Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр драматизаций
статья на тему

Полякова Екатерина Александровна

Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным видом сюжетно ролевой игры является игра драматизация. Кроме этого, важным этапом в жизни ребенка является становление ролевой идентификации, у них возникает интерес к перевоплощению в иной образ. 

Создавая условия для развития и формирования творческого начала, творческого мышления ребенка (что происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами культуры), перед детским садом стоит задача целостного развития его личности и обеспечение самореализации в дальнейшей жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления дошкольника

посредством игр драматизаций

Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Становится заметно, как ребенок начинает мыслить цельными образами, понимает множество явлений и различных действий - это результат развития воображения. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным видом сюжетно ролевой игры является игра драматизация. Кроме этого, важным этапом в жизни ребенка является становление ролевой идентификации, у них возникает интерес к перевоплощению в иной образ. Сюжет истории или сценария не имеет большого значения, смысл игры заключается в разделении ролей в группе. В этой игре малыш может прожить то, что является для него недоступным или даже запретным из жизни взрослых. Ролевые перевоплощения помогают дошкольнику эмоционально раскрываться, способствуют коррекции внутренних страхов, возможно излишней активности. Театрализация сказки требует определенных усилий, и это развивает внимание ребенка к деталям, восприятие к образам, тренируется устойчивая память и конечно укрепляется воля характера.

Создавая условия для развития и формирования творческого начала, творческого мышления ребенка (что происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами культуры), перед детским садом стоит задача целостного развития его личности и обеспечение самореализации в дальнейшей жизнедеятельности. Определенно, способность мыслить творчески будет проявляться у современных дошкольников при условии систематического и целенаправленного развития у них творческого восприятия, мышления, так как этот процесс затрагивает все стороны личности - возникает желание проявлять инициативу и самостоятельность в решении простых познавательных задач, укрепляется привычка к свободному самовыражению, совершенствуются нравственные и этические качества дошкольника. Игра драматизация - это вид совместной игровой деятельности, театрализации, способствующий развитию социальных и коммуникативных отношений между детьми. Ребенок учится управлять своим поведением в игровых ситуациях, возникает необходимость удерживать внимание к сюжету истории или сказки - что способствует формированию концентрации внимания.

При организации взаимодействия между детьми в драматизации, воспитателю необходимо учитывать основные принципы воспитания: принцип адаптивности и возможности работать в индивидуальном режиме времени, принцип развития ребенка, принцип обеспечения эмоционального комфорта, принцип систематичности и последовательности изучения материала.

Игры драматизации разыгрываются по содержанию литературных текстов, стихотворений, рассказов или сказок. Сказки особенно любимы детьми, поскольку персонажи представлены очень ярко, герои привлекают детей смелостью, добротой, искренностью, отвагой своих поступков. Последовательность действий в сказке четко сменяют одно другое, поэтому ребенку легко уловить смысл и содержание истории. Детям младшего возраста интересны сказки, где действующие лица звери, поскольку им наиболее легко представить себя трусишкой зайкой или защитником петушком. В более старшем возрасте ребят уже привлекают образы героев, богатырей, королей или принцесс - это объясняется тем, что у дошкольника уже сформировано свое чувство и отношение к добру или злу, честности и искренности персонажа. Исходя из интересов детей очень важно правильно подобрать литературное произведение, чтобы оно заинтересовало ребят, вызвало сильные чувства, эмоции или переживания. Необходимо наличие в истории разнообразия диалогов и смена эпизодов. Когда ребенок примеряет на себя образ героя, самостоятельно изображает выбранную роль, у него формируется опыт социального поведения, умение придерживаться общественных правил, повышается способность соотносить собственные потребности и желания с желаниями других людей. Такое влияние на дошкольников оказывают как положительные, так и отрицательные образы, поскольку ребенок психологически сближается с образом героя сказки, переживает его счастье и беду, победы и поражения. В зависимости от проблемной ситуации, у дошкольника развивается диалогическая речь. Ребенок приобретает навыки пантомимики, а также мимической и речевой выразительности, это способствует развитию творческого потенциала детей, а также повышает уровень их социальной адаптации.

Работа с театрализацией сказки имеет вариативный и развивающий характер. Процесс ведется педагогом в гибкой форме при тесном сотрудничестве с родителями и близкими ребенка. Решает ли дошкольник мыслительную задачу, разучивает слова, или это процесс изготовления костюмов и декораций вместе с детьми - во всех ситуациях поддержка и вера в успех маленького артиста придают ему сил к самовыражению, раскрытию своих внутренних талантов и способностей.

Под влиянием переживания иной, отличной от своей, социальной роли, чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, усиливается эмоциональный, внутренний контроль за собственным поведением, развивается адекватное эмоциональное реагирование на отрицательные ситуации. Дети укрепляют эмоционально-волевую сторону личности.

Дошкольное детство - это интенсивный период развития и становления личности, и современные дети активно включаются в процесс импровизации, у них создаются установки на творчество, развивается способность к длительному внутреннему побуждению к игровой деятельности.  

Содержание работы с детьми дошкольного возраста.

Важной задачей для педагога будет постепенное расширение и усложнение социального опыта ребенка, за счет освоения различных видов игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается постепенным усложнением игровых упражнений, методов и приемов, в которые включается ребенок.

Выделим разновидности театрально-игровых ситуаций с постепенным усложнением задачи:

  1. Игра имитация отдельных действий человека, животных или птиц. Имитация основных эмоций человека, образов хорошо знакомых ребенку сказочных персонажей;
  2. Игра импровизация по текстам коротких сказок, рассказов или стихов, которые рассказывает воспитатель;
  3. Инсценировка фрагментов коротких сказок о животных, ролевой диалог героев сказок;
  4. Игра драматизация с несколькими героями по народным сказкам и авторским текстам, или по тексту волшебной сказки;  
  5. Постановка спектакля по полноценному литературному произведению с изготовлением атрибутики, костюмов и декораций.

Средствами стимулирования интереса детей к творчеству и импровизации является придумывание содержания игрового сюжета, воплощения задуманного образа в реальность. На конкретном примере воспитатель помогает ребенку понять, что лучшая театральная постановка является подготовленной, требует знания содержания, текста, внутренних усилий самовыражения. Кроме этого, хочется отметить, что включаясь в интегрированную деятельность, большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются при взаимосвязи рисования, лепки и аппликации с игрой драматизацией.

Успешная работа воспитателя возможна при создании театрального уголка или уголка сказок в группе. Необходимо целенаправленно проводить специально организованные занятия, беседы по изучению произведений, литературные вечера с родителями.

Процесс развития творческого мышления посредством игр драматизаций долгий и требующий совместных усилий как педагога так и дошкольника. Однако это способствует активной социализации ребенка, приобретению у него положительного жизненного опыта. Посредством театрализации дети приобретают практические навыки и умения правильно поступать в вымышленных условиях, в дальнейшем это переносится в жизнь и тем самым ребенок подготавливает себя к полноценному личностному росту. Развивается умение гармонично взаимодействовать с миром, пробуждаются добрые чувства по отношению к окружающим, активизируется стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"

Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается  теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Развитие творческого мышления детей посредством триз-педагогики

Актуальным становится возвращение в массовую практику дошкольного образования педагогической технологии, основанной на теории решения изобретательских задач. Применение данной технологии поможет ...

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».

Выступление на семинаре «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников посредством элементарного музицирования».         ...