План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи. Тема: Зимующие птицы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал будет полезен для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, которые работают с дошкольниками с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy_skutar_e.a.docx | 22.61 КБ |
prezentatsiya_zimuyushchie_ptitsy.pptx | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект коррекционно-образовательного занятия
по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи.
Тема: Зимующие птицы
Цель: Активизировать коммуникативную, познавательную, игровую, двигательную деятельность.
Образовательные задачи: Познакомить с зимующими птицами, с их характерными внешними признаками.
Обогащать словарь по теме: снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, кормушка – столовая для птиц.
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинке простыми предложениями из 2-3 слов.
Способствовать развитию связной речи, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме(мнемотаблица) из коротких предложений.
Коррекционно-развивающие задачи: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи через беседу, игры и игровые упражнения,
Способствовать развитию моторики через физминутку и игровое упражнение;
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к природе. Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды, созданные в Power Point: картинки, схема описательного рассказа (мнемотаблица), фонограмма «Голоса птиц», игрушка птица снегирь, кормушка, предметные картинки, сюжетная картинка, игра «У кормушки», мяч, разрезная картинка, ободки, чашки, корм для птиц, доска, магниты.
Дидактический материал: Приветствие, загадки, игры «Один-много», «Назови ласково», «У кормушки», «Собери картинку», «Перебери корм», физминутка «Синица».
Участники: дети подготовительной группы с задержкой психического развития, учитель-дефектолог.
Форма работы: подгрупповая, в паре, с использованием технологии мнемотехника и технологии сотрудничества с осуществлением индивидуального подхода.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, занятия по теме «Зима», разучивание стихотворений о зиме.
I.Создание мотивационного поля (организационный момент).
1)Приветствие с использованием художественного слова педагогом.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2) Введение в тему занятия. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла телеграмма, к нам должен кто-то прилететь в гости. Но случилась беда, ее кто-то разорвал, давайте попробуем ее собрать, и мы узнаем, кто прилетит в гости.
Игра «Собери картинку» (Слайд №2) Дети делятся на пары, каждый ребенок выполняет свою работу индивидуально (составляет из разрезанных картинок половину целого изображения) и на завершающем этапе дети объединяют свои элементы в общую картину.
В этот момент звучит фонограмма птичьих голосов.
Педагог сообщает и показывает детям, что в гости прилетел снегирь (он присутствует на протяжении всего занятия), он потерял своих друзей. Чтобы ему помочь, необходимо отгадать загадки. Отгадки (картинки) на слайдах. (Слайд №3)
1)Кто-то скачет вдоль дорожки, 2)Кто глядит на тротуар
Семечки клюет и крошки. И кричит нам с ветки: «Карр!»?
«Здесь не страшно, не робей!» - Покроши кусок батона –
Крикнул другу…(воробей). Прилетит поесть …(ворона).
3)Кто красуется на ветке 4)Он живет на площадях,
В желтой праздничной жилетке? На деревьях, и ветвях.
Это маленькая птичка, Он воркует, не поет,
А зовут ее … (синичка) Бодро семечки клюет. (Голубь)
5)Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?.. (Снегирь)
Все птицы выставляются на доске.
Учитель-дефектолог подводит итог, спрашивает детей: Какие это птицы? (Зимующие.)
Вот мы и помогли снегирю, нашли его друзей.
III. Сообщение новых знаний.
Беседа о зимующих птицах. (Слайд № 3,4)
Учитель-дефектолог просит детей назвать птиц, которых они видят на картинках.
Педагог задает детям вопросы: Как называются эти птицы? Почему они так называются? Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? А какие повадки у птиц зимой? А чем мы можем помочь птицам зимой? Чем можно накормить птиц?
В процессе беседы педагог обращает внимание на внешний вид, отличительные особенности птиц, контролирует ответы детей, при необходимости уточняет, добавляет информацию, или исправляет ошибки. В конце беседы педагог совместно с детьми делает вывод: кормить зимующих птиц лучше в их птичьей «столовой», в кормушке пшеном, хлебными корочками, крошками, несоленым салом, семечками.
Игра «Назови ласково» с мячом.
Педагог бросает мяч и называет птицу, а в ответ ребенок называет ее ласково.
Физминутка « Синица». ( Слайд №5)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Зернышки поела. (Указательный, большой и средний палец вместе, постукивать
Клю, клю, клю, ими по дорожке)
Клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю.
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень! 2 раза. (А. Барто) (Прыжки на месте на двух ногах.)
Игра «Один- много» с мячом.
Педагог бросает мяч и называет одну птицу, а дети много (несколько).
Игра «У кормушки».
На доске висит плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц (крепятся магнитами)
Учитель-дефектолог спрашивает детей: Каких птичек вы видите у кормушки? (Синичку, воробья, снегиря, голубя, ворону.) Педагог просит детей посмотреть на птичек и запомнить, где находятся птички. По первому сигналу (хлопок) дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку, по второму сигналу дети открывают глаза и называют картинку, которая исчезла.
Педагог убирает плоскостное изображение птиц по очереди и задает примерные вопросы: Кого не стало? Какая у нее грудка? Где сидела синичка? Что она делала? Если ребенок затрудняется в ответе или ошибается, педагог предлагает «соседу» помочь, подсказать. В конце игры педагог благодарит детей.
В конце игры подводят итог: чтобы помочь птицам зимой, необходимы кормушка и корм.
IY. Закрепление полученных знаний.
1.Упражнение «Перебери корм» Учитель-дефектолог напоминает детям, что на участке есть кормушка, а корм для птиц закончился. Нам нужно покормить птичек, но случилась беда, кто-то насыпал крупных семян, помогите перебрать зернышки. Дети перебирают зерна.
2. Составление описательного рассказа. Педагог предлагает детям выбрать птицу составить описательный рассказ о птице по плану-схеме. Мнемотаблица описательного рассказа расположен на слайде №6. Дети в паре составляют рассказы, один начинает, второй продолжает, педагог оказывает помощь по мере необходимости.
Y. Рефлексия (итог).
Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает деятельность.
Снегирь «благодарит» детей и дарит им свои «портреты» (раскраски).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физминутка « Синица». Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Зернышки поела. (Указательный, большой и средний палец вместе, постукивать Клю , клю , клю , ими по дорожке) Клю , клю , клю , Как я зернышки люблю. Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.) И с дорожки - на плетень, Тири-тири , Тень-тень-тень! 2 раза. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Описательный рассказ о птице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"
Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги! Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...
План-конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Правила безопасного поведения на железной дороге".
Безопасность детей-наша главная забота. Наш детский сад железнодорожный, и поэтому нам очень близка тема безопасности именно на железнодорожном транспорте. И говорить об этом с детьми нужно начинать к...
Презентация по познавательному развитию(ознакомление с миром природы)на тему «Зимующие птицы»
1.Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;3. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.4. Воспитывать доброту, ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»
План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп...
Конспект НОД Образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с окружающим миром» по теме «Зимующие птицы»
Конспект НОД. Образовательная область «Познавательное развитие» раздел: «Ознакомление с окружающим миром» по теме «Зимующие птицы" для детей сред...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Домашние птицы» «Птичий двор»
Цель:• Дать представление о домашних птицах (внешний вид, среда обитания, название детенышей)...
План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи. Тема: Осень в гости к нам пришла.
Конспект будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим с детьми подготовительного дошкольного возраста с ЗПР....