Психологическое сопровождение детей с ОВЗ на дому
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_s_ovz_na_domu.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с ОВЗ на дому.
Педагог-психолог Чуваева О.А.
- наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение психологической деятельности
Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях домашнего обучения.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижение эмоционального и мышечного напряжения,
- Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия со взрослым.
- Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие устойчивости внимания.
2. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте – эмоциональное общение ребенка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность.
Развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой).
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
• обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
• построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• занятия интегративного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
• индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;
• построение занятий осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
• использование игровой мотивации на всех занятиях.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15-20 минут;
Принципы работы
1. Наглядный характер преподносимого детям материала.
2. Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.
3. Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.
4. Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.
5. Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.
Планируемые достижения ребенка:
Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание. Активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек. Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Выполнение орудийных действий — использование бытовых предметов с учетом их функций. Координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.
- Игры с мячами и шариками
- Игры-шнуровки
- Игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям
- Игры-мозаики
- Игры с различными мелкими предметами
- Игры и упражнения с крупами
- Игры на развитие зрительного внимания
Игры на развитие слухового внимания
Игры на развитие моторно-двигательного внимания.
Массаж (самомассаж) и пальчиковые игры
Игры по тренировке пальцев можно начинать с массажа (это когда мы поглаживаем кисти рук ребенка в направлении от кончиков пальцев к запястью) или упражнений (берем каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибаем и разгибаем его). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Необходимо детей с ДЦП учить и приемам самомассажа: поглаживание, растирание, выжимание, активные и пассивные движения. Позже можно использовать пальчиковые игры, сопровождаемые стихами.Тонкую моторику рук следует развивать через разнообразные упражнения, соответствующие возрасту ребенка и его возможностям. Подбор предметов должен быть для каждого ребенка индивидуальным, так как при сильных поражениях для одних они должны быть крупными (большие шарики, вмещающиеся в ладошку ребенка, толстые палочки, веревка вместо шнурка), для других наоборот – мелкие.
Вся работа начинается с простейших движений. Перед выполнением упражнения детям с ДЦП предлагается рассмотреть предметы, определить, из какого материала они изготовлены, какого цвета, какой формы.
Сначала необходимо показать упражнение и объяснить, как его выполнять. Затем предлагается ребенку справиться с ним с помощью взрослого, называя при этом действия. И только после всего этого ребенок может выполнять задание самостоятельно. Наряду с развитием мелкой моторики у него развиваются внимание и память. Все упражнения и игры вначале предлагаются в медленном темпе. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Первые занятия не дадут должного результата, поэтому необходимо повторять и отрабатывать хорошо знакомые упражнения по прошлым занятиям, затем постепенно их усложнять. На протяжении всего занятия нужно повторять названия действий, движение предметов, окружающих ребенка.
Формирование мелкой моторики начинается с простейших игр, с выполнения жестов: погрозить пальцем, подозвать пальцем к себе, помахать рукой, постучать в дверь пальцами.
Игры с мячами и шариками
Особую роль в развитии мелкой моторики играют мячи и шарики. Регулярные игры и упражнения с мячами и шариками улучшают память, тренируют мозг ребенка, развивают координацию движений, ловкость рук, развивают логическое мышление.
Мячи детям предлагаются разные по величине, упругости. Самым большим мячом для развития мелкой моторики является такой, который ребенок сможет зажимать в кисти рук, самым маленьким – диаметром в один сантиметр. Коррекция мелкой моторики с помощью мяча и шарика необходимо начинать с детьми с ДЦП с первых занятий. Начинать нужно с тех предметов, с которыми ребенок справляется без помощи взрослого. Тогда у него появится интерес к выполняемому заданию, которое впоследствии можно будет усложнить. Например, в игре с шариками подбирать их с таким расчетом, чтобы ребенок мог свободно удерживать шарики и в одной, и в другой руке. Если пальцы плохо сгибаются, предмет, естественно, должен быть побольше. Задания:
- Брать мяч с пола, стола.
- Сжимание и разжимание мяча поочередно в каждой руке.
- Удары мячом об пол.
- Подбрасывание мяча вверх.
- Переносить мяч из одной руки в другую, сжимая его.
- Передавать мяч за спину, за голову, под коленом.
- Ударить мячом об пол, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре.
- Перебрасывать друг другу.
- Прокатывать мяч по полу между кеглей, в ворота.
- Попасть мячом в определенное место, ударить об стену.
- Удерживать мяч большим и указательным пальцами, большим и средним и так далее.
С каждым новым занятием шарики детям предлагаются все меньше и меньше по размеру. С небольшими и совсем маленькими шариками можно выполнять различные упражнения: перекладывать их из одной посуды в другую, выбирать шарик определенного размера или цвета. В процессе таких заданий-игр можно добиться не только развития мелкой моторики, но и активности, самостоятельности, внимания.
Игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям
С дошкольниками с ДЦП необходимо использовать коррекционно-развивающие игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям. В их основе лежит методика М. Монтессори. С помощью этих игр у детей вырабатывается точность движения, ритмичность, память, внимание, развивается мелкая мускулатура кистей рук, сосредоточенность, стимулируется воображение, развивается самостоятельность и активность:
- застегнуть пуговицу, молнию;
- открывать и закрывать замки и краны;
- завязать шнурки;
- перелить воду из одного стакана в другой;
- заплести косичку;
- расчесаться;
- протереть пыль;
- помести веником;
- нанизать колечки, крючочки, прищепки;
- смотать ленту, тесьму, нитки;
- разрезать ножницами;
- переложить или пересортировать бусинки (горох, фасоль);
- выложить кусочки материи (по цвету, величине, форме).
Игры-шнуровки
Сложным заданием для детей с церебральным параличом являются игры-шнуровки.
Вначале необходимо детей познакомить со всеми предметами; показать, как нужно просунуть шнурок в отверстие, как сделать стежок, как вынуть шнурок из отверстия. Отверстия должны быть большими, а кончики шнурка плотными.
Шнуровка способствует развитию у ребенка мелкой моторики руки, уточнения движения пальцев, концентрации внимания, развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. В этих играх особое место отводится развитию творческих способностей ребенка.
Игры и упражнения с крупами
Игры и упражнения с крупами прекрасно развивают не только мелкую моторику ребенка с ДЦП, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включится в игру и эмоционально.
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
Цель: развитие внимания, связанного с координацией двигательного анализатора.
Ухо-нос. Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" – дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Перечень дидактических пособий и оборудования игротеки:
- Наборы круп (горох, фасоль, манка, гречневая крупа, рис),
- Мячи (разного диаметра и фактуры, разной упругости),
- Кубики (разные по величине, цвету),
- Тесьма, нитки, ленты, веревки (небольшими отрезками и в катушках),
- Пуговки, крючки, замки, прищепки,
- Кусочки материи (разные по форме, величине, цвету),
- Геометрические фигуры,
- Наборы предметов и игрушек,
- Разрезные картинки,
- Баночки (с горохом, фасолью, бусинками, пуговками),
- Мешочки или рукавички с камушками (для массажа рук),
- Объемные игрушки,
- Матрешки, солдатики, елочки, грибочки (разные по высоте, количеству),
- Игрушки для шнурования,
«Бросай мяч»
Цели: развитие амплитуды движений, координации движений; коррекция статического и динамического равновесия; согласованность обеих рук; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: мяч.
Речевой материал: мяч, бросай, лови, поймал, не поймал, упал, молодец.
Ход игры: Педагог говорит: «Будем играть!». Дает мяч ребенку, обращаясь: «Кидай!», - показывает, как нужно ловить мяч. Педагог пускает мяч по полу ребенку, предлагая ему повторно кинуть его педагогу. После нескольких повторов ловли мяча педагогом, педагог предлагает ребенку поймать мяч.
«Накинь кольцо»
Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений кистей рук; формирование точности движений; развитие координации зрительного внимания; закрепление речевого материала.
Оборудование: кольцеброс.
Речевой материал: кольцо, делай так, встань тут, бросай, попал, не попал, спокойно, рука, игра, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть: «Будем бросать кольцо. Вот так. Встань тут. Бросай». Педагог показывает как нужно бросать. Если у ребенка не получается с первого раза, можно сократить расстояние между кольцебросом и ребенком.
«Цветные вкладыши»
Цели: развивать мышление, учить схематически изображать различные предметы; развитие умения анализировать предметы; развитие внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: игра «Цветные вкладыши»: картонные карточки. Каждая карточка поделена на цветные поля с разными узорами и вкладыши к ним.
Речевой материал: верно, не верно, одинаково, молодец, названия, Где одинаковый? Покажи.
Ход игры: Педагог показывает карточку: «Будем играть. Смотри. Вот одинаково», - ребенок получает один вкладыш. Далее ребенку необходимо самому найти место для вкладышей: « Найди где одинаково?».
Можно варьировать сложность в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.
«Шнуровка»
Цели: коррекция мелкой моторики рук и пальцев; формирование точности движений; развитие зрительного восприятия цвета; развитие пространственной ориентировки; формирование развитие координации зрительного внимания; закрепление речевого материала.
Оборудование: любые готовые игры «Шнуровка».
Речевой материал: делай так, верно, не верно, не торопись, помоги, игра, красиво, узор, название и изображение предметов, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает: «Будем делать дом. Смотри. Вот так», - показывает, как нужно продевать шнур, ребенок смотрит, что получилось. Далее ребенок выполняет самостоятельно этот же вариант шнуровки. Можно показать готовую шнуровку, как образец, а ребенок на втором экземпляре шнуровки ее выполняет: «Делай одинаково. Зеленый круг куда?», - проговаривают речевой материал.
Лучше иметь несколько вариантов по сложности, этой игры для детей разного возраста. Ее можно легко сделать самим из цветного картона, можно сделать дом, с накладными окнами, крышей и дверью.
Можно сделать тарелку с накладными фруктами и овощами (по темам «Овощи» и «Фрукты»).
«Зарядка»
Цели: коррекция статического и динамического равновесия; развитие амплитуды движений, координации движений; учить осознавать свое положение в пространстве; развивать умение ориентироваться в теле куклы; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: кукла.
Речевой материал: вверх, вниз, слева, справа, делай так, иди, верно, нога, рука, ухо, глаз, молодец.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть с куклой, сделать зарядку: «Будем идти. Вот так», - переставляя ноги куклы, комментирует какая нога идет вперед. Усложнение действия переносим на ребенка, он выполняет сопряженно с педагогом: «Делай так. Руки вверх. Руки вниз», - далее ребенок выполняет самостоятельно.
Можно варьировать сложность задания увеличением или уменьшением речевого материала, в зависимости от возраста, пройденного материала и индивидуальными возможностями ребенка.
«Парные картинки»
Цели: развивать мышление, закреплять представления об окружающем мире; развитие умения анализировать и обобщать предметы; развитие внимания и памяти; формирование положительной мотивации, заинтересованности в занятии; закрепление речевого материала.
Оборудование: парные картинки с изображением предмето
Речевой материал: делай как я, положи, верно, не верно, молодец, Что это?
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ
(Рекомендации для родителей)
Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже сейчас родители не всегда знают, как надо играть с ребенком. Игра – увлекательное освоение окружающего мира. Если взрослый может увлечь и обрадовать ребенка – он будет и играть и учиться. Вначале больше всего радости малышу приносят игры с простым физическим контактом: взрослый обнимает его, щекочет, гладит, целует, трется носом о его носик. Ребенку нравятся и «зрительные» игры: взрослый то приближает, то отстраняет свое лицо от его личика. Ребенок любит и «звуковые» игры: взрослый напевает, свистит, щелкает языком, пыхтит. Затем постепенно переходят к более структурированным играм. Важно, чтобы играла не только мама, но и папа. Игры с папой обычно более энергичны, у него низкий голос, другой взгляд, ребенок радуется, когда папа подбрасывает его в воздух. Эти игры возбуждают и радуют ребенка.
Игра занимает важное место в жизни ребенка она оказывает влияние на весь ход его развития, в том числе способствует формированию движений и развитию речи. Известно, что у детей с церебральным параличом в силу двигательных расстройств обычно не развивается в должной мере игровая деятельность, что обусловлено двигательными и речевыми расстройствами. Специальными исследованиями показано, что обучение ребенка дидактическим, подвижным, ролевым, строительным и другим видам игр с учетом двигательных речевых особенностей нарушений имеет важное значение для развития ребенка. На начальном этапе обучения ребенка игре взрослый обучает его подражанию, формирует интерес к игре, развивает активность и умение игры с партнером. Постепенно ребенка учат сопровождать игру речью. Вначале у ребенка преобладают одиночные игры «рядом». Некоторые дети самостоятельно вообще не начинают играть. При попытке взрослого подключить их к играм других детей они продолжают оставаться наблюдателями или начинают фиксировать действия играющих. Такие дети нуждаются в целенаправленном обучении игре с показом игровых действий, с постепенным введением игровой ситуации. Некоторые дети только называют все игровые действия, но практически их не осуществляют. Многие дети нуждаются в обучении их игровой деятельности, особенно дети с церебральным параличом.
Среди всех видов игр максимальное развитие движений происходит в подвижных играх, в частности в играх с разнообразными игрушками (мячами, например). Действия ребенка в этих играх определяются его физическими возможностями. Для ребенка с церебральным параличом необходимо создать серию игр с разнообразными игрушками и мелким строительным материалом, так как это способствует обогащению его двигательного опыта. Родителям следует подбирать игрушки в соответствии с двигательными возможностями малыша и задачами по развитию движений.
В большинстве случаев подбор игрового материала сочетается с обучением ребенка способам обращения с ним. Оказывают положительное влияние подвижные игры, в которых ребенок выполняет те или иные доступные для него действия, например: добежать (или дойти) до определенного места и взять какой-нибудь предмет (флажок, шар, игрушку), определенное число раз поймать и бросить мяч взрослому, докатить обруч до конца комнаты. Двигательные задачи представляются в виде правил игры. Родители могут придумать содержание игры, видоизменяя его в зависимости от поставленной задачи по развитию моторики и индивидуальных возможностей ребенка. В этих играх можно повторять движения несколько раз, то есть закреплять двигательные навыки и умения. Эти игры могут быть названы играми упражнениями. К таким играм ребенка с церебральным параличом необходимо специально готовить. Освоив игру, ребенок может играть самостоятельно или по заданию взрослого.
У ребенка с церебральным параличом собственная активность инициатива в дошкольном возрасте еще слишком мала. Более сложным видом подвижных игр являются игры с определенным сюжетом и твердо установленными правилами. Эти игры требуют от ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера (взрослого или здорового брата или сестры). Они имеют важное значение не только в развитии моторику, но в регуляции поведения. При воспитании и обучении ребенка с детским церебральным параличом важно помнить, что особенности нарушений его развития обусловлены не только трудностями в выполнении различных движений, но и в слабости ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируется правильное представление о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения входе осуществления действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе и узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, препятствует формированию предметных действий, что отрицательно отражается на общем уровне психического развития ребенка.
Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности. Важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. Здоровый ребенок, двигая рукой в пределах поля зрения, вначале не обращает на нее внимания. Далее взгляд начинает следить за рукой, А за теми направлять движения руки. У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласование движения руки и глаза развиты недостаточно и ребенок не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует выработке навыков самообслуживания.
Одной из задач игровой деятельности детей с церебральным параличом является развитие кинестетических ощущений в руках. Например, с помощью специальной игры « волшебный мешочек». В специальный матерчатый мешочек помещаются различные игрушки, которые можно хорошо ощупать: шарики, маленькие кубики, и т.д. Ребенка просят взять какой-либо предмет или игрушку, опознать его путем ощупывания и назвать (если ребенок не владеет речью, то он должен выбрать этот предмет из нескольких расположенных перед ним). Развитие кинестетических ощущений имеет важное значение для развития ручной умелости, что имеет важное значение для развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста, обучающихся на дому.
2021 г. был запущен проект "Помощь вопреки", который реализовывался при поддержке Фонда Президентских грантов. В рамках проекта был создан комплексный подход для поддержки семей, воспи...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»
Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...
организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС
В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС....