Практика "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Практика реализовывалась в течение 3-х лет на уровне ДОУ и муниципальном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование практики:
«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
Автор: педагог-психолог
высшей квалификационной категории,
учитель-дефектолог
Сельдемирова Жанна Александровна
Берёзово, 2024 г.
Место реализации практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко», 628140, ул. Аэропорт, 24А, пгт. Берёзово, ХМАО – Югра, Тюменская область. Контактное лицо: Сельдемирова Жанна Александровна, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тел.: 89324393500, эл. почта: Seldem87@mail.ru
Практика реализовывалась в течение 3-х лет с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), среди них были дети с ограниченными возможностями здоровья, родителями, педагогами детского сада.
Актуальность применения практики. В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных составляющих жизненной успешности личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) одной из приоритетных задач ставят духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. А одним из важных направлений такого воспитания является развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Анализируя результаты первичной диагностики уровня эмоционального интеллекта, у дошкольников старшего возраста наблюдается низкий уровень эмоциональной ориентации ребёнка (на мир вещей или на мир людей) и составляет 75% из 100% . Средний уровень эмоциональной ориентации ребёнка на себя или на других людей (70 % из 100%). У половины дошкольников (50% из 100%) выявлена высокая (не считается нормой) самооценка. Такие особенности эмоционального развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в духовном и нравственном развитии, поэтому необходима такая коррекционно-развивающая деятельность, которая в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь.
Инновационный характер практики заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами. Модель развития эмоционального интеллекта включает 5 этапов: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», и соответственно «я делаю». Таким образом, ребёнок в лёгкой игровой форме и, взаимодействуя с другими детьми, с удовольствием учится понимать эмоции и управлять ими.
Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики, планируемые результаты.
Цель: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную творческую деятельность в условиях ДОУ.
Задачи: 1. Развивать умение договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
2. Развивать волевые качества, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
3. Развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
4. Развивать чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стараться разрешать конфликты приемлемыми способами.
5. Развивать умение управлять своими эмоциями и правильно реагировать на эмоции других.
6. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов через просвещение и систему индивидуальных и групповых консультаций, совместных детско-родительских мероприятий.
Планируемые результаты.
У детей развиты коммуникативные навыки:
сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
развито умение устанавливать контакт и поддерживать его;
развито умение договариваться.
Приобретены навыки коллективной работы, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Развиваются волевые качества, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
У детей развита эмоциональная сфера:
развито умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
развито понимание собственного эмоционального состояния;
развито умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;
развито умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
оптимизация детско-родительских отношений;
гармонизация внутрисемейных взаимоотношений.
Ожидаемые результаты работы с педагогами:
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта детей;
совершенствование навыков эффективного взаимодействия с детьми.
Содержание практики.
Данная практика реализовывалась в 3 этапа:
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (изучение литературы, повышение уровня образования, первичная диагностика, определение цели и задач, ожидаемых результатов).
- ОСНОВНОЙ (разработка и реализация пробного проекта «Эмоциональный интеллект в Действии», разработка и реализация Программы развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника «Мой мир» ссылка, разработка и реализация проекта «Монсики и эмоции» для детей 5-6 лет, транслирование опыта работы на уровне детского сада и на районных методических объединениях специалистов ППС).
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ПЕРСПЕКТИВНЫЙ) (диагностика, выводы, транслирование опыта работы на региональном и федеральном уровнях).
Средства и способы реализации практики.
Для реализации практики предусматривается использование следующих форм работы с детьми:
- коллективные игры, подвижные игры, игры-путешествия, игры-загадки, эмоциональные зарядки, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие эмоционального интеллекта, цикл упражнений с «Филингбокс» ( «Коробочка радости»), театрализованные постановки, моделирование с кинетическим песком, арт-терапевтические упражнения.
- совместные мероприятия с родителями (эмоциональные досуги) в целях гармонизации детско-родительских отношений.
Для реализации практики предусматривается использование следующих форм работы с родителями и педагогами:
- групповые консультации в родительских чатах;
- семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, квизы для педагогов.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, арт-терапевтические, арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами.
Условия реализации практики:
Методическое обеспечение.
- Джон Готтен «Эмоциональный интеллект ребёнка: практическое руководство для родителей».
- Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников.
- Виктория и Глеб Шиманские «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить»
- Виктория Шиманская «Академия монсиков». Программа развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста.
- Т. Трясорукова «Эмоциональный интеллект для детей»
Авторские методические разработки: Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Мой мир», Проект «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ», Проект «Монсики и эмоции», Буклет для родителей «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста», Памятка для взрослой аудитории «Учись управлять своими эмоциями», Разработка «Путеводитель антизлость».
Создана предметно-развивающая среда: в группах созданы центры «Эмоции», в кабинете педагога-психолога имеются стендовые наглядные обучающие плакаты «Чувства и эмоции», «К какой зоне ты находишься?», «Если я расстроен, я могу», «Вещи, которые я могу контролировать», «Психологическое ощущение опоры», «Все чувства хороши», обучающие карточки «Эмоции и чувства», «Монсики эмоций», «Филингбокс» («Коробочка радости») и другие пособия. Авторские игровые пособия: лэпбук «Эмоции», «Шумовой осьминог», «Коробка-мирилка», «Светофор эмоций», «Киндер эмоций», «Спиннер грусти».
Кадровое обеспечение. Педагог-психолог высшей квалификационной категории.
Данные о результативности.
КАЧЕСТВЕННЫЕ:
1. Воспитанники приобрели достаточный уровень собственного эмоционального интеллекта (научились распознавать эмоции свои и чужие, а также управлять своими эмоциями и правильно реагировать на эмоции других) (см. Презентацию, слайд 19).
2. Работа с детьми по развитию эмоционального интеллекта получила положительную оценку со стороны родителей (см. Презентацию, слайд 20).
3. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и участников РМО (см. Презентацию, слайд 21).
4. Пополнилась методическая база по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста (см. Презентацию, слайд 14-16, 22).
6. Пополнилась предметно-развивающая среда развития эмоционального интеллекта авторскими пособиями (см. Презентацию, слайд 22-25).
7. Опыт работы по развитию эмоционального интеллекта транслировался на уровне детского сада:
на районном уровне:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ:
- В проекте «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ» приняли участие 50 семей детского сада, проведено 7 мероприятий с детьми, родителями и педагогами.
ПЕРВОЕ мероприятие проекта "Семейное селфи с ЭМОЦИЕЙ"
ВТОРОЕ онлайн-мероприятие "Угадай мультфильм по ЭМОДЗИ"
В детском саду "Солнышко" завершился внутридошкольный проект "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"
- В проекте «Монсики и эмоции» приняли участие 10 семей комбинированной старшей/подготовительной группы «Знайки», проведено 10 мероприятий с детьми, родителями и педагогами.
В комбинированной разновозрастной группе "Знайки" стартовал проект "Монсики и эмоции"
У Монсика Бесстрашного (воспитанник Сайдуллаев Нурмухаммад) храбрости набрались!"
Монсик Грустякин (воспитанник Иванов Кирилл) научил друзей принимать грусть
Монсик Помогайка (воспитанник Шарипов Солехиддин) научил друзей ДОВЕРИЮ
- Транслирование опыта работы на уровне детского сада: 2 мероприятия (семинар «Как дети реагируют на негативные эмоции взрослых», мастер-класс «Техники трансформации негативных эмоций»), на районном уровне ( в рамках районных методических объединений психолого-педагогической службы сопровождения) – 3 мероприятия (практико-ориентированный семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Семинар, открытое интегрированное (с учителем-логопедом) занятие «Учимся гневаться правильно с Монсиком Миротворцем» Занятие , деловая игра «Все чувства хороши. Здесь ты можешь всё» Деловая игра ).
Возможность использования предоставленного материала в опыте работы образовательных организаций в сфере образования.
Предложенная практика имеет универсальный характер и может быть использована в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС, родителями.
Примеры тиражирования практики.
- Размещение информации на Госпаблике МАДОУ детский сад «Солнышко»
- Размещение информации на
- Размещение информации на Госпаблике Комитета образования администрации Берёзовского района
- Размещение информации на персональном сайте Образовательная социальная сеть nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"
Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...
Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...
Консультация для педагогов на тему: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума , эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуально...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - понятия и структура....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...