Развитие мышления дошкольников посредством игр
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
Развитие мышления дошкольников через игры - это эффективный метод обучения, который помогает детям усваивать новые знания и и развивать когнитивные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_cherez_igru.docx | 464.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мышления дошкольников посредством игр»
Игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста. Внутренний мир ребенка формируется в его активной деятельности, и которая на каждом возрастном этапе является ведущей, она определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими его людьми. Любимое занятие дошкольников конечно же игра. Высоко ценил воспитательную роль игр, Антон Семенович Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович. Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин, великие психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития, в ней все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. С помощью игры, мы взрослые, можем привлечь интерес к учебе. Именно в игре происходит перенос значения т.е. воображаемая ситуация, пусть он выдвигает свои варианты. Мы знаем, что запоминается лучше то, к чему ребенок приходит вследствие самостоятельного познания или исследования. Очень хорошо, когда дети сами играют, но есть и обратная сторона, поскольку они не всегда могут создать содержательную игру. И тогда на помощь приходит взрослый, который организует, направляет, помогает преодолеть трудности, поощряет, корректирует деятельность.
На этапе дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств различных приемов умственных действий, учитывая интересы и потребности дошкольников.
От ребенка, пришедшего в первый класс, требуется достаточно высокий уровень развития мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев мыслительными операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сущности проблемы.
Выбрать игру не так то просто, поскольку педагогу приходится учитывать биологический возраст ребенка, его индивидуальные возможности и степень его заинтересованности, давая ему возможность применить все то, что он может и что его может побудить к освоению нового. Игра очень важна и для обучения, и для радости, и для удовольствия. Врач-психолог Ефим Аронович Аркин называл игры психическим витамином. Мы, взрослые, совмещая радость и удовольствие от игры помогаем развивать внимание, память, мышление, воображение, новые виды деятельности, ведь все это необходимо ребенку. А он, играя под нашим чутким оком не подозревает, что приобретает навыки, умения, знания, происходит поэтапная отработка действий, расширение кругозора. Когда ребенок интересуется трудом взрослых, проявляет интерес к общественной жизни на своей ступени развития, интересуется подвигами людей, у детей зарождаются первые семена о будущей профессии, могут стремиться подражать любимым героям. Здесь игра выступает средством создания направленности личности, кирпичики фундамента которого складываются в дошкольном детстве.
В своей работе хочу осветить некоторые моменты помогающие развитию мышления дошкольников.
Мышление представляет собой многогранный познавательный процесс, посредством которого происходит психическое отражение реальности, ее воспроизведение в сознании человека. Это уникальная способность, позволяющая решать сложные задачи, устанавливать связи и отношения между различными объектами в ходе непрерывного познания окружающего мира. В течение дошкольного возраста происходит постепенный переход от наглядно-действенного мышления, при котором познание осуществляется через непосредственные манипуляции с предметами, к наглядно-образному, а затем и к более абстрактному словесному мышлению, опирающемуся на представления и понятия.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает предметно-действенное мышление, при котором процесс познания происходит через ощупывание, разъединение и соединение частей, а порой даже и ломание игрушек в стремлении постичь их устройство изнутри. В этот период крайне важно суметь заинтересовать ребенка предлагаемой деятельностью, ведь пробужденный интерес станет лучшей мотивацией для дальнейшего развития. Он способствует раскрытию творческого потенциала личности, приносит истинное удовлетворение от занятий, пробуждает неподдельную заинтересованность в том, что педагог предлагает освоить. Упражнения и задания необходимо регулярно повторять, ведь для полноценного развития умственных способностей требуется немало времени и практики. Если по каким-либо причинам упражнение или задание не получается сразу, следует сделать небольшой перерыв и вернуться к нему позже, либо предложить ребенку более легкий вариант, создавая для него ситуацию успеха. Педагогам не стоит излишне тревожиться по поводу недостаточных на первый взгляд успехов и слишком медленного продвижения к намеченной цели. Главное – проявлять терпение и мудрость, не давая заданий, превышающих текущий интеллектуальный уровень ребенка. Ведь каждый опытный педагог знает, что в развивающих занятиях нужна разумная мера. Определив допустимые пределы выносливости маленького ученика, мы постепенно увеличиваем длительность занятий, каждый раз добавляя совсем немного времени. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективной будет игровая форма подачи материала, позволяющая избежать монотонности и строгой регламентации. Крайне важно находить слова поддержки и одобрения, искренне хвалить ребенка за проявленные им терпение и настойчивость, сравнивая его достижения с его же собственными прежними результатами, а не с успехами других детей. Это позволит сформировать у него здоровую уверенность в собственных силах и адекватную самооценку. В задачу педагога входит обучение ребенка навыкам сопоставления и сравнения предметов, нахождения их сходств и различий, описания свойств и признаков окружающих вещей, деления их на группы и классы в соответствии с теми или иными выделенными признаками. При этом педагог должен подбирать игры и упражнения, ориентируясь на степень заинтересованности самого ребенка в предлагаемой деятельности. Игры которые помогут развить мышление ребенка младшего дошкольного возраста:
В период среднего дошкольного возраста, когда ребенок находится в промежутке между 4 и 5 годами жизни, происходит стремительное развитие его познавательных способностей, в частности, предметно-действенного и визуально-образного мышления. На этом этапе малыш активно исследует окружающий мир, изучая объекты не только через восприятие, но и посредством практических действий, манипулируя предметами и наблюдая за их свойствами и изменениями. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает использовать схемы, мнемонические приемы и иные вспомогательные средства для решения простых задач, связанных с запоминанием и обработкой информации. Мышление ребенка среднего дошкольного возраста в значительной степени определяется его деятельностью, которая зачастую протекает методом проб и ошибок, требуя от малыша немалой настойчивости и концентрации внимания. В этой связи педагогам рекомендуется воздерживаться от прямого вмешательства и предоставления готовых решений, дабы не сформировать у ребенка зависимость от помощи извне. Вместе с тем, крайне важно поощрять и хвалить малыша за его усилия и достижения, поскольку для него познавательная деятельность представляет собой значительный труд. Необходимо отметить, что развитие мышления в среднем дошкольном возрасте протекает неравномерно и нестабильно. Ребенок активно пытается анализировать окружающую действительность, сравнивать предметы и явления, делать выводы об их связях и взаимоотношениях. Однако его высказывания на данном этапе зачастую носят характер простого перечисления, не демонстрируя глубокого понимания сути вещей. Хотя ребенок уже способен обобщать предметы в группы по определенным признакам, ему может быть затруднительно четко объяснить причины отнесения того или иного объекта к конкретной группе. Например, малыш легко назовет предметы одежды, но вряд ли сможет аргументировать, почему они так называются или почему очки не относятся к данной категории. Это связано с тем, что процессы сравнения и анализа на данной стадии развития протекают преимущественно в наглядно-действенном плане, зачастую исходя из субъективных представлений ребенка. В среднем дошкольном возрасте крайне важно целенаправленно развивать у малыша умение выделять характерные признаки для группировки предметов, узнавать и правильно называть различные объекты. При условии грамотного подхода к обучению и развитию, к 5 годам дети способны демонстрировать высокую умственную активность, проявлять устойчивый интерес к познанию окружающего мира и стремиться самостоятельно решать разнообразные задачи. На этом этапе они уже могут выделять минимум 2-3 существенных признака для сравнения и обобщения предметов. Для дальнейшего развития мыслительных способностей необходимо продолжать обучать ребенка построению логических цепочек, различению общего и частного, установлению причинно-следственных связей между явлениями. Важно также понимать тесную связь мышления с речью: чем богаче словарный запас малыша, тем легче ему формулировать собственные мысли и понимать инструкции и задания. Использование техник вербализации и визуализации в процессе обучения способствует ускорению развития познавательных навыков. Немаловажную роль в развитии мышления ребенка среднего дошкольного возраста играют родители. Им рекомендуется организовывать для малыша специальные игры и упражнения, направленные на повышение его познавательной активности, расширение кругозора и совершенствование аналитических способностей. Такой комплексный подход, сочетающий продуманную работу педагогов и вовлеченность семьи, позволит создать оптимальные условия для гармоничного развития мыслительных процессов ребенка.
В период старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения в развитии мышления ребенка, характеризующиеся переходом от преобладания визуально-образного к формированию словесно-логического мышления. Этот процесс сопровождается рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие: дети начинают решать мыслительные задачи не только в наглядно-образном представлении, но и с помощью освоенной речи, которая становится важным инструментом для решения различных задач. Параллельно с этим наблюдается рост любознательности, проявляющийся в постоянных детских вопросах, направленных на познание окружающего мира.
Кроме того, в этот период происходит переход от использования готовых связей и закономерностей к самостоятельному "открытию" более сложных взаимосвязей и закономерностей, что свидетельствует о начале формирования способности к объяснению различных явлений и процессов. Все это способствует развитию таких важных качеств, как самостоятельность, пытливость и гибкость ума. Ребенок старшего дошкольного возраста становится способным систематизировать свои представления об объекте, что проявляется в формировании первичных понятий, установлении причинно-следственных связей, развитии рассуждений и умении решать более сложные задачи.
Слова, входящие в лексикон ребенка, постепенно наполняются все более глубоким смыслом, позволяя формулировать суждения и приходить к обоснованным умозаключениям. Вначале обоснования детей могут быть достаточно бедными, однако по мере развития мышления прослеживается более глубокое понимание взаимосвязей и закономерностей. Важную роль в этом процессе играет выделение существенных признаков объектов, которое помогает ребенку овладеть такими важными мыслительными операциями, как обобщение и классификация – навыками, имеющими первостепенное значение для успешного обучения в школе.
В этой связи перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит важная задача – создание оптимальных условий для развития у детей мыслительных операций диалектического характера, направленных на формирование познавательных интересов и действий, а также интеллектуальных качеств в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Проблеме развития мышления детей дошкольного возраста уделяли пристальное внимание такие выдающиеся ученые и педагоги, как Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Дж. Дьюи, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие. В свете внедрения ФГОС ДО одной из приоритетных задач становится развитие у дошкольников творческого мышления и самостоятельности, что будет способствовать их дальнейшему успешному обучению и развитию в современном быстро меняющемся мире. В дошкольном возрасте, когда ребенок находится на стадии интенсивного развития и формирования личности, крайне важно создавать благоприятные условия, способствующие раскрытию его творческого потенциала, развитию самостоятельности и индивидуальности. На этом этапе закладываются основы умственного развития, базирующегося на логическом мышлении, которое формируется посредством усвоения элементарного жизненного опыта, включающего в себя предметные действия, простейшие знания и умения. В дошкольных образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по формированию мыслительных процессов в соответствии с утвержденными программами и методиками, однако эффективность этой работы напрямую зависит от того, насколько она подкрепляется и дополняется семейным воспитанием. Рекомендуется, чтобы родители уделяли внимание развитию речевых навыков ребенка, побуждая его пересказывать сюжеты сказок, рассказов и фильмов, а также давать оценку происходящим событиям. Такая речевая практика способствует овладению развернутой, содержательной речью, обогащению словарного запаса, формированию языкового чутья и чувства языка. Полноценное речевое общение, достаточная речевая практика и благоприятная языковая среда являются ключевыми факторами, способствующими формированию словесно-логического мышления ребенка. Необходимо научить его рассуждать, думать, задавать вопросы и находить ответы на них, что развивает пытливость ума и самостоятельность мышления. Следует приучать ребенка к сравнению, анализу и обобщению через эксперименты, наблюдения, чтение художественной литературы. Побуждайте его объяснять происходящие процессы и явления, хвалите за попытки сравнивать и сопоставлять, задавайте наводящие вопросы, предлагайте находить объекты для сравнения. Целенаправленное включение игровых элементов в процесс обучения и развития повышает интерес ребенка к занятиям, усиливает эффект приобретения новых знаний, умений и навыков. Создание игровой ситуации приводит к незаметному, естественному и органичному усвоению информации. В старшем дошкольном возрасте игра удовлетворяет присущую детям потребность в игровой деятельности, делает процесс обучения эмоционально насыщенным и эстетически привлекательным для восприятия.
Загадки представляют собой увлекательный и захватывающий инструмент, способствующий развитию мыслительных способностей и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста. Народные или тематические загадки, передававшиеся из поколения в поколение и обогащенные культурным наследием, предлагают захватывающий и полезный материал, вызывающий глубокие размышления. В этих загадках содержатся тщательно подобранные указания на отличительные признаки и характеристики предмета или объекта, по которым необходимо с помощью логического мышления и дедукции отгадать их. Загадки представляют собой своего рода увлекательные логические задачи, требующие выявления объекта по его особенностям и свойствам. Эти признаки могут быть как качественными, описывающими присущие предмету свойства и черты, так и количественными, указывающими на числовые характеристики. Для целенаправленного развития мыслительных процессов и аналитических способностей у дошкольников тщательно подбираются загадки, в которых главным образом по представленным признакам и особенностям необходимо определить загаданный предмет или объект. Например:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Снег растаял, ожил луг, Солнце выглянуло вдруг.
Наконец пришла она, Долгожданная ... (Весна)
Мчусь стремительно вперед, Под ногами скользкий лёд,
Но шаги мои легки, Ведь несут меня ... (Коньки)
Вот малыш за окуньком В речку лезет босиком.
Ну не вышло на крючок – Вдруг поймается в ... (Сачок)
Для того чтобы отгадать загадку, ребенок выполняет несколько последовательных мыслительных операций, свойственных мышлению. Анализирует выделяет указанные в загадке признаки загаданного предмета, сопоставляет и объединяет характеристики, выявление связей между ними, формулирует умозаключения (отгадки) на основе произведенных размышлений. Старшие дошкольники отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, восприятия, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать; поведение ребенка характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана результатов собственной деятельности и своих речи.
Заключение
Ключевая роль логических игр в интеллектуальной подготовке дошкольников к школьному обучению заключается в том, что они создают благоприятные условия для развития аналитических способностей, критического мышления и навыков решения проблем, которые играют важнейшую роль в успешном освоении знаний и адаптации к образовательной среде. Логические игры позволяют детям в увлекательной форме тренировать умение структурировать информацию, выявлять закономерности, строить логические цепочки рассуждений и находить нестандартные решения, что является фундаментальной основой для дальнейшего академического роста.
Задачи развивают мышление, творчество, планирование действий в той степени, что способность решать проблемы различного уровня сложности требует от ребенка задействовать весь спектр когнитивных способностей, включая аналитическое и критическое мышление, креативность, умение строить стратегии и планировать последовательность действий. Дидактические игры, в свою очередь, формируют познавательный интерес, исследовательский поиск, желание учиться, поскольку они представляют собой увлекательную и вовлекающую форму взаимодействия с новыми знаниями, стимулируя любопытство, стремление к открытиям и самостоятельному изучению окружающего мира. ФГОС ДО нацелен на развитие интеллектуальных качеств через различные виды деятельности, что отражает современную тенденцию в образовании, направленную на формирование у дошкольников широкого спектра когнитивных навыков и способностей, необходимых для успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни и обучения. Важно развивать логические операции мышления в дошкольном возрасте для успешного овладения знаниями в школе, поскольку умение логически мыслить, анализировать, синтезировать и обобщать информацию является ключевым компонентом интеллектуального развития и служит фундаментом для дальнейшего эффективного освоения учебных предметов и формирования целостной картины мира. Навык "действовать в уме" служит фундаментом для получения знаний, поскольку он предполагает способность оперировать абстрактными понятиями, строить умозаключения, решать задачи и проблемы в мысленном плане, что является основой для успешного усвоения и применения новых знаний. Ребенок, овладевший этим навыком, станет внимательным, научится концентрироваться, убеждать, так как развитие логического мышления и умения выстраивать рассуждения неразрывно связано с формированием таких важных качеств, как сосредоточенность, способность удерживать внимание, аргументировать свою позицию и находить убедительные доводы. Учеба принесет радость тем детям, которые обладают хорошо развитыми интеллектуальными навыками, так как они будут воспринимать процесс познания как увлекательное приключение, наполненное открытиями и достижениями. Логика способствует культурному и интеллектуальному росту личности, поскольку она лежит в основе критического мышления, умения анализировать информацию, строить обоснованные суждения и принимать взвешенные решения. Без логического мышления учеба потребует значительных усилий, что может негативно сказаться на здоровье и интересе к обучению, так как отсутствие навыков структурирования и осмысления знаний приведет к перегрузке когнитивных процессов, снижению мотивации и, как следствие, возможным проблемам с физическим и психоэмоциональным состоянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр
Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...
ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА» для детей 6-7 лет. Развитие речи и мышления дошкольников посредством мнемотехники.
Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехникиТип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и р...
Материалы из опыта работы по проблеме «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
В статье представлены материалы из опыта работы...
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр драматизаций
Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным ...
Развитие памяти и мышления дошкольников посредством дидактических игр
Какие дидактические игры для развития памяти и мышления дошкольников можно использовать дома....
Статья:"Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр".
Развитие мышления дошкольников посредством дидактических игр....