Практика "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сельдемирова Жанна Александровна

Практика реализовывалась в течение 3-х лет на уровне ДОУ и муниципальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование практики: 

«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Автор: педагог-психолог

высшей квалификационной категории,

учитель-дефектолог  

Сельдемирова Жанна Александровна

Берёзово, 2024 г.

Место реализации практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко», 628140, ул. Аэропорт, 24А, пгт. Берёзово, ХМАО – Югра, Тюменская область. Контактное лицо: Сельдемирова Жанна Александровна, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тел.: 89324393500, эл. почта: Seldem87@mail.ru 

Практика реализовывалась в течение 3-х лет с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), среди них были дети с ограниченными возможностями здоровья, родителями, педагогами детского сада.

Актуальность применения практики. В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных составляющих жизненной успешности личности. 
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральная образовательная программа  дошкольного образования (ФОП ДО) одной из приоритетных задач ставят духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. А одним из важных направлений такого воспитания  является развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Анализируя результаты первичной диагностики уровня эмоционального интеллекта, у дошкольников старшего возраста наблюдается низкий уровень эмоциональной ориентации ребёнка (на мир вещей или на мир людей) и составляет 75% из 100% . Средний уровень эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других людей (70 % из 100%).  У половины дошкольников (50% из 100%) выявлена высокая (не считается нормой) самооценка. Такие особенности эмоционального развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в духовном и нравственном развитии, поэтому необходима такая коррекционно-развивающая деятельность, которая в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь.   

Инновационный характер практики заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами. Модель развития эмоционального интеллекта включает 5 этапов: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», и соответственно «я делаю». Таким образом, ребёнок в лёгкой игровой форме и, взаимодействуя с другими детьми, с удовольствием учится понимать эмоции и управлять ими.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики, планируемые результаты.

Цель: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную творческую деятельность в условиях ДОУ.
Задачи: 1. Развивать умение договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
2. Развивать волевые качества, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать понимание собственного эмоционального состояния,  умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
4. Развивать чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стараться разрешать конфликты приемлемыми способами.
5. Развивать умение управлять своими эмоциями и правильно реагировать на эмоции других.

6. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов через просвещение и систему индивидуальных и групповых консультаций, совместных детско-родительских мероприятий.

Планируемые результаты.

У детей развиты коммуникативные навыки:
сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
развито умение устанавливать контакт и поддерживать его;
развито умение договариваться.
Приобретены навыки  коллективной работы, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Развиваются волевые качества, может  следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
У детей развита эмоциональная сфера:
развито  умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
развито понимание собственного эмоционального состояния;
развито умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;
развито умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.

Ожидаемые результаты работы с родителями:
оптимизация детско-родительских отношений;
гармонизация внутрисемейных взаимоотношений.
Ожидаемые результаты работы с педагогами:
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта детей;
совершенствование навыков эффективного взаимодействия с детьми.

        Содержание практики.

Данная практика реализовывалась в 3 этапа:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (изучение литературы, повышение уровня образования, первичная диагностика, определение цели и задач, ожидаемых результатов).
  2.  ОСНОВНОЙ (разработка и реализация пробного проекта «Эмоциональный интеллект в Действии», разработка и реализация Программы развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника «Мой мир» ссылка, разработка и реализация проекта «Монсики и эмоции» для детей 5-6 лет, транслирование опыта работы на уровне детского сада и на районных методических объединениях специалистов ППС).
  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ПЕРСПЕКТИВНЫЙ) (диагностика, выводы, транслирование опыта работы на региональном и федеральном уровнях).

Средства и способы реализации практики.

Для реализации практики предусматривается использование следующих форм работы с детьми:

 -  коллективные игры, подвижные игры, игры-путешествия, игры-загадки, эмоциональные зарядки, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие эмоционального интеллекта,  цикл упражнений с «Филингбокс» ( «Коробочка радости»),  театрализованные постановки, моделирование с кинетическим песком, арт-терапевтические упражнения.

- совместные мероприятия с родителями (эмоциональные досуги) в целях гармонизации детско-родительских отношений.

Для реализации практики предусматривается использование следующих форм работы с родителями и педагогами:

- групповые консультации в родительских чатах;

- семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, квизы для педагогов.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, арт-терапевтические, арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами.

Условия реализации практики:

Методическое обеспечение.

  1. Джон Готтен «Эмоциональный интеллект ребёнка: практическое руководство для родителей».
  2. Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников.
  3. Виктория и Глеб Шиманские «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить»
  4. Виктория Шиманская «Академия монсиков». Программа развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста.
  5. Т. Трясорукова «Эмоциональный интеллект для детей»

Авторские методические разработки: Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Мой мир», Проект «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ», Проект «Монсики и эмоции», Буклет для родителей «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста», Памятка для взрослой аудитории «Учись управлять своими эмоциями», Разработка «Путеводитель антизлость».

Создана предметно-развивающая среда: в группах созданы центры «Эмоции», в кабинете педагога-психолога имеются стендовые наглядные обучающие плакаты «Чувства и эмоции», «К какой зоне ты находишься?», «Если я расстроен, я могу», «Вещи, которые я могу контролировать», «Психологическое ощущение опоры», «Все чувства хороши», обучающие карточки «Эмоции и чувства», «Монсики эмоций», «Филингбокс» («Коробочка радости») и другие пособия. Авторские игровые пособия:  лэпбук «Эмоции», «Шумовой осьминог», «Коробка-мирилка», «Светофор эмоций», «Киндер эмоций», «Спиннер грусти».

Кадровое обеспечение. Педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Данные о результативности.

КАЧЕСТВЕННЫЕ:

1. Воспитанники приобрели достаточный уровень собственного эмоционального интеллекта (научились распознавать эмоции свои и чужие, а также управлять своими эмоциями и правильно реагировать на эмоции других) (см. Презентацию, слайд 19).
2. Работа с детьми по развитию эмоционального интеллекта
получила положительную оценку со стороны родителей (см. Презентацию, слайд 20).
3.
Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и участников РМО (см. Презентацию, слайд 21).
4.  Пополнилась методическая база по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста (см. Презентацию, слайд 14-16, 22).
6.
Пополнилась предметно-развивающая среда развития эмоционального интеллекта авторскими пособиями (см. Презентацию, слайд 22-25).
7.
Опыт работы по развитию эмоционального интеллекта транслировался на уровне детского сада:

ПРИКАЗЫ

на районном уровне:

Приказ №314-од от 05.12.2022 года " О проведении районного практико-ориентированного семинара "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Приказ №111 - од от 30.03.2023 года "О проведении районного практико-ориентированного семинара "Практика развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста №3 от 22.05.2023 года

        КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ:

  1. В проекте «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ» приняли участие 50 семей детского сада, проведено 7 мероприятий с детьми, родителями и педагогами.

ПЕРВОЕ мероприятие проекта "Семейное селфи с ЭМОЦИЕЙ"

ВТОРОЕ онлайн-мероприятие "Угадай мультфильм по ЭМОДЗИ"

 В младшей группе "Зайчата" д/с "Солнышко" прошли мероприятия в рамках проекта "Эмоциональный интеллект в действии"

В старшей группе "Фантазёры" д/с "Солнышко" прошли мероприятия с детьми и родителями по проекту "Эмоциональный интеллект в действии"

В средней группе "Пчёлки" д/с "Солнышко" прошли мероприятия в рамках внутридошкольного проекта "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"

В подготовительной группе "Детки-конфетки" д/с "Солнышко" прошли мероприятия в рамках внутридошкольного проекта "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"

В детском саду "Солнышко" завершился внутридошкольный проект "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"

  1. В проекте «Монсики и эмоции» приняли участие 10 семей комбинированной старшей/подготовительной группы «Знайки», проведено 10 мероприятий с детьми, родителями и педагогами.

В комбинированной разновозрастной группе "Знайки" стартовал проект "Монсики и эмоции"

Монсик Хохотайка ( воспитанница Гребенникова Татьяна) пригласила в Академию Монсиков своих друзей и научила их, как создавать РАДОСТЬ и СМЕХ

В комбинированной разновозрастной группе "Знайки" друзья Монсики гостили в Академии Монсиков у Миротворца ( воспитанница Карунникова Эмилия), который научил друзей сердиться и при этом никого не обижать

У Монсика Бесстрашного (воспитанник Сайдуллаев Нурмухаммад) храбрости набрались!"

Монсик Грустякин (воспитанник Иванов Кирилл) научил друзей принимать грусть

Монсик Помогайка (воспитанник Шарипов Солехиддин) научил друзей ДОВЕРИЮ

АКАДЕМИЯ МОНСИКОВ продолжает знакомить воспитанников комбинированной группы "Знайки" с ЭМОЦИЯМИ. Смыслики

Друзья побывали в гостях у монсика Мими (воспитанница Белоглазова Валя), который научил видеть и ценить КРАСОТУ

"В ПОИСКАХ МОНСИКА НЕСКУЧАЙКИ"...под таким названием прошло очередное занятие в комбинированной группе "Знайки"

Заключительный совместный детско-родительский досуг " Монсики потеряли свои эмоции" в комбинированной группе "Знайки"

  1. Транслирование опыта работы на уровне детского сада: 2 мероприятия (семинар «Как дети реагируют на негативные эмоции взрослых», мастер-класс «Техники трансформации негативных эмоций»), на районном уровне ( в рамках районных методических объединений психолого-педагогической службы сопровождения)  – 3 мероприятия (практико-ориентированный семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Семинар, открытое интегрированное (с учителем-логопедом) занятие «Учимся гневаться правильно с Монсиком Миротворцем» Занятие , деловая игра «Все чувства хороши. Здесь ты можешь всё» Деловая игра ).

Возможность использования предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций в сфере образования.

Предложенная практика имеет универсальный характер и может быть использована в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС, родителями.
      Примеры тиражирования практики.

  1. Размещение информации на Госпаблике МАДОУ детский сад «Солнышко»
  2. Размещение информации на
  3. Размещение информации на Госпаблике Комитета образования администрации Берёзовского района
  4. Размещение информации на персональном сайте Образовательная социальная сеть nsportal.ru

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

Консультация для педагогов на тему: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема изучения связи  чувств и разума , эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуально...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - понятия и структура....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...