Публичная лекция: «Ребенок с особыми возможностями здоровья в семье: приговор или перспективы?..»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Степоненкова Светлана Александровна

Рождение ребенка – это радостное событие для семьи. Когда становится известно, что у малыша есть особые возможности здоровья, это может натолкнуть вас как родителей на множество вопросов и опасений.

Какова будет жизнь ребенка с особыми возможностями здоровья?

Как справиться с возможными трудностями?

Будет ли у семьи достаточно сил и ресурсов для того, чтобы воспитывать такого ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Золотой гребешок» комбинированного видаЗОЛОТОЙ_ГРЕБЕШОК1

Публичная лекция:  «Ребенок с особыми возможностями здоровья в семье: приговор или перспективы?..»

Учитель – логопед: Степоненкова Светлана Александровна

Учитель – дефектолог: Рерих Ольга Григорьевна

Рождение ребенка – это радостное событие для семьи. Когда становится известно, что у малыша есть особые возможности здоровья, это может натолкнуть вас как родителей на множество вопросов и опасений.

Какова будет жизнь ребенка с особыми возможностями здоровья?

Как справиться с возможными трудностями?

Будет ли у семьи достаточно сил и ресурсов для того, чтобы воспитывать такого ребенка?

Сначала у вас могут возникнуть мысли о том, что ребенок с особыми возможностями здоровья - это приговор для всей семьи. Возможно, что это повлечет за собой финансовые затруднения, перегрузку эмоциональной сферы и непредвиденные трудности в повседневной жизни. Однако, не стоит забывать о том, что ребенок с особыми возможностями здоровья также обладает своими уникальными качествами и потенциалом. Именно от вас как родителей зависит, какой путь пройдет ребенок.

Конечно, Вам придется преодолеть немало трудностей. Но, важно помнить, что семья - это команда, которая способна преодолеть любые преграды. Кроме того, очень важно во время обратиться за помощью к специалистам, которые смогут поддержать не только ребенка, но и вас –  родителей.

В нашем ДОУ Вы можете обратиться к высококвалифицированным специалистам (учитель-дефектолог, учителя-логопеды, педагог-психолог), способным помочь Вам в решении возникающих вопросов и затруднений. Кроме того, важно создать благоприятные условия для развития и самореализации ребенка с особыми возможностями здоровья. Это может быть индивидуальная программа обучения, организованные занятия с коррекционными педагогами и психологом, возможность участия в специальных мероприятиях и фестивалях.

Таким образом, ребенок с особыми возможностями здоровья в семье - это не приговор, а особая возможность раскрыть свои родительские потенциалы и принести радость и счастье окружающим. Важно поддерживать друг друга, строить доверительные отношения и искать возможности для самореализации и развития. Каждый ребенок уникален и заслуживает любви и заботы, независимо от своих особенностей.

Важно понимать, что ребёнок индивидуален и имеет свои сильные и слабые стороны. Некоторые дети могут быстро усваивать новые знания и навыки, другие же могут нуждаться в большем времени и поддержке для достижения тех же результатов. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка при планировании его обучения и развития.

Индивидуальные возможности развития мы понимаем как способность каждого ребёнка развиваться в соответствии со своими особенностями и потребностями. Это означает, что каждый человек имеет свой уникальный путь развития, который зависит не только от генетических особенностей, но и от окружающей среды и воспитания.

Один из способов поддержки индивидуального развития ребёнка – это создание благоприятной микро – среды в семье для обучения и роста малыша. Создавая благоприятную среду, Вы можете помочь своему ребёнку достичь максимального потенциала. Также важно поощрять ребенка к самостоятельности и независимости, чтобы он мог принимать решения и делать выбор самостоятельно.

Кроме того, Вам необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию своего ребёнка. Важно поддерживать его самооценку и уверенность в себе, а также помогать ему справляться со стрессом и негативными эмоциями.

Для совместной эффективной работы всех участников образовательных отношений мы предлагаем Вашему вниманию систему взаимодействия с целью развития общекультурной и педагогической компетентности семьи, а также развития Вашей способности к полноправному сотрудничеству с педагогами нашего образовательного учреждения. Идея непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни человека в современной семье.

Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания «особенного» ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях!

Мы обозначили основные направления деятельности в нашем ДОУ:

  1. «Родительская школа». Цель: просвещение в вопросах воспитания, развития и образования «особенных» детей. Мы осуществляем психолого-педагогическое сопровождение семьи; знакомим с гуманитарными технологиями; предоставляем информацию о конкретных развивающих программах.
  2. Мастер-класс: «Я – успешный родитель». Цель: обучение эффективному взаимодействию родителей и детей. Перед началом учебного года (последняя неделя августа) мы приглашаем родителей совместно с детьми на специально организованные совместные занятия. Деятельность организуется как для обучающихся группы раннего возраста впервые пришедших в ДОУ, так и для обучающихся с индивидуальными возможностями развития групп компенсирующей направленности.

В работе мы  выделяем условно три этапа. На первом мы комплектуем участников в группы. На втором этапе отрабатываем навыки эффективного взаимодействия через организацию игровой и продуктивной деятельности (рисование, составление коллажей, выполнение картины из пластилина и т.д.). На третьем этапе мы обсуждаем полученные на занятиях результаты (рефлексия).

  1. Коллективная творческая деятельность. Цель: получение позитивного опыта взаимодействия в триаде: педагог – родитель – ребенок через подготовку к творческому мероприятию (концерт, спектакль, праздник и пр.)
  2. «День открытых дверей». Цель: знакомство с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса, а также установление доверительных отношений между родителями и педагогами. В назначенную дату вы можете посетить детский сад и получить возможность погрузиться в жизнь ДОУ, понаблюдать за своим ребенком в условиях, отличных от домашних; сразу  получить рекомендации от педагогов и специалистов ДОУ.
  3. «Проектная деятельность». Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс, обогащение вашего педагогического опыта, переживание чувства сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
  4. «Один день из жизни в ДОУ». Цель: получение родителями возможности прожить один день из жизни ребёнка в ДОУ, почувствовать себя в роли дошкольника, установить доверительный контакт с другими родителями и педагогами.
  5. Социальное партнерство. Цель: информирование родителей о существовании иных организаций и специалистов, осуществляющих помощь семьям детей с особенностями развития (медицинские и спортивные организации, образовательные и культурные учреждения, благотворительные фонды и пр.)

В течение учебного года будут реализованы представленные направления работы, в которых Вы можете принять участие.

Кроме того, в нашем ДОУ на постоянной основе функционирует консилиум, целью деятельности которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся по средствам психолого-педагогического сопровождения.

Чтобы дошкольное детство Вашего ребенка стало первой ступенькой его дальнейшего успешного развития и стало перспективой, мы помочь Вам реализовать как Ваш родительский потенциал, так и потенциал  Вашего ребенка.

В окончании нашего разговора мы бы хотели предложить Вам несколько советов, следуя которым Вы будете эффективнее взаимодействовать со своими детьми:

  1. Дослушивайте ребенка до конца, не перебивая его.
  2. Обращайте внимание на состояние ребенка: если он устал или расстроен, не стоит заставлять его делать что-либо.
  3. Чаще хвалите ребенка, замечая его даже небольшие успехи.
  4. Разрешайте ребенку совершать ошибки, пусть он растет самостоятельным.
  5. Не бойтесь задавать вопросы и находить ответы у компетентных специалистов.
  6. В этом мире Вы не одни, ищите поддержку.
  7. Ребенок не требует от Вас жертв, жертвой становитесь Вы сами поддаваясь обывательским стереотипам.
  8. Не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми.
  9. Помните, главное не то умеет ли ребенок писать и считать, главное, чтобы он был счастлив.
  10. Просто радуйтесь Вашему сыну или дочке.

В каждом человеке - Солнце.

Только дайте ему светить… (Cократ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения наблюдения с детьми с особыми возможностями здоровья (ЗПР)

Наблюдение, в высшем своем проявлении, - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогиче...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством проектной деятельности

Материал содержит описание работы методом проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью их успешной социализации в общество. Представлены примеры долгосрочных проектов...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   де...