План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи. Тема: Зимующие птицы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Скутарь Елена Анатольевна

Материал будет полезен для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, которые работают с дошкольниками с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект коррекционно-образовательного занятия

по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Тема: Зимующие птицы

Цель: Активизировать коммуникативную, познавательную, игровую, двигательную деятельность.

Образовательные задачи: Познакомить  с зимующими птицами, с их характерными внешними признаками.  

Обогащать словарь по теме:  снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, кормушка – столовая для птиц.

Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинке простыми предложениями из 2-3 слов.

Способствовать развитию связной речи, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме(мнемотаблица) из коротких предложений.

Коррекционно-развивающие задачи: Способствовать  развитию внимания, памяти, мышления, речи через беседу, игры и игровые упражнения,

Способствовать развитию моторики через физминутку и игровое упражнение;

Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к природе. Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, слайды, созданные в Power Point: картинки, схема описательного рассказа (мнемотаблица), фонограмма «Голоса птиц», игрушка птица снегирь, кормушка, предметные картинки, сюжетная картинка, игра «У кормушки», мяч, разрезная картинка, ободки, чашки, корм для птиц, доска, магниты.

Дидактический материал: Приветствие, загадки, игры «Один-много», «Назови ласково», «У кормушки», «Собери картинку», «Перебери корм», физминутка «Синица».

Участники: дети подготовительной группы с задержкой психического развития, учитель-дефектолог.

Форма работы: подгрупповая, в паре, с использованием технологии мнемотехника и технологии сотрудничества с осуществлением индивидуального подхода.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, занятия по теме «Зима», разучивание стихотворений о зиме. 

I.Создание мотивационного поля (организационный момент).

1)Приветствие  с использованием художественного слова педагогом.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

2) Введение в тему занятия. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла телеграмма, к нам должен кто-то прилететь в гости. Но случилась беда, ее кто-то разорвал, давайте попробуем ее собрать, и  мы узнаем, кто прилетит в гости.

Игра «Собери картинку» (Слайд №2) Дети делятся на пары, каждый ребенок  выполняет свою работу индивидуально (составляет из разрезанных картинок половину целого изображения) и на завершающем этапе дети объединяют свои элементы в общую картину.

 В этот момент звучит фонограмма птичьих голосов.

Педагог сообщает и показывает детям, что в гости прилетел снегирь (он присутствует на протяжении всего занятия), он потерял своих друзей. Чтобы ему помочь, необходимо отгадать загадки. Отгадки (картинки) на слайдах. (Слайд №3)                                                            

1)Кто-то скачет вдоль дорожки,                    2)Кто глядит на тротуар                    

Семечки клюет и крошки.                                И кричит нам с ветки: «Карр!»?        

«Здесь не страшно, не робей!» -                      Покроши кусок батона –              

Крикнул другу…(воробей).                                    Прилетит поесть …(ворона).

3)Кто красуется на ветке                                4)Он живет на площадях,

В желтой праздничной жилетке?                        На деревьях, и ветвях.

Это маленькая птичка,                                            Он воркует, не поет,

А зовут ее … (синичка)                                      Бодро семечки клюет. (Голубь)

5)Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?.. (Снегирь)

Все птицы выставляются на доске.

Учитель-дефектолог подводит итог, спрашивает детей: Какие это птицы? (Зимующие.)

Вот мы и помогли снегирю, нашли его друзей.

III. Сообщение новых знаний.

Беседа о зимующих птицах. (Слайд № 3,4)

Учитель-дефектолог просит детей назвать птиц, которых они видят на картинках.

Педагог задает детям вопросы: Как называются эти птицы? Почему они так называются?  Чем они похожи?  Чем они отличаются друг от друга? А какие повадки у птиц зимой?  А чем мы можем помочь птицам зимой? Чем можно накормить птиц?

В процессе беседы педагог обращает внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц, контролирует ответы детей, при необходимости уточняет, добавляет информацию, или исправляет ошибки. В конце беседы педагог совместно с детьми делает вывод: кормить  зимующих птиц лучше в их птичьей «столовой», в кормушке  пшеном, хлебными корочками, крошками,  несоленым салом, семечками.

Игра «Назови ласково» с мячом.

 Педагог бросает мяч и называет птицу, а в ответ ребенок называет ее ласково.

Физминутка « Синица». ( Слайд №5)

Скачет шустрая синица,             (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,              
Прыг-скок, прыг-скок,                
Завертелась, как волчок.             (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку,            (Присели.)

 Зернышки поела.     (Указательный, большой и средний палец вместе, постукивать
Клю, клю, клю,             ими по дорожке)
Клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю.
Почесала клювом грудку,           (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки - на плетень,           
Тири-тири,                                    
Тень-тень-тень!   2 раза.    (А. Барто)    (Прыжки на месте на двух ногах.)

 Игра «Один- много» с мячом.

 Педагог бросает мяч и называет одну птицу, а дети много (несколько).

Игра «У кормушки».

На доске висит плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц (крепятся магнитами)

Учитель-дефектолог спрашивает детей: Каких птичек вы видите у кормушки? (Синичку, воробья, снегиря, голубя, ворону.)  Педагог просит детей посмотреть на птичек и запомнить, где находятся птички. По первому сигналу (хлопок) дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку, по второму сигналу дети открывают глаза и называют  картинку, которая исчезла.      

Педагог убирает плоскостное изображение птиц по очереди и задает  примерные вопросы: Кого не стало? Какая у нее грудка?  Где сидела синичка?  Что она делала?  Если ребенок затрудняется в ответе или ошибается, педагог предлагает «соседу» помочь, подсказать. В конце игры педагог  благодарит детей.

В конце игры подводят итог: чтобы помочь птицам зимой, необходимы кормушка и корм.

IY. Закрепление полученных знаний.

1.Упражнение «Перебери корм» Учитель-дефектолог напоминает детям, что  на участке есть кормушка, а корм для птиц закончился. Нам нужно покормить птичек, но случилась беда, кто-то насыпал крупных семян, помогите перебрать зернышки. Дети  перебирают зерна.

2. Составление описательного рассказа. Педагог предлагает детям выбрать птицу составить описательный рассказ о птице по плану-схеме. Мнемотаблица описательного рассказа расположен на слайде №6. Дети в паре составляют рассказы, один начинает, второй продолжает, педагог оказывает помощь по мере необходимости.

Y. Рефлексия (итог).  

Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает деятельность.

Снегирь «благодарит» детей и дарит им свои «портреты» (раскраски).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Зимующие птицы учитель-дефектолог : Скутарь Елена Анатольевна Презентация к коррекционно-образовательному занятию по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи

Слайд 5

Физминутка « Синица». Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Зернышки поела. (Указательный, большой и средний палец вместе, постукивать Клю , клю , клю , ими по дорожке) Клю , клю , клю , Как я зернышки люблю. Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.) И с дорожки - на плетень, Тири-тири , Тень-тень-тень! 2 раза. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Слайд 6

Описательный рассказ о птице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

План-конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Правила безопасного поведения на железной дороге".

Безопасность детей-наша главная забота. Наш детский сад железнодорожный, и поэтому нам очень близка тема безопасности именно на железнодорожном транспорте. И говорить об этом с детьми нужно начинать к...

Презентация по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) на тему «Зимующие птицы»

—1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.—2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;—3. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.—4. Воспитывать доброту, ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»

План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп...

Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с окружающим миром» по теме «Зимующие птицы»

Конспект НОД. Образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с окружающим миром» по теме «Зимующие птицы" для детей сред...

План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи. Тема: Осень в гости к нам пришла.

Конспект будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим с детьми подготовительного дошкольного возраста с ЗПР....