Особенности проведения наблюдения с детьми с особыми возможностями здоровья (ЗПР)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наблюдение, в высшем своем проявлении, - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя  к наблюдаемому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виноградово О.А.

МБДОУ № 423 г. Челябинска

Особенности проведения наблюдения с детьми с особыми возможностями здоровья (ЗПР)

В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения нашего города функционируют в рамках переходного периода для введения федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, независимо от возможностей ребенка. Поэтому, основная моя задача при реализации новой учебной программы в свете  ФГТ, с учетом принципа интеграции образовательных областей, подготовить ребенка с ЗПР к равному старту для успешной учебы в школе.

Успех в экологическом воспитании детей  старшего возраста с ЗПР обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети с ЗПР не сразу включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, не всегда эмоционально реагируют на полученную информацию, не охотно отвечают на вопросы, повторяют за воспитателем слова и действия.

Работая с детьми с ЗПР, я ставлю перед собой задачу - заложить ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости нескольких условий для их жизни.

Проводя регулярную работу с детьми по наблюдению за  живой и неживой природой, они начинают проявлять выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, развитием познавательных интересов, а также с переходом  наглядно-действенного мышления в  наглядно-образное.

Удержать внимание ребенка с ЗПР в первое время, очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен привлекать детей с особыми возможностями здоровья к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное - не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы.

Особенностью сценариев активизирующего общения с детьми во время наблюдений является то, что участие в играх – сценариях добровольное, и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Содержанием сценариев являются не только наблюдение за живой или не живой природой, но и организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей. Например,

Наблюдение за воробьем

Цель – продолжать закрепление знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время.

Беседа                        

У меня есть дружок – воробей.

Совершенно бесстрашная птица!

Не боится больших голубей

И вообще никого не боится.

Не боится голодных котов,

Не боится высоты и вьюги….

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле  ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько  собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Труд. Покормить птиц зернами.

П/и: "Мороз". "Налетай". "Прыжки на 2 ногах с продвижением.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови предметы". "Сорока".

Пальчиковая гимнастика "Птички".

Самостоятельная игровая деятельность.  Игры с формочками.

Сравнительное наблюдение  за воробьем и синицей

Цель на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Беседа                                  

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.) Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.) Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Труд. Укрепление снегом корней молодых деревьев.

П/и: "Птицы и кукушка". "Лягушки и цапля".

Индивидуальная работа. Прыжки в длину с места.

Дидактические игры. "Эхо". "Составь фигуру".

Пальчиковая гимнастика "Воробей".

Сравнительное наблюдение  за воробьем и синицей

Цель на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать  доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Беседа

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм,  налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Синицы — осторожные и пугливые.) Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног  человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит  на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц  называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят  вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Труд. Сгребание снега на участке.

П/и: "Автомобили". "Цепи кованные".

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Если бы…" "Цепочка примеров".

Пальчиковая гимнастика "Шустрая синичка".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом.

Наблюдение за зимующими птицами

Цель закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Беседа                          

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают

на зиму в теплые края? Как человек может помочь зимующим птицам? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают

корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Труд. Сбор снега для постройки зимнего городка.

П/и: "Кто быстрей по дорожке?". "Прыгуны". Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови".

 "Угадай число".

Пальчиковая гимнастика "Птички".

Самостоятельная игровая деятельность. Катание на лыжах.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Основная задача воспитателя –  сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2—3). Детей 5-ти лет с ЗПР привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за птицами, насекомыми. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у самих детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию птицы или насекомого. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает птицу или насекомое к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как птица ест. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии птицы, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, воробей клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает воробей? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием птицы. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из детей поручения: насыпать зерно в кормушку. Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков.

При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты. В конце наблюдения можно прочитать стихи. Требовать от детей рассказа о наблюдаемом, в первое время,  нецелесообразно, затем дети подводят по вопросам воспитателя составляют небольшой рассказ о наблюдаемом и зарисовывают наблюдаемый объект.

Таким образом, ребенок  5-ти лет с ЗПР познает мир по-своему, в первое время, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие накапливает впечатления, расширяет  его опыт, учит ориентироваться в окружающем его мире – у него начинает формироваться система знаний.

Познание окружающего мира и складывающаяся система полученных знаний являются фундаментом, началом деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   де...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

       Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество....

Сборник нетрадиционных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Сборник адресован педагогам ДОУ, учителям-логопедам, педагогам-психологам для внедрения данных методов и приёмов в практическую деятельность в процессе организации совместной деятельности с детьми, во...

Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с особыми возможностями здоровья

Конспект непосредственной образовательной деятельностис детьми с особыми возможностями здоровья...

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В данной статье определяется влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду...