ребенка и взрослого в адаптационный период. 

В театрализованных играх дети получают яркие художественные впечатления, учатся внимательно следить за развёртывающимся сюжетом. У малышей появляется желание принять активное участие в действии.

Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей младшего возраста: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с домашними и дикими животными, учат бережно относится к игрушкам и т.д. Также в ходе театрализованной игры уделяется внимание физическому развитию детей: включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы, умению пользоваться пространством всего группового помещения, развитию общей и мелкой моторики.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.

Сказки – это первые произведения, которые малыш слышит с самого младенчества. Сказку мы можем использовать не только тогда, когда мы читаем её малышу перед сном, но также использовать в воспитательных целях, где при прочтении воспитывать в ребенке все самое доброе. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства.

Таким образом, сказки дают прекрасную возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица, учат детей работать в команде и договариваться.

Перспектива дальнейшего развития:

Трансляция опыта для коллег ДОУ, публикация проекта.

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 3-4 лет с ОНР. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2019. — 232с.
  3. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. 88 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественной литературы, изобразительная деятельность. ТЦ Сфера, 2009. 128с
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
  7. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  М., Мозаика-Синтез, 2015.
  8. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 164 с.;
  9. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 160 с.
  10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Интернет ресурсы

  1. http://metod-sbornik.ru/doshkolnoe-obrazovanie/2521-06538
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/04/proekt-po-teatralnoy-deyatelnosti-v-mire-skazok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разноцветные огоньки в домах" Конспект организованной образовательной деятельности по Художественному творчеству (аппликации) с детьми второй младшей группы

Программное содержание.Цель: приобщать детей к искусству аппликации, учить предварительно раскладывать в определенной последовательности готовые формы на листе бумаги; формировать умение пользоваться ...

Познавательная деятельность («Первые шаги в математику») с детьми второй младшей группы Тема: «По следам гусей-лебедей» с использованием ИКТ

Познавательная   деятельность («Первые шаги в математику»)с  детьми второй младшей группы Тема:  «По следам гусей-лебедей» Разработала:Тополян Татьяна Викторовна...

Конспект изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования с детьми второй младшей группы на тему "Маленькие мышата встречают осень"

Конспект изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей второй младшей группы на тему:«Маленькие мышата встречают осень»Разработала и провела:Воспитатель Курманбаева Г. М.Пр...

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путешествие по сказочной стране» с детьми второй младшей группы

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путешествие по сказочной стране» с детьми второй младшей группы...

Театрализованная игра-драматизация по мотивам сказок "Репка" ,"Колобок". Вторая младшая группа

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Театрализованная игра, как один из ее видов, формирует у детей широкий простор для проявления инициативы, творчества. Она создает благоприятные у...